Киберписьмовник от Google как услада ума канцеляриста
Приложение Google Inbox, доступное пользователям почтового сервиса Gmail, обзавелось функцией автоматического ответа на входящие письма при помощи сгенерированного искусственным интеллектом текста.
В женских гимназиях российской империи курс русской литературы был заметно более объемистым, нежели в гимназиях мужских. Гимназистки читали не только Державина, Жуковского и Карамзина, но и Алексея Константиновича Толстого, Мельникова-Печерского, Сергея Максимов, Островского, Аксакова, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Тургенева. Были в ходу Данилевский, граф Сальяс, Соллогуб, Эртель… Из поэтов — Майков, Полонский, Фет.
Ранние «антинигилистические» вещи Лескова и Крестовского считались правильными, но несколько упрощенно-вульгарными. Равно как и находившийся с другой стороны идеологического спектра Шеллер-Михайлов. Поэт Надсон почитался талантливым пессимистом, и требовал обращения с осторожностью. Тогдашние литературные «святцы» и «табели о рангах» заметно отличались от той картины русской классики, которая представляется тем, кто учился в советское или постсоветское время.
И весьма серьезное внимание уделялось эпистолярному жанру. Оно и понятно – весьма и весьма неплохо работающая почта Российской империи была основной информационной технологией – одних лишь простых закрытых писем, тех, что в конвертиках, было в 1897 году доставлено 261787341 штук. А были еще и «Открытые письма» – в просторечии обратившиеся в открытки – их доставили 54533767, и корреспонденция заказная, 23983964 за 1897 год. Телефон хоть и существовал – 75 рублей в год за присоединение к казенной линии – но был редок и малодоступен.
Нормы эпистолярного жанра излагались в соответствующих разделах учебников словесности. И проверялись на контрольных занятиях. Ну а гимназистки, естественно, в соответствии с принципом наименьшего действия, старались минимизировать усилия. Пользуясь книжками, называемыми «Письмовник». Иногда проскакивало. Но чаще виновная ловилась, используемый в качестве орудия преступления письмовник безошибочно вычислялся, и к проработке виновной привлекался не только словесник, ограничивавшийся раздачей «колов», но и более ехидная и злопамятная классная дама.
Которая хорошо модулированным голосом, при всем классе объясняла, что «письмовники», сборники образцов посланий по тому или иному поводу, существуют с тех времен, как Европа начала выбираться из Темных Веков, и служат суррогатом настоящего образования. Примитивными формами, простое заполнение которых позволяет письменно сообщаться между собой тем, кто не получил надлежащего образования, хоть и овладел начатками грамотности. Приказчикам. Горничным. Канцеляристам без среднего образования.
И что гимназисткам, которым предстоит в будущем стать достойными матерями семейств – предстоящих социальных бурь и ломки традиционного уклада мало кто мог провидеть – не стоит скатываться до нравов необразованных классов, а наоборот надлежит возводить их к высотам культуры. Так что «письмовники» были изданиями низкосортными и презренными, хотя в силу своей запретности и сохраняли некоторую притягательность. И к расцвету советской индустриальной эпохи от них остались одни сборники стандартов деловой переписки, обычно включающиеся в ПТУшные пособия для машинисток…
Ну а теперь письмовник возвращается в быт благодаря высоким технологиям. Приложение Google Inbox, доступное пользователям почтового сервиса Gmail, обзавелось функцией автоматического ответа на входящие письма при помощи сгенерированного искусственным интеллектом текста – How Google’s AI Auto-Magically Answers Your Emails. Обратим внимание – журналисты из Wired употребили неологизм авто-магический. Хотя это – обычная, сугубо литературная, гипербола (кстати, их, как и иронию с сарказмом, распознают все хуже и хуже).
Ну, и еще – намек на Третий закон Кларка, на неотличимость достаточно развитой технологии от магии. Так вот – технологии искусственного интеллекта от Google достигли уже этой самой степени развитости. Фантомы из Google Photos умело и неустанно сортируют фотографии – до чего обычно не доходили руки во времена негативов и отпечатков… Советники, живущие внутри Google Docs, обеспечивают голосовой ввод и редактирование документа. Ну а теперь их незримая семейка пополняется новым Smart Reply.
Smart Reply – это приложение, работающее на нейросетях. В точном соответствии с нынешними тенденциями – прошедшими глубокое обучение. Но всего этого пользователь не увидит. Ему достаточно знать, что новое приложение способно самостоятельно подготавливать ответы на письма. Причем – не самовольничая! Предлагая вниманию хозяина три варианта ответа, и вежливо спрашивая, какой из них надлежит отправить. Любой из этих вариантов можно использовать как исходный для редактирования – ну, как начальник правил бумагу красными чернилами…
Причем у Smart Reply выработано прекрасное чутье на кремниевых коллег-письмоводителей, он безошибочно отличает машинно-сгенерированный спам, и отвечать на него не предлагает вовсе. А ответы на те письма, которые этого заслуживают, сводятся к нескольким щелчкам мышью – не надо, как встарь, переписывать пером-вставочкой или перепечатывать на машинке тексты из письмовника. Все много проще и быстрее. Как уже несколько месяцев было доступно мобильным версиям приложения, к которым сейчас добавляется и браузерный вариант
Впрочем, ответы на письма Smart Reply дает лишь в меру своих знаний. На вопрос, что добавить в салат, сельдерей или артишоки он ответить не способен – гастрономические предпочтения надлежит называть лично (ну, или до той поры, пока нейросеть обучится кулинарным тонкостям конкретного пользователя…). Как говорит Грег Коррадо (Greg Corrado), старший исследователь из Google Brain Team, работы, приведшие к появлению Smart Reply изначально велись для совершенствования качества машинного перевода. Отсюда и некоторая ограниченность письмоответчика в знаниях.
Но в будущем вполне возможно дополнение компетенций Smart Reply из других приложений – в первую очередь из деловых. Например, он станет проверять календарь, и на вопрос – когда будет удобно встретиться на следующей неделе, будет предлагать лишь те дни, в которые есть временные окна. Резонно предположить и формирование «белых» и «черных» списков – к одним на встречу метнутся, бросая все дела, а для других времени – к глубочайшему сожалению, конечно – в этом тысячелетии ну никак не найдется.
Так что для офисного планктона наступает золотой век. Им уже не нужна будет присутствовавшая в гимназических программах каллиграфия, и излишне даже практиковавшееся в народных школах чистописание. Нет нужды им знать сравнительные достоинства перьев «рондо» и «восемьдесят шесть». Даже навык скоростной печати на клавиатуре им станет излишен – как говорит Грег Коррадо, у людей останется больше времени для прогулок по улицам и встреч с друзьями.
Точнее – множество канцеляристов и канцеляристок смогут посвятить этим занятиям вообще все свои дни, из классического Ἔργα καὶ Ἡμέραι «труды», неразрывно связанные с оборотом времени, выпадают… Smart Reply от Google, по мере того как будет обучаться новым языкам и новым сферам деятельности, сможет брать на себя все больше и больше рутинных операций. Безошибочно, неутомимо, предельно дешево… Такой вот письмовник нынешних времен, почти что обзаведшийся разумом. И такое вот резкое повышение производительности офисного труда.
Источник: Компьютерра
Комментарии 0