СМК: о непонятном простыми словами
Что такое система менеджмента качества (СМК) простыми словами
Многие специалисты в конкретной области, когда их просят объяснить что-то касающееся их работы, начинают разъяснять всё своим специфическим профессиональным языком. Вроде бы сказали много, но всё равно непонятно. Исключением не становятся и специалисты по качеству, когда их просят объяснить в чем заключается их работа и что такое система менеджмента качества (СМК), которой они занимаются по роду своей профессиональной деятельности. Зачастую объяснение интересующемуся человеку, не связанному с данной областью, что такое СМК приходит к разъяснению стандартными фразами из стандартов ИСО 9001:2000.
Так что же такое СМК?
Мы предлагаем такое определение СМК:
Это совокупность организационно-технических мероприятий (методов и способов работы) и регламентирующих документов, направленных на построение оптимальных процессов и их постоянное улучшение, что позволяет организации:
● достигать высоких показателей качества программных продуктов, процессов их создания и оказания услуг по их внедрению и поддержке;
● повышать удовлетворенность заказчиков программными продуктами и оказываемыми услугами по внедрению и поддержке;
● адаптироваться в изменяющихся условиях.
Другими словами, по-нашему мнению, СМК включает:
● набор способов и приемов работы, принятых в организации, которые позволяет организации достигать тех целей в области качества, которые она перед собой поставила;
● систему документации СМК (т.е. технологические документы, в которых описаны данные способы и приемы работы).
Например, если организация поставила перед собой цель наиболее полного удовлетворения требований потребителей, то она реально должна оценивать удовлетворенность и запросы потребителей и, следовательно, в ее арсенале документов СМК обязательно должны быть документы, регламентирующие процесс мониторинга потребностей и требований потребителей. А именно:
● процесс мониторинга потенциальных потребностей:
● оценка рынка и предложений конкурентов;
● оценка удовлетворенности потребителей;
● процесс реализации мероприятий по выполнению потенциальных потребностей потребителей;
● процесс мониторинга требований потребителей:
● анализ требований потребителей при заключении контракта;
● оценка возможности выполнения организацией требований потребителя.
А как Вы понимаете что такое СМК?
Комментарии 1
Работая менеджером по качеству в организации, в самом деле, сталкиваешься, на мой взгляд, с первой и основной сложностью - объяснить всем работникам: «Что такое СМК? Зачем нам нужна СМК?».
Приходя в структурное подразделение, чтобы исследовать процесс и потом его задокументировать, я тратила несколько часов, отвечая на эти вопросы. Происходило это, примерно, так:
Цитировала ГОСТ Р ИСО 9000-2008:
Система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Потом пыталась разъяснить эти понятия (качество, менеджмент качества, СМК) более простым языком. Например, СМК - скоординированная деятельность для управления и руководства организацией применительно к качеству. Для наглядности проводила параллели между документацией СМК и основными документами нашего государства (например, Миссия и Руководство по качеству – Конституция, Цели и политика в области качества – ежегодно принимаемый бюджет, и т.д.).
Далее объясняла, зачем нужна СМК и её сертификация, а затем говорила, что хоть я училась в данном направлении, но без Их сотрудничества в исследовании и разработке СМК (соответствующей серии стандартов ИСО), мне будет трудно.