Облако – это просто один из возможных вариантов организации сети предприятия.
Интервью TAdviser Андрея Ардашева о причинах переноса инфраструктуры компании в облако, процессе выбора провайдера и впечатлениях от использования облачных услуг.
Андрей Ардашев, системный инженер, разработчик облачных решений компании Directum, в интервью TAdviser рассказал о причинах переноса инфраструктуры компании в облако, процессе выбора провайдера и впечатлениях от использования облачных услуг.
Андрей, скажите, пожалуйста, каким образом ваша профессиональная деятельность связана с облачными вычислениями?
Андрей Ардашев: Я являюсь системным инженером и разработчиком облачных решений в компании Directum (вендор корпоративных СЭД Directum и облачной СЭД DirectumRX). Разрабатывал архитектуру и запускал облачные сервисы компании Directum. В настоящее время непосредственно участвую в поддержке и развитии облачных сервисов компании. Кроме того, я являюсь техническим консультантом CEO по облачным сервисам и инфраструктуре в бюро Pulsar-IT (разработчик интернет проектов).
Почему у вашей компании возникла потребность в переносе своей инфраструктуры в облако?
Андрей Ардашев: В последние годы компания Directum активно разворачивает элементы своей инфраструктуры в облаке. Там преимущественно размещены демостенды Directum, предназначенные для общего доступа, а также коммерческие проекты Directum и сопутствующие сервисы, которые применяются в повседневной работе. Как правило, подобные сервисы невыгодно содержать на локальной инфраструктуре компании.
Что касается компании Pulsar-IT, там мы решили отказаться от содержания собственного серверного оборудования в пользу экономически эффективной облачной модели. Расходы на поддержку инфраструктуры по нашим расчетам должны были уменьшиться на 70%. И как показала практика, расчет был верный.
Были ли опасения перед переносом мощностей компании относительно возможностей облака?
Андрей Ардашев: Облако так же безопасно, как безопасна собственная инфраструктура компаний. Облако – это просто один из возможных вариантов организации сети предприятия. Если требуется обеспечить доступность сервисов, облако позволяет решить такую задачу быстро и эффективно.
Если требуется обеспечить сохранность данных, то в таком случае одним облаком обойтись не удастся. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что в результате форс-мажорных ситуаций выходят из строя файловые хранилища (диверсия, дефект используемого программного обеспечения). В этом случае велика вероятность потери данных заказчика, и соответственно, велик риск потери доверия заказчика. Подобный риск закрывается использованием резервного облака и регулярной синхронизацией баз данных и сервисных служб.
Поэтому, если подходить к облаку с точки зрения управления рисками, опасения и страхи не имеют основания.
В нашем случае было реализовано несколько подобных проектов на хостинге CorpSoft24 со средней трудоемкостью 15-20 человеко-часов, при этом окупаемость инвестиций произошла в первые 3-4 месяца.
Долго ли длился выбор облачного провайдера и по каким критериям он осуществлялся?
Андрей Ардашев: Принятие решения о выборе провайдера – очень серьезное дело. Моя компания сама является разработчиком облачного программного обеспечения, что накладывает дополнительные требования к деятельности провайдера. На выделенных облачных мощностях должны были разместиться коммерческие продукты компании. Специфика требований нашей компании основывалась на том, что наше взаимодействие с клиентами происходит через наши продукты, сервис обмена Synerdocs или облачную ECM-систему DirectumRX, и любые недостатки качества сервиса провайдера воспринимаются клиентами как недостатки наших облачных продуктов.
Чтобы обеспечить самое высокое качество обслуживания клиентов, мы провели серьезный анализ рынка и нагрузочного тестирования отдельных поставщиков.
Выбор состоял из нескольких этапов:
1. Определение списка провайдеров, которые будут участвовать в анализе. Преимущественно это были крупные провайдеры, которые могут обеспечить доступность ресурсов более 99,9%.
2. Сбор информации о параметрах предоставляемых провайдером услуг. Преимущественно мы анализировали обзоры внедрений на популярных информационных ресурсах, обращали внимание на отзывы о провайдерах в Интернет. Кстати, убедились, что отзывы зачастую не предоставляют реальную информацию о качестве работы провайдера.
3. Запрос тестового доступа и нагрузочное тестирование провайдера.
Сама же процедура переезда на хостинг нового провайдера, с которым был заключен договор, проходила по следующему алгоритму: сначала мы перенесли некритичные вспомогательные сервисы и проанализировали, насколько качественно предоставляется услуга и укладывается ли служба поддержки провайдера в заявленный SLA. И только после «опытной эксплуатации» перешли на продуктивное использование.
Какое впечатление у вас сложилось от российского рынка облачных услуг? Будет ли этот рынок расти или он достиг своего предела?
Андрей Ардашев: По данным аналитического агентства Gartner за 2015 год пока только 30% опрошенных ИТ-директоров были готовы включить облачные технологии в стратегию развития ИТ-инфраструктуры.
Фактически лишь у небольшой части малого бизнеса в России есть корпоративный сайт, нередко в качестве веб-сайта используются специализированные сервисы и социальные сети. Есть предприятия, где учет всё ещё ведётся в Excel. Они часто не интересуются новинками и не понимают, зачем использовать современные ИТ-инструменты и облачные сервисы.
В большинстве случаев, когда компании всё-таки принимает решение сделать первый шаг в сторону облаков, они сначала обращаются к более безопасному частному облаку. В облако выносятся сервисы, содержащие конфиденциальные данные, такие как корпоративная почта, хранилище данных, корпоративные сайты, СЭД и CRM-системы, виртуальные АТС, сервисы для веб-конференций и прочее.
Малое предпринимательство, не располагающее достаточными средствами для аренды частного облака, но как правило работающее с большой номенклатурой товаров и услуг, использует более дешевые публичные облачные бухгалтерские сервисы, сервисы управления складами, простые CRM-систем.
Так что, на наш взгляд, облака в России находятся ещё на начальной стадии развития. Мы уверены, что рост популярности облака неизбежен, что связано с резким ростом цен на вычислительное оборудование, постоянным увеличением объемов информации, которую необходимо обработать, с увеличением конкуренции на рынке. Российский бизнес медленно, но неотвратимо идет в облака.
Источник: TAdviser (полная версия интервью)
Комментарии 0