Российский смартфон: миф или реальность в эпоху зависимости от иностранных технологий?

Российский рынок смартфонов со своим разнообразием моделей сильно подчинен иностранным технологиям. Зависимость прослеживается на всех уровнях: от производства дисплеев до разработки операционных систем. Есть ли возможности для импортозамещения в условиях, когда покупателю проще найти дешёвый китайский аналог? И что мешает появлению исконно российского смартфона при сокращении функционала Android и iOS?
Компания по продаже электроники «М.Видео-Эльдорадо» проанализировала статистику продаж смартфонов за прошлый год. Чаще всего потребители выбирали технику из Китая (Xiaomi (Redmi), Tecno, Realme и Infinix) и Южной Кореи (Samsung).
Российского потенциала недостаточно?
Нужно признать: Россия не сильна в производстве микроэлектроники, поэтому регулярно закупает технологии в США, Южной Корее, Китае и Тайване.
Еще один сдерживающий фактор для отечественных разработчиков — зависимость от иностранных операционных систем. Создание конкурентоспособной альтернативы Android или iOS требует огромных ресурсов и времени. А для того, чтобы окупить серьезные инвестиции в разработку и производство, российский рынок может оказаться недостаточно большим.

Анна Тернавская
руководитель направления мобильной разработки компании Directum
Рынок демонстрирует незрелость и порождает множество начинающих игроков. Для разработчиков идеально, чтобы была конкуренция, но должны быть и сильные лидеры. Огород из множества различных операционных систем для разных пользователей и задач будет представлять собой большую проблему для разработчиков: когда приложение должно работать на разных платформах, необходимо искать тонкую грань баланса между стоимостью и качеством приложения.
Как итог — текущие недостатки платформ усилит недоверие потенциальных покупателей, привыкших к известным брендам. Кроме того, пользователи не захотят переплачивать за отечественный аналог, если он будет дороже и ниже по качеству представленных на рынке зарубежных устройств.
Перспективы отечественных разработок
Скептики справедливо отмечают, что многие российские смартфоны — ребрендинг китайских гаджетов. Однако это может быть первым шагом к развитию собственных компетенций. В России есть сильная школа программирования и опыт создания сложных технических решений.

Андрей Ардашев
ИТ-архитектор линии внедрения Directum
Государство оказывает поддержку IT-отрасли через налоговые льготы и гранты. А также делает акцент на технологическом суверенитете и задачах опережения, стимулирует взращивать и усиливать научные и инженерные кадры.
Потенциальные преимущества есть для корпоративного сектора крупных компаний и государственных организаций. К ним можно отнести гарантированную поддержку в условиях санкций, лучшую адаптацию под российские реалии.

Андрей Ардашев
ИТ-архитектор линии внедрения Directum
Это интеграция с госуслугами, электронной подписью через Госключ, местными сервисами и российскими программно-аппаратными комплексами. Кроме того, важный аспект — большее доверие к уровню безопасности и защиты данных, контролю утечек.
По мнению специалистов компании Directum, идеальная отечественная мобильная ОС должна иметь хороший набор готовых библиотек, бесплатных обучающих материалов и инструментов для разработки. Чтобы система была востребованной и могла конкурировать с Китаем, важны темпы ее развития, скорость, удобство и безопасность.
Перспективные направления разработки мобильных приложений
- банковские приложения — многие пользователи зарубежных сервисов финансовых услуг отмечали простоту, удобство и функциональность отечественных разработок;
- образовательные приложения — спрос на онлайн-образование и мобильные обучающие платформы растет быстрыми темпами;
- приложения для госуслуг и электронного правительства;
- игры и развлекательный контент — российские разработчики имеют хорошую репутацию на мировом рынке;
- корпоративные решения — растет спрос на мобильные приложения для бизнеса, особенно в контексте импортозамещения.
Реально ли создать отечественную экосистему мобильных устройств
Китайские производители вытесняют американские и европейские бренды в целом с рынка мобильных экосистем. Это касается умных часов, планшетов, наушников, всевозможных датчиков (например, AirTag). Возможно ли сместить фокус на российские устройства? Мнения специалистов разделились:
Реально | Нереально |
Многие базовые технологии для создания смартфонов, умных часов, датчиков и других устройств уже существуют и доступны как открытое программное обеспечение. | Внутренний рынок России меньше, чем у глобальных игроков, что может ограничивать рентабельность проекта. |
В России есть опыт разработки сложных технических систем, включая операционные системы управления, которые работают с большим количеством всевозможных датчиков. | Создание полноценной экосистемы потребует огромных инвестиций, сопоставимых с затратами глобальных технологических гигантов. |
Российские компании активно развивают технологии искусственного интеллекта и облачные сервисы, конкурируя с ведущими зарубежными компаниями. | Придется конкурировать с уже устоявшимися на рынке экосистемами, а это очень сложно без значительных преимуществ. |
Для полной экономической эффективности может потребоваться выход на международные рынки, что в текущих геополитических условиях затруднительно. |

Андрей Ардашев
ИТ-архитектор линии внедрения Directum
Оптимальным подходом к организации такого проекта может быть государственно-частное партнерство и развитие совместного производства с дружественными странами, которые преуспели в разработке носимых устройств. Важно чтобы производители смоли вписаться в экономические показатели для выпуска подобных устройств, что сделать без существенных вливаний не просто. Важно понимать, что это проект на многие годы, возможно, даже на десятилетия. Будет разумно сохранять определенную открытость и совместимость с мировыми стандартами во избежание технологической изоляции.
Таким образом производителям необходимо сфокусироваться прежде всего на корпоративном и государственном секторе, постепенно улучшая характеристики устройств и развивая собственную экосистему.
Что касается мобильных приложений, в России это остается привлекательным направлением бизнеса, несмотря на сложности. Ключ к успеху лежит в правильном выборе ниши, ориентации на потребности местного рынка и создании продуктов с потенциалом для международного масштабирования.
Комментарии 0