Коктейль из будущего: pervasive computing & ECM
Место распространяющимся вычислениям в ECM-системах точно есть. И тут встает вопрос, насколько сотрудники готовы посвящать себя работе.
Западный тренд pervasive (ubiquitous) computing (рус. «распространяющиеся (распределенные) вычисления») в России обсуждается отчасти, в основном в одной из интерпретаций – как интернет вещей. Но pervasive computing (PC) не ограничивается концепцией объединения различных объектов-устройств, взаимодействующих посредством технологий Machine-to-Machine.
PC находит отражение вообще в выводе вычислений, осуществляемых какой-либо системой, за пределы основного устройства, при помощи которого пользователь обычно работает в этой системе. В процесс могут включаться (помимо десктопа) планшет, смартфон, автомобильный бортовой компьютер, аудиоплеер, умные часы, игровая приставка, электронная книга или любой иной гаджет. Речь идет не о мобильном клиенте или об удаленном доступе, а именно о вычислениях системы, которые самостоятельно производятся на неосновном устройстве.
Так, к примеру, если бортовой компьютер авто определяет, что машина надолго застряла в пробке, он может автоматически предложить водителю проверить почту, запустить фильм, просмотр которого был прерван вчера вечером, и так далее. Если смартфон в кармане понимает, что хозяин едет в метро, он советует почитать книгу или заглянуть на облюбованный новостной сайт. Причем подобное поведение уже заложено в окружение гаджета и соответствующего сервиса (почтового клиента, видеоплеера, приложения для чтения электронных книг, интернет-ресурса, на котором авторизован человек). Пользователю плюшки должны нравиться – PC облегчает жизнь, предлагает массу удобств.
Сегодня это практически осуществимо и реально. Идеям PC насчитывается более 25 лет (термин ввел Марк Вейзер, бывший главный технолог Xerox PARC еще в 1988 году), и сейчас они актуальны, жизнеспособны. Тем не менее, pervasive computing пока редко примеряют к бизнесу, хотя потенциал распространяющихся вычислений в корпоративных системах едва ли не больше, чем в случае с частными сервисами и приложениями.
PC имеет все шансы проявить себя в области ECM. Система управления корпоративным контентом может быть установлена на разных устройствах (как в виде основного клиента, так и в виде узких, заточенных на конкретную задачу приложений), служащих сотруднику непосредственно на работе и вне офиса. Если гаджеты будут иметь датчики для снятия информации об окружении и смогут определять, что именно в каждую конкретную минуту делает человек, где он находится и насколько он занят, то устройства смогут «подсовывать» сотруднику актуальную работу, привязанную к корпоративному контенту.
К примеру, умные часы будут напомнить о начале совещания на несколько минут раньше или позже, в зависимости от того, насколько близко находится сотрудник от переговорной комнаты, куда его пригласили. Оказавшись с планшетом на собрании, сотрудник автоматически получит уведомление, что ему открыт доступ к документам, созданным инициатором совещания. Система сама определит, что это сейчас актуально. Когда человек будет уходить с работы, открывая дверь на ресепшн магнитным ключом, смартфон сообщит ему о том, что в ECM-системе осталось невыполненным задание, помеченное как важное, имеющее дедлайн сегодня. Если поток работ интенсивен, такая помощь в самоорганизации не повредит.
Более того, выход распространяющихся вычислений в ECM даже за пределы офиса также реален. Система может взаимодействовать с человеком, когда он находится дома, в дороге и так далее. Правда, возникнет другая проблема – едва ли всякий сотрудник будет готов к столь тотальному присутствию работы в своей жизни. Актуальны вопросы мотивации, психологии управления и так далее. Баланс всегда должен находиться. Инструменты, повышающие эффективность, на личном уровне используются всеми по-разному, а кем-то и вовсе игнорируются, но бизнесу нельзя не смотреть в будущее, в частности – на связку pervasive computing & ECM.
Комментарии 13
Корпоративный контент частично является продуктом взаимодействия людей. Для организации взаимодействия людей придуманы социальные сети, интернет пестрит историями успеха внедрения так называемых корпоративных интранетов. Pervasive computing в данном случае — проводник человека к нужному ему в текущий момент контенту, по аналогии с соцсетями, заявляющими себя в роли проводников к нужным людям. Разрозненные интеллектуальные инструменты — уже не тот уровень возможностей, о котором идёт общение. Самоорганизующиеся инструменты — вот что такое PC, на мой взгляд. Это следующий шаг (вспомним стандартную цепочку: гики → экспериментаторы → все остальные). Мне кажется, скоро PC перестанет быть чем-то захватывающим дух. И это нормально, это хороший знак для любой технологии. Ждём.
В мобильных устройствах первый шаг сделан больше года назад: это Google Now - система, которая пытается предугадать, что важно пользователю: поехать на работу или в ресторан, узнать погоду или цену на авиабилеты и так далее. И после предугадывания предоставить информцию на данную тему. Попробуйте использовать его для своего гаджета (на Android или iOS). Некоторые люди оказываются просто в шоке от первых впечатлений от этого сервиса.
Очень интересно наблюдать, как в тексте автора относительно новые (PC, Интернет вещей) технологии перемежаются с замшело-бюрократическими понятиями - документ, задание, собрание. Получился какой-то СЭД-стимпанк :)
ИМХО, пока мы будем цепляться за бумажное прошлое, за журналы, описи, входящие-исходящие, прорыва в управлении корпоративным, да и вообще просто контентом мы сделать не сможем. Нужно уходить от старой предметной модели. От статичных документов, как единиц информации, от казенно-исполнительно-принудительной модели workflow. Как там у Ильфа и Петрова: "На волю! В пампасы!!"
Только вот смогут российские вендоры отречься от старого мира и создать какой-то совершенно новый продукт? Не перелицованный, отфлатдизайненный и привебдваноленный ГСДОУ, а что-то такое "эх!!!"??? Совершенно новое, изначально электронное по самой своей природе??? Или, как там у Высоцкого - "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков"? ;)
Сережа, спасибо за внезапное определение жанра моего блога! Классный неологизм, предлагаю его впредь использовать в качестве тега для подобных сообщений, да и сам постараюсь не забыть )
Только не понимаю, что такого "замшело-бюрократического" в понятиях "документ", "задание", "совещание"? Почему-то кажется, что эти слова переживут и нас, и привычные нам свои формы (в широком смысле слова). Ведь когда-то и слово "письмо" означало вовсе не то, о чем мы все подумали, прочитав его сейчас. Время меняется, но удачные определения и термины остаются. К примеру, какой можно предложить осовремененный синоним слову "совещание" (тем более, если не считать всякие кальки с английского)?
Ага, некоторые крупные заказчики вообще требуют использования терминов "поручение" или "заседание", так что вся замшелость - это просто следование за бизнесом. Понятно, что стартапам такое даже близко не нужно. Но так они и не используют обычно мощные корпоративные системы, а строят свою инфраструктуру на базе решений других стартапов.
Я немного видел отечественных СЭД, но что мне попадались, все были, по выражению А.Сапожникова, "дисциплинирующими системами". Г-н Манчини (автор термина, возможно, не он) такие системы обозначил как "systems of records". Документы в таких системах призваны фиксировать некоторые правовые отношения и факты, workflow служит для принуждения работников в работе следовать определенным правилам. В этой сфере мало что меняется с веками, разве что розги заменили выговором, а дыбу - увольнением. Ну, в последнее время появляются кое-какие пряники, например, геймификация. Я думаю, что если СЭД строить на понятиях system of records, мы всегда получим средство принуждения. Ну да, СЭД может быть дружелюбной. Как наручники, отороченные розовым мехом. И на этом весь прогресс может и закончиться. Что бы мы не изобретали, получим архив и навязчивую электронную почту.
Но есть в организациях и продуктивный контент. Здесь не нужно обеспечивать юридическую значимость, здесь важнее сама информация, нежели метаданные. И статичный документ-черный ящик может быть не самым удобным механизмом для формирования базы знаний. Нужно что-то динамичное, демократичное, дискуссионное. И вместо задач и заданий средствами повышения продуктивности служит инициатива, взаимопомощь и совместная работа. По терминологии Александра Сапожникова это - эмансипирующие системы. Или systems of engagement по западной терминологии. Вот тут то уж можно развернуться, думаю. Скажете, это невозможно продать в России? Confluence как-то продается же! Вот это направление и стоит развивать, а не зацикливаться только на
BDECM.Одной эмансипирующей системы в реальности (вне красивых теорий) для организации бизнеса не достаточно. Инициатива и взаимопомощь - прекрасные начала. Но если сотруднику не сказать, что сейчас необходимо заняться этим конкретным делом, он может завзаимопомогаться и просто забыть о своей основной функции. Много ли в среднестатистической компании людей, которые могут одновременно и помнить обо всех своих делах, и уделять внимание коллегам, чтобы обеспечивать теплый микроклимат, и помогать новичкам освоиться, и при этом получать не рядовые задания, а важные, стратегические, требующие максимальной отдачи? Даже стартап не переживет свой "медовый год энтузиазма", если не наладится процесс выставления задач и контроля их исполнения. А что говорить о компании, которая не с новой идеей вышла на рынок, а работает в условиях высочайшей конкуренции? В общем, считаю, что без строгого бизнес-процесса не обойтись.
А отношение сотрудника к строгости может быть уже разным. Кто-то воспринимает как "наручники, отороченные розовым мехом", кто-то как дополнение к системе самоорганизации. Ценности же у людей разные. Не думаю, что профессионал будет ратовать за то, чтобы ему предоставили полную свободу действий и вообще его не трогали, так как он сам понимает, что это приводит к высокому риску неэффективной работы. В отрыве от стратегии компании, которая разрабатывается руководством, действовать не совсем верно, поэтому правильно получать ориентиры сверху. А руководители уже сами будут решать, кому и какую степень свободы выдать, оценивая профессионализм и разумность.
Естественно, то все это имеет отношение к менеджменту и вообще психологии, более чем к теме ECM, о чем, кстати, я написал в конце блога (хоть и подойдя с иной стороны):
Однако все это не очерняет идею того, что pervasive computing в ECM должны находить свое место, вот Ришат и Андрей, как я понимаю, разделяют такое мнение. Я был бы не против увеличить эффективность работы за счет подобной технологии. Может, через год бы и попросил "снизить уровень проникновения", но это уже совсем другая история. =)
Максим, по поводу стартапов и профессионалов не совсем верно. Все зависит от конкретных условий. И обычно все же доминирует позиция максимальной свободы и минимальной отчетности сверху: профессионал потому и профессионал, что сам понимает, когда и кому ему надо отчитаться, чтобы все были спокойны, что он работает, а не отлынивает. Если надо, он подстроится под руководителя и будет сообщать ему о достижениях своих контрольных точек без напоминаний.
А это значит, что ему не нужна дисциплинирующая система, в каком бы то ни было виде?
Смотря что считать дисциплинирующей системой. Если блокнот и ручка, не говоря уже про календарь, тоже дисциплинирующая система, то нужна. Если нет - то не нужна.
Я предложил бы считать дисциплинирующей системой что-то, что позволит коллегу (или руководителя) попросить нашего профессионала помочь в том или ином вопросе в конкретный срок, а также каким-то образом зафиксировать эту просьбу, получив согласие нашего профессионала оказать помощь. Пусть это будет хоть доска на стене, где бы было написано "сделать то-то тогда-то" и появлялась галочка напротив пункта, когда помощь оказана.
По-моему, такая вещь нужна.
* коллеге (или руководителю)
В том-то и дело, что это не доска и не какое-то любое публичное место. Работа профессионала в стартапе для непосвященных выглядит как магия: он просто делает всё в нужное время. При этом, конечно же, для себя что-то куда-то записывает (в календарь, список дел или еще куда-то).