Организация обучения работе в информационной системе в крупной компании
На сегодняшний день к наиболее востребованным можно отнести следующие способы: обучение небольшими группами в компьютерном классе, очные семинары, семинары в форме вебинара, обучающие видеоролики, специализированные средства e-Learning.
Если вы считаете, что обучение стоит дорого, попробуйте узнать, сколько стоит невежество.
Роберт Кийосаки. Пророчество богатого папы.
Обучение рядовых пользователей – это один из кусочков пазла, который позволяет создать полную картину успешного проекта внедрения. Если для некоторых проектов внедрения его значимостью можно пренебречь, например, при внедрении специализированных ИТ-систем, с которыми работает минимальное количество сотрудников предприятия, то для систем, в работу с которыми вовлечены практически все, например, ECM-системы, от качественно организованного и проведенного обучения напрямую зависит станет ли внедренная система удобным и полезным инструментом, или останется «костылем, мешающим ходить».
В этой статье мы посмотрим на обучение с точки зрения организации процесса. Какие способы организации обучения на проектах внедрения существуют, какие есть ограничения, преимущества и недостатки, а также опыт применения некоторых из них на проектах внедрения ECM-системы.
Другие материалы по теме корпоративного обучения и мотивации сотрудников: Роль обучения при внедрении СЭД Учить или не учить - вот в чем вопрос Мотивация сотрудников компании-клиента – залог их успешного обучения Новые информационные технологии при подготовке фронт-лайн-персонала авиакомпаний |
На сегодняшний день к наиболее востребованным можно отнести следующие способы организации обучения:
● обучение небольшими группами в компьютерном классе;
● очные семинары;
● семинары в форме вебинара;
● обучающие видеоролики, встроенные в систему;
● специализированные средства удаленного обучения (e-Learning).
Рассмотрим каждый из них чуть подробнее с нескольких сторон: количество пользователей, эффективность обучения, трудоемкость и стоимость, сроки обучения.
Обучение небольшими группами в компьютерном классе
Этот способ обучения оптимален для небольших организаций, где количество постоянно работающих с системой пользователей ограничивается несколькими десятками. Способ наиболее эффективен с точки зрения качества обучения. Обучение в компьютерном классе рекомендуется и в случае, если бОльшая часть пользователей это люди среднего возраста и старше и/или не имеет практического опыта использования систем автоматизации, то рекомендуется проводить очное обучение с практическими занятиями.
Из личного опыта участия в проектах внедрения чаще всего такой формат применяется для обучения рабочей группы на этапе исследования и проектирования системы, нежели рядовых пользователей на этапе опытно-промышленной эксплуатации.
Преимущества |
Недостатки |
Возможность получить не только теоретические, но и практические навыки работы в «живой системе» |
Ограниченное количество пользователей за раз |
Возможность преподнести материал в большей объеме или с большей детализацией |
Высокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя |
Более гарантированный эффект от обучения |
Длительность обучения за счет совмещения теории и практики |
Живой диалог с преподавателем, возможность задавать вопросы, уточнять |
Очные семинары
Этот способ оптимален для организаций, где количество пользователей ограничивается несколькими сотнями. Способ менее эффективен, чем предыдущий, но при этом сохраняет возможность в режиме реального времени задавать вопросы и получать на них ответы. Рекомендуется делать видеозапись семинара, чтобы в дальнейшем слушатели могли к ней обратиться и освежить полученные знания.
Из личного опыта использования очных семинаров можно порекомендовать совмещать такое обучение с подготовкой подробных пользовательских инструкций (не только в целом по бизнес-процессу, но и с разбивкой «по ролям») и предусматривать значительные ресурсы для организации первой линии поддержки пользователей на этапе опытно-промышленной эксплуатации.
Преимущества |
Недостатки |
Возможность охватить значительное количество пользователей |
Материал преподносится в теоретическом виде, отсутствует возможность практического использования системы (нельзя «потрогать, пощупать» |
Невысокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя |
Объем учебного материала ограничен, чаще всего дает общее представление о работе в системе |
Краткие сроки проведения |
|
Живой диалог с преподавателем, возможность задавать вопросы, уточнять |
Семинары в форме вебинара
Этот способ оптимален для организаций, где количество пользователей несколько сотен и больше и/или сотрудники территориально отдалены. Из личного опыта проведения вебинаров хочется обратить внимание на следующие моменты: вебинары лишены «зрительного контакта», преподавателю сложно, даже практически невозможно получить обратную связь от слушателей в реальном времени, проконтролировать слушают ли его по другую сторону монитора или нет. Тем не менее если пользователи это сотрудники уже имеющие опыт работы в системах автоматизации, такой формат вполне жизнеспособен.
Преимущества |
Недостатки |
Возможность охватить значительное количество пользователей |
Материал преподносится в теоретическом виде, отсутствует возможность практического использования системы (нельзя «потрогать, пощупать» |
Возможность обучить пользователей без отрыва от места работы (например, сотрудников филиалов в разных городах) |
Объем учебного материала ограничен, чаще всего дает общее представление о работе в системе |
Невысокая стоимость обучения в расчете на одного слушателя |
Риск технических неполадок, требования к каналам связи и наличие специального ПО для проведения |
Риск того, что пользователи не будут слушать вебинар, отсутствие контроля |
Обучающие ролики, встроенные в систему
Данный способ также не имеет ограничений по количеству слушателей и времени проведения обучения. Обучающие ролики демонстрируют стандартный функционал системы, без учета каких-либо дополнительных модификаций для конкретного заказчика. Следовательно, он может быть рекомендован тем организациям бизнес-процессы которых укладываются в стандартный функционал системы либо были адаптированы к системе. Просмотр роликов не заменяет полноценное обучение и рекомендуется скорее как дополнение к другим форматам организации обучения пользователей.
Преимущества |
Недостатки |
Отсутствие необходимости специально организовывать обучение пользователь в любой момент времени может обратиться к учебному материалу |
Ролики предоставляют возможность просмотра демонстрации функционала, но нет возможности выполнить какие практические задания (в боевой системе не рекомендуется «тренироваться») |
Отсутствие дополнительных финансовых вложений |
Описывают стандартный функционал, не учитывают модификации выполненные при кастомизации системы под конкретного заказчика |
Специализированные средства удаленного обучения (e-Learning)
Использование специализированных средств удаленного обучения (например, на базе SAP RWD, Oracle Learning, uPerform, NDsmart, DoceboLMS и др.) рекомендовано для крупных организаций с большим количеством пользователей, работающих в системе в том числе работающих удаленно от головного офиса. Пользователи могут самостоятельно выделять время на прохождение данных курсов, и в дальнейшем обращаться к ним при необходимости при выполнении повседневных обязанностей.
По эффективности способ сопоставим с обучением в компьютерном классе пользователь может не только посмотреть, но и проверить свои силы в практических заданиях.
Преимущества |
Недостатки |
Отсутствие необходимости специально организовывать обучение, пользователь в любой момент времени может обратиться к учебному материалу и ознакомится с ним |
Высокая стоимость специализированного средства удаленного обучения. |
Нет необходимости в выделении большого количества сотрудников для обеспечения первой линии поддержки пользователей |
Необходимость знаний у преподавателя (автора курса) по средству обучения и создания курсов. |
Возможность получить не столько теоретические знания, сколько увидеть демонстрацию тех или иных действий в системе и воспроизвести их в практическом блоке. |
Необходимость разработки специального учебного материала и курсов обучения. |
* * *
Дистанционное обучение, конечно, набирает популярность, но при выборе варианта необходимо осознавать такие факторы как мотивация персонала на обучение и уровень корпоративной культуры. Серьезному отношению к обучению может способствовать HR-служба компании.
Кроме того, важно регулярное обучение, развитие персонала и, как следствие, регулярная оценка готовности к достижению предприятием новых целей и развитию информационной системы, в том числе внедрению новых версий.
Комментарии 6
Наталия, а много ли Вы знаете пользователей, которые пересматривали видеозапись семинара по обучению? Я себе таких даже представить не могу :)
Пользователь, который пересматривает видеозапись семинара, - мечта :)
Да, в долговременной перспективе маловероятно, что пользователь будет как-либо использовать эту запись. А вот сразу после обучения, если предполагается аттестация по пройденному материалу, запись будет полезна слушателям для подготовки.
А можно ли использовать съемку мероприятия чтобы улучшить дисциплину слушателей и повысить их внимание к материалу во время семинара?
Могу привести некоторые примеры, когда запись семинара или вебинара бывают полезны:
Конечно, не нужно забывать, что во всех компаниях бывает текучесть кадров и инструкции, видеоролики облегчают знакомство нового работника с корпоративными информационными системами.
Екатерина, Ваши доводы имеют право на жизнь, но в общем не убедительно.
Меня в итоге больше интересует другой вопрос - когда появятся информационные системы, которым не нужно обучать пользователей? Например, ВКонтакте никого не обучали, а пользуются миллионы.