Прогресс и обновление
Государственная программа построения «Электронного правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе: затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к сегодняшнему дню 1,5 млрд евро...
Роман Базаров
Государственная программа построения «Электронного
правительства» Германии является одной из самых крупномасштабных в Европе:
затраты на ее осуществление только на федеральном уровне превысили к
сегодняшнему дню 1,5 млрд евро. Стратегическая цель этой программы была в
Главным веб-ресурсом, обеспечивающим гражданам и предприятиям Германии онлайновый доступ к правительственным структурам и сервисам, считается портал www.bund.de, связанный в настоящее время с 900 федеральными ведомствами, учреждениями и организациями и концентрирующий в себе информацию по 3 тыс. тем из экономической, производственной, правовой, медицинской, образовательной и многих других сфер жизнедеятельности общества. Количество ежедневных обращений к этому порталу достигает сейчас 60 тыс. По данным Федерального статистического управления Германии, в течение прошлого года правительственными сайтами и предоставляемыми ими услугами воспользовались 35% немецких компаний, из которых 84% таким образом получали официальные формы государственной регистрации и финансовой отчетности, 74% обращались за справочной информацией и организационно-распорядительной документацией, 71% поддерживал с соответствующими инстанциями обратную связь по вопросам экономического и юридического характера, а 17% участвовали во всевозможных онлайновых конкурсах на получение государственных заказов.
Путь в XXI век
Начало строительству в Германии разноуровневой и
многофункциональной системы e-government было положено еще в
На закладку организационного и технологического фундамента
«Электронного правительства» Германии потребовалось около двух лет. За это
время концептуальные положения доктрины «Прогресс и обновление» обрели вид
конкретных планов и программ, основные компоненты которых были представлены
Герхардом Шредером осенью
● применение федеральным правительством регулирующих мер, которые направлены на стимулирование конкуренции среди провайдеров телекоммуникационных услуг, ведущей к повышению их качества и снижению цен;
● всестороннюю поддержку интернет-предпринимательства, включая узаконивание электронной подписи; принятие постановлений о защите интеллектуальной собственности и недопущении недобросовестной конкуренции в сетевом пространстве; обеспечение защиты прав потребителей и безопасности данных путем контроля за исполнением Европейской директивы об электронной коммерции;
● всемерное соблюдение легитимности происходящих в Интернете информационных процессов, воспрепятствование онлайновому распространению террористических, неонацистских, ксенофобских и прочих антисоциальных идей, создание в федеральных органах власти специальных «компьютерных групп быстрого реагирования» (Computer Emergency Response Teams — CERT) для предотвращения противозаконных акций и противодействия антиобщественным проявлениям в Сети;
● активное использование Интернета как средства обратной связи и информационного обмена между правительством и обществом, привлечения широких кругов населения к управлению государством;
● повсеместное
распространение компьютерной грамотности и углубление навыков пользования
Интернетом как неотъемлемую часть общего образования. Для достижения этой цели
планировалось к
К чести возглавляемого канцлером Шредером правительства
следует отметить, что практически все декларировавшиеся им в
Германия в онлайне
Ключевым элементом генерального плана реформирования
германского государства на базе современных информационных технологий стала
программа BundOnline 2005. В этой программе были изложены намерения
правительства ФРГ к
Однако количество и разнообразие веб-ресурсов федерального правительства Германии довольно быстро увеличивалось, и очень скоро в их числе оказались такие, которые предлагали и корпоративным, и индивидуальным пользователям чрезвычайно ценные и весьма актуальные услуги, касавшиеся, к примеру, оформления удостоверений личности в электронной форме, заполнения налоговых деклараций посредством Интернета или онлайновой финансовой отчетности о предпринимательской деятельности.
Если традиционный порядок оформления гражданами Германии своих персональных документов предусматривал необходимость неоднократных визитов человека в государственные ведомства и требовал, как правило, трех- или четырехнедельного ожидания, то в онлайновом режиме процедура оформления происходит значительно проще и быстрее. Теперь служба Федеральной типографии (Bundesdruckerei) предоставляет гражданам возможность заказать нужный документ по Интернету: сразу же после регистрации заявки данный документ создается в электронном виде, и в случае официального подтверждения его правомочности через несколько дней полностью оформленная «твердая копия» документа будет ждать своего владельца в соответствующем административном учреждении. Федеральная типография предоставляет эту услугу жителям всех регионов и областей страны, местные власти которых выразили готовность пользоваться этой службой.
Составление отчетов в налоговые инспекции всегда считалось одной из самых больших проблем для немецких граждан и традиционно было связано с массой сложностей и расходом огромного количества времени и бумаги. С началом работы сайта www.elster.de, принадлежащего Федеральному министерству финансов (Bundesministerium fur Finanz), жителям Германии представилась возможность получать в онлайновом режиме подробные разъяснения и консультации о порядке оформления налоговых деклараций, а также заполнять и сдавать их органам финансового контроля в электронном виде. В настоящее время этой функцией регулярно пользуются уже свыше полумиллиона граждан ФРГ. Аналогичным образом строится сейчас и система электронной финансовой отчетности германских промышленных компаний и коммерческих организаций. Сегодня большинство региональных (земельных) органов финансового контроля обеспечивают подведомственным им бизнес-структурам возможность оформления и передачи в электронном виде деклараций об уплате налога с оборота, налога на заработную плату и другой отчетной документации.
Не остались за пределами программы BundOnline 2005 и не выпали из сферы ее финансирования и вопросы национальной безопасности. Не далее как весной нынешнего года во исполнение проекта e-Staatssicherheit («Электронная госбезопасность») была введена в строй единая общегерманская электронная антитеррористическая база данных (ATD). С ее помощью все 38 ведомств, занимающихся в стране обеспечением безопасности (в том числе федеральное ведомство и земельные управления уголовной полиции, региональные отделения ведомства по соблюдению конституции, служба внешней разведки, таможня, армейская контрразведка), смогут обмениваться сведениями о лицах, подозреваемых в связях с террористами. В базу данных ATD заносятся сведения о людях, подозреваемых в связях с международным терроризмом. Кроме личных данных в этой базе содержатся сведения о вероисповедании, профессии, передвижениях, банковских реквизитах, телефонах, опыте обращения с оружием и взрывчаткой, круге общения, связях с террористическими организациями.
Безусловным достижением программы BundOnline следует считать и тот факт, что благодаря ей в стране начала складываться упорядоченная система электронных государственных закупок. Ежегодно органы государственного управления Германии заключают около 1 млн контрактов на приобретение товаров и услуг, общая стоимость которых превышает 1 млрд евро. Сейчас посредством интернет-аукционов и других форм торгового взаимодействия, реализуемых на базе веб-технологий, в стране осуществляется примерно 70% всех сделок, связанных с госзакупками. Но правительственные планы предусматривают в ближайшем будущем 100-процентный перевод таких сделок в онлайновый режим, что, по подсчетам экспертов, позволит государственному бюджету сэкономить не менее 250 млн евро.
Кроме того, Федеральное финансовое ведомство ввело в действие специальную интернет-службу поддержки и обеспечения товарообмена государственных учреждений и частных компаний Германии с коммерческими партнерами в других странах Евросоюза. С ее помощью немецким фирмам и организациям предоставляется удобная возможность оперативно (в том числе и по мобильной связи) проверить правомочность любого своего контрагента, если он зарегистрирован в пределах ЕС. Чаще всего с этой целью проверяется ИНН партнерской компании: всего через несколько секунд после отправки соответствующего запроса выдается ответ из реестра той страны Евросоюза, к которой принадлежит интересующая компания. Сегодня уже свыше 90% подобных запросов от госструктур и частных предприятий Германии осуществляются через Интернет, в том числе около 15% — с использованием средств мобильной связи.
К числу самых последних по времени внедрения веб-сервисов типа А-В относится онлайновая покупка компаниями сертификатов на выбросы углекислого газа. Компании, которым удается сократить свои выбросы ниже установленных государством лимитов, могут продавать неиспользованные квоты на контролируемом правительством интернет-рынке, а экологически недобросовестным предприятиям приходится там же приобретать специальные разрешительные сертификаты.
«Электронная Германия»: планы, программы, проекты● «ИТ-стратегия» (1998–2002 гг.) Федеральное министерство внутренних дел и Федеральное министерство транспорта, строительства и жилья возглавили проект создания системы, обеспечивающей упрощенный обмен электронными данными между органами власти. ● «Глобальные вопросы» (1999–2000 гг.) Проект был инициирован Федеральным министерством иностранных дел и представлял собой создание справочного веб-узла под названием «Глобальные вопросы» (Globale Fragen) для сотрудников различных государственных органов, которые с его помощью получают от специалистов ответы на возникающие по ходу их работы вопросы по самым разным проблемам и темам. ● «Германия в XXI веке», или «Жизнь, обучение и работа в информационном обществе» (1999–2001 гг.) Цель проекта — управлять изменениями в информационном обществе при помощи единой стратегии, которой будут следовать государственные ведомства и коммерческие компании. ● «Торговая площадка для школ» (1999–2001 гг.) Федеральное министерство науки
и образования создало веб-узел www.marktplatz-fuer-schulen.de,
цель которого — повысить оснащенность школ ИТ-ресурсами и оборудованием,
наладить контакт между школами, нуждающимися в подержанных ПК, и спонсорами, готовыми
их предоставить. К ● «Новые инструменты в образовании» (2000–2005 гг.) Еще один проект Федерального министерства науки и образования касается положения Германии как разработчика программного обеспечения. Цель проекта — вывести ФРГ на лидирующую позицию в мире по разработке ПО для образования. В рамках проекта реализован комплекс мер по разработке самого современного мультимедийного контента для всех областей знания. ● «Электронная подпись» (2000–2002 гг.) Федеральное министерство экономики и труда взяло на себя руководство проектом законодательного внедрения на территории страны практики применения электронной цифровой подписи. Этот проект был изначально направлен на разработку безопасных, конфиденциальных и имеющих юридическую силу методов заключения деловых контрактов с использованием электронной связи и электронных подписей, а также электронных платежей. ● BundOnline
Эта программа направлена на то, чтобы сделать все услуги, предоставляемые федеральными органами власти, доступными через Интернет. ● Deutschland-Online Совместная программа всех уровней государственной власти (федерального, земельного и муниципального), направленная на создание полностью интегрированного электронного правительства по всей Германии. ● Проекты местных органов управления Региональные и муниципальные органы власти присоединяются к усилиям федеральных ведомств в деле создания «электронного правительства» и осуществляют собственные программы модернизации административного управления на базе инфокоммуникационных технологий. |
Услуги разного уровня
Тем не менее, представители немецкой общественности и независимых ИТ-профессиональных кругов практически единодушно отмечают, что подавляющее большинство онлайновых услуг федеральных органов власти по-прежнему создается в первую очередь для самих госучреждений, во вторую — для бизнеса и в последнюю — для населения ФРГ. И, судя по статистическим данным, подобные заявления не безосновательны. По итогам прошлого года, системой государственных электронных услуг было охвачено почти 90% правительственных учреждений федерального уровня, 35% предприятий частного бизнеса и лишь около 27% немецких граждан. Такая картина обусловлена прежде всего тем, что большая часть электронных услуг предоставляется населению не федеральными, а региональными и местными органами власти. Эти услуги не входят в федеральную программу «Электронного правительства» BundOnline, а разрабатываются в рамках общенациональной программы Deutschland-Online.
Запущенная в июне
Помимо сложностей с финансированием существует еще и проблема согласованности действий: в условиях федеративного государственного устройства и широких полномочий местного самоуправления координация такой программы, как Deutschland-Online, является достаточно непростой задачей. По мнению специалистов, бизнес-процессы в органах власти, а также принципы взаимодействия этих органов с населением нуждаются в скорейшей стандартизации. Ведь для беспрепятственного обмена информацией по Сети между органами власти и гражданами даже в пределах одной страны требуются единые структуры данных, сочетаемые друг с другом форматы. Федеральное министерство экономики и техники совместно с германским Институтом стандартизации завершает сейчас так называемые общедоступные спецификации.
В рамках инициативы MEDIA@Komm в трех эталонных регионах Германии (Бремен, Эсслинген, Нюрнберг) было разработано и внедрено более 300 решений для коммунальных электронных деловых транзакций. Примерами являются виртуальный орган строительного надзора, процедура взыскания задолженности в порядке судебного приказа в онлайновом режиме, электронная справка реестра службы прописки, электронное размещение заказов или интернет-библиотеки и заочные общеобразовательные школы. Далее, в соответствии с сопроводительными научно-исследовательскими проектами под эгидой Германского института по исследованию городской жизни были созданы электронные накопители знаний, системы электронного обучения, а также технические руководства для построения системы «электронная мэрия». Наряду с продвижением специализированного программного обеспечения удалось добиться и существенных успехов в области стандартизации. В частности, для безопасного и юридически обязательного обмена данными был разработан стандарт OSCI (Online Services Computer Interface). В продолжение данного проекта сейчас формируются первые стандартные электронные специализированные процедуры в области реестра прописки, строительного надзора и социального обеспечения для применения в масштабе всей страны. В связи с этим была разработана спецификация интероперабильности ISIS-MTT для использования в области электронной подписи. На уровне органов управления OSCI и ISIS-MTT являются обязательными стандартами. В настоящее время ведется подготовка к их введению в масштабе ЕС.
Еще один пример развития стандартизации в практике строительства объектов e-government — проект «Дорожная карта для модернизации административных органов», направленный на расширение взаимодействия институтов экономики и науки, а также федеральных и земельных органов управления. В проекте принимают участие федеральные министерства внутренних дел, по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, а также министерство внутренних дел земли Мекленбург-Передняя Померания, немецкий центр управления воздушным движением и европейское общество «Электронного правительства». Проект «Электронная почта суда и административных органов» (Elektronisches Gerichts- und Verwaltungspostfach — EGVP), реализуемый при взаимодействии Федерального суда ФРГ, Федеральной счетной палаты и Федерального ведомства по вопросам безопасности в информационной технике, предоставляет возможность пользователям с помощью обращения к сайту www.egvp.de установить на свой персональный компьютер соответствующее программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен электронными документами с судебными и административными органами.
В середине мая нынешнего года Федеральное правительство Германии выступило с очередным программным заявлением о своих намерениях продолжить продвижение открытых информационных и коммуникативных технологий в общественных администрациях и деловом мире. Один из важных этапов его движения в этом направлении — стандартизация форматов. Так или иначе, следует признать, что процесс сооружения «Электронного правительства» в Германии пока далек от завершения. Среднестатистическому жителю страны по-прежнему недоступен в онлайне набор самых актуальных для него государственных услуг: будь то регистрация по новому месту жительства, постановка на учет автомобиля или назначение даты для церемонии бракосочетания — выполнение этих операций в Интернете до сих пор является скорее исключением, чем правилом. А предоставление подобных услуг через единый портал — дело еще более далекого будущего: «электронное правительство» с централизованным доступом (one-stop-government) стоит в повестке дня, но чтобы достичь такого уровня автоматизации государственных служб, придется преодолеть немало трудностей.
«Электронная Германия»: архитектура и ее элементыПолитика федерального правительства Германии в отношении архитектуры программного обеспечения (АПО) определена в документе Standards and Architectures for e-government Applications («Стандарты и архитектурные решения для приложений “электронного правительства”»). Созданием и сопровождением документа занимается Координационная и консультационная служба федерального правительства по информационным технологиям в госадминистрации (KBSt). В качестве основных целей SAGA декларируются: ● обеспечение постоянных информационных потоков между гражданами, государством и партнерами государства (взаимодействие); ● реализация сравнимых методов подготовки услуг и определение моделей данных; свободным землям и коммунам (общинам) предлагается использовать результаты разработки инициативы Bund Online 2005 («переиспользуемость»); ● предоставление возможности обратиться к спецификациям в форме доступной документации (открытость); ● учет новых разработок на рынке и в области стандартизации (снижение стоимости и рисков); ● обеспечение пригодности решений с учетом меняющихся требований к объемам и частоте транзакций (масштабируемость). SAGA описывает разрешенные технические рамки разработки, коммуникации и взаимодействия ИТ-систем федеральных учреждений. Соответствие SAGA является принципиально обязательным для всех процессов и систем, которые задействованы в услугах «Электронного правительства» (die E-Government-Dienstleistungen des Bundes erbringen). Для систем, не имеющих прямого интерфейса к электронному правительству, разрешена миграция, если соотношение затрат и отдачи является разумным. Структура документацииПри описании архитектуры приложений «Электронного правительства» авторы SAGA используют Reference Model for Open Distributed Processing (RM-ODP, эталонная модель для открытой распределенной разработки, ISO 1996). Данная модель не является обязательной, но настоятельно рекомендуется для использования. Приложения «Электронного государства» в SAGA рассматриваются со следующих точек зрения: ● организационная (enterprise) — общие подходы к моделированию процессов и построению информационных систем; ● информационная (information) — свойства и семантика обрабатываемых данных; ● компонентная (computational) — приложение как совокупность функциональных модулей и интерфейсов для их взаимодействия; ● инженерная (engineering) — инфраструктура, в том числе техническая и телекоммуникационная, необходимая для работы распределенных программных систем; ● технологическая (technology) — приложение как совокупность используемых в нем технологий. Собственно предметом стандартизации являются технологические требования к приложениям, концепции первых четырех представлений обусловливают технологические стандарты. SAGA разработана как новый ключевой документ в составе сводного издания документов KBSt, включающего более ранние концепции («V-модель», «Руководство по миграции», «DOMEA» и др.). Эти документы частично заменяются SAGA, а не охваченные в SAGA вопросы, освещенные в них, должны быть заново согласованы с учетом новой модели АПО, предлагаемой в SAGA. В то же время принято решение при дальнейшем написании SAGA избегать расхождений между актуальными документами. Организационные принципыПодход SAGA основывается на повсеместном использовании стандартов в процессе реализации технических инициатив проекта «Электронного правительства» Германии, которые сосредоточиваются на четырех направлениях (задачах): ● выявлении технических нормативов, эталонов, стандартов и архитектур; ● моделировании процессов; ● моделировании данных; ● создании базовых компонентов. ● SAGA определяет строгую процедуру установления соответствия систем ее требованиям, включающую, в частности, декларирование соответствия разработчиками систем. Приложение для «Электронного правительства», отвечающего требованиям SAGA, должно: ● применять стандартизированные модели процессов; ● использовать стандартизированные модели данных; ● обеспечивать совместимость с описанными в SAGA техническими стандартами и архитектурами; ● задействовать существующие (ранее разработанные) базовые компоненты. Для несоответствующих (неконформных) систем устанавливается целый ряд условий: ● ограничено использование базисных компонентов; ● консультационные услуги центров компетенции ограничиваются; ● интерфейсы таких систем не обслуживаются (не поддерживаются); ● субсидии, особенно средства для инициативы BundOnline 2005, невозможны; ● интеграция системы в портал www.bund.de невыполнима. Технологические подходыПриложения для «Электронного правительства», согласно SAGA, разрабатываются в соответствии со следующими основополагающими принципами: ● приложения для «Электронного правительства» используют в качестве фронт-энда браузер, переносимые сервисы отображаются только через браузер за исключением отдельных случаев, когда это не целесообразно; ● разработчики отказываются от применения активных компонентов, чтобы не вынуждать пользователя снижать порог безопасности в браузере, либо используют, как минимум, только подписанные и безопасные приложения в соответствии с определенными в SAGA процедурами и спецификациями; ● приложения для «Электронного правительства» не записывают на компьютер пользователей никаких программных компонентов или данных, приводящих к потере пользователем контроля над своим компьютером. SAGA декларирует однозначную ориентацию на открытые системы, в частности, прямо указывает на необходимость отказа от применения закрытых решений Microsoft, что является довольно необычным шагом. В качестве альтернативы предусматривается использование платформ J2SP и J2EE. В отличие от большинства других проектов в области АПО, SAGA определяет требования к приложениям на уровне не только взаимодействия, но и компонентной структуры; ● клиентский уровень модели представляет различные каналы доступа, различия которых обусловлены разными пользователями, терминалами, способами передачи и целями применения. В SAGA предусматриваться, как минимум, три канала доступа: ● доступ пользователей через веб-браузер; ● доступ пользователей через мобильные каналы (WAP, PDA); ● доступ внешних систем через стандартизованные интерфейсы, в первую очередь через веб-сервисы; ● презентационный уровень описывает компоненты, выполняющие взаимодействие с пользователем и преобразование (трансформацию) информации к форме, пригодной для соответствующего клиента. Компонент презентации должен охватывать все стандарты коммуникации с рассмотренными на клиентском уровне терминалами; ● средний слой (предметной области) описывает ядро специфичных для процессов «Электронного государства» компонентов. Здесь инкапсулируется специфичная логика данной информационной системы и обрабатываются данные, получаемые из постоянного слоя. ● Средний слой определяется как основной источник компонентов для повторного использования; ● постоянный слой описывает хранение данных и реализуется, как правило, при помощи готовых СУБД. Кроме того, данный уровень является обобщающим понятием для средств операционной системы, специфичных информационных хранилищ, а также унаследованных систем, не отвечающих требованиям SAGA. Весьма интересным представляется учет в документе федеративной структуры государственных органов Германии. Организационная точка зрения SAGA устанавливает требования к налаживанию всех основных типов взаимодействия (G2С, G2B, G2G) в рамках «Электронного государства», при этом большое внимание уделяется взаимодействию с местными органами самоуправления. Порядок отбора спецификацийВ SAGA определена достаточно сложная модель мониторинга и принятия стандартов, включающая основной каталог стандартов, имеющих следующие статусы: ● обязательные. Стандарты являются обязательными, когда они одобрены и предоставляют оптимальное решение задачи. Рассматриваются и применяются такие стандарты в первую очередь. Конкурирующие стандарты могут быть обязательными, если основные задачи приложений явно различаются между собой. Если одновременно существуют обязательные и рекомендованные либо находящиеся под наблюдением стандарты, то последние из них должны применяться лишь в исключительных случаях. Обязательная классификация не означает, что стандарт применяется в каждом приложении для «Электронного правительства», а только тогда, когда технология или функциональность, связанная со стандартом, является обязательной либо желательной в контексте требований к определенному приложению; ● рекомендованные. Рекомендация стандартов возможна в том случае, если они прошли проверку на надежность, но либо не являются необходимыми (например, не обеспечивают оптимального решения задачи), либо еще не были рассмотрены в качестве обязательных стандартов. Если помимо рекомендуемых стандартов не существует конкурирующих обязательных, то обоснованное отклонение от рекомендуемых стандартов возможно только в порядке исключения. Конкурирующие стандарты могут быть одновременно рекомендуемыми, если различия в их применении четко разграничены. В подобных ситуациях для каждого отдельного случая выбирается наиболее подходящий стандарт. При одновременном существовании рекомендуемых и наблюдаемых стандартов последние из них могут обоснованно применяться лишь в порядке исключения; ● под наблюдением. Стандарты находятся под наблюдением, если они следуют в желаемом направлении развития, но при этом не являются достаточно зрелыми либо еще не закрепились на рынке. Помимо классифицированных в каталоге в SAGA ведутся еще три справочных списка следующих стандартов: ● новые, еще не прошедшие оценку; ● устаревшие, исключенные из использования; ● готовящиеся к вводу в эксплуатацию. 1. Новый стандарт предлагается для включения в классификатор командой разработчиков, экспертами, участниками форума и включается в «белый» список на сайте. Из позиции 1 возможен переход в позицию 3 за один шаг. 2. Стандарты, не прошедшие оценку и не включенные в классификатор, переносятся в «черный» список отвергнутых стандартов. 3. Стандарт с позитивными результатами тестирования добавляется в следующую версию классификатора. 4. Стандарт, вошедший со статусом «рассматриваемый», получает статус «рекомендуемый» в следующей версии классификатора. 5. Вошедший стандарт со статусом «рекомендуемый» получает статус «одобренный». 6. Стандарт, вошедший со статусом «одобренный», получает статус «рекомендуемый». Переход из позиции 6 в 7 может быть выполнен за один шаг. 7. Стандарт, вошедший со статусом «рекомендуемый», не включается в следующую версию классификатора, а переходит в «серый» список. 8. Устаревшие стандарты из «серого» списка, которые более не используются и не поддерживаются, перемещаются в «черный». 9. Стандарты со статусом «рассматриваемый», которые не прошли проверку на соответствие принципам SAGA, переносятся в «черный» список. Структура каталога спецификацийКаталог спецификаций и стандартов содержится в разделе «Технологическая точка зрения» и имеет следующую структуру: ● моделирование процессов (Process modeling); ● моделирование данных (Data modeling); ● архитектураприложений (Application architecture); ● клиент (Client); ● представление (Presentation); ● коммуникации (Communication); ● соединение с оконечными устройствами (Connection to the back-end). Особенности архитектурыВ отдельный раздел архитектурной модели, не предусмотренный в пятизвенной схеме ODP, выделены вопросы безопасности информационных систем. |
(По материалам Федерального министерства экономики и труда Германии /Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit, BMWA/, компаний Microsoft, IBM и CapGemini, информационного агентства Deutsche Welle, официального портала Еврокомиссии EC.Europa.eu, веб-ресурсов FOSTAS.ru, Lab321.ru, e-Uriadnik.org.)
Источник: CIO
Комментарии 0