Наверх

Тренды 2024: куда двигаться бизнесу

Время чтения: 6 минут
0
Тренды 2024: куда двигаться бизнесу

Аналитический центр НАФИ опубликовал трендбук на 2024 год, где перечислил как глобальные мегатренды, так и российские актуальные направления для развития бизнеса.

НАФИ входит в число самых влиятельных российских исследовательских агентств. «100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?» — это их новое масштабное социологическое исследование. Один из его разделов посвящен технологиям.

Российские тренды в сфере технологий

Масштабное внедрение генеративного ИИ

Лидирующие отрасли — IT, e-commerce, телеком. Также активно движутся в этом направлении добывающие и промышленные компании, финансовые организации.

Импортозамещение стимулирует рост внутреннего IT-рынка

В числе других важных стимулов — господдержка отрасли и активная цифровизация самих органов госуправления и служб по предоставлению госуслуг населению.

Нехватка IT-специалистов

Речь идет не только о квалифицированных разработчиках, тестировщиках и др., но и об управленческом персонале.

Распространение open source и low-code

Использование открытых исходных кодов создает пространство и возможности для сотрудничества разработчиков, обмена опытом, экспериментов, совместного решения проблем. Оно снижает затраты компаний на изобретение того, что уже было изобретено, и ускоряет темпы развития всей IT-отрасли.

Применение Low-code платформ позволяет компаниям разрабатывать собственные пользовательские приложения без погружения в сложные процессы программирования. Этим, в частности, компенсируется недостаток IT-кадров.

«Принятие» технологий населением

Доверие россиян по отношению к технологиям растет. Большинство готовы пользоваться бот-ассистентами и даже роботами-помощниками. Все чаще люди обращаются к помощи технологий в разных сферах жизни, например, для того, чтобы следить за здоровьем.

Рост интереса к цифровому обучению и к самим технологиям

По данным НАФИ, две трети россиян хотят повышать уровень собственной цифровой грамотности. 61% получают удовольствие, когда удается опробовать новые технологии.

Рост престижности IT-профессий

IT и телекоммуникации являются одной из самых привлекательных в глазах россиян сфер для трудоустройства. Треть жителей России не исключают того, что в будущем получат образование, связанное с цифровыми технологиями.

Увлеченность геймингом и геймдевом

По данным НАФИ, больше половины россиян хотя бы эпизодически играют в видеоигры. Используют для этого в основном телефон или компьютер. Каждый четвертый молодой россиянин (14–35 лет) хотел бы работать в геймдеве.

Интернет перестает быть безграничным, а контент — бесплатным

Сайты активно блокируют пользователей из ряда стран. Все большее количество компаний и медиаресурсов предоставляет доступ к полному контенту только при условии оформления платной подписки.

Нарастают усталость и информационная перегрузка

Постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, обилие информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни.

Куда двигаться бизнесу?

  • Вкладываться в кибербезопасность. Помогать клиентам оставаться в «безопасной зоне», выпуская соответствующие мини-гайды и используя умных помощников на основе ИИ, которые бы облегчали навигацию по сайту/в приложении и одновременно давали короткие советы по защите от киберугроз. Исследования показывают, что многие россияне ждут помощи извне для обеспечения личной кибербезопасности.
  • Использовать открытые коды и Low-code платформы там, где это возможно, но придавать своим продуктам уникальные черты. Делать ставку на сохранение «человечности» в коммуникации с клиентами, разрабатывать оригинальные программы лояльности.

    Разделяй и властвуй: какую работу передать аналитику, а что оставить разработчику при использовании no-code/low-code?

  • Применять возможности ИИ в моделировании бизнес-процессов. Цифровые бизнес-модели позволяют оценить потенциальные риски, трудозатраты, увидеть проблемные зоны еще до выхода на рынок; дают возможность понять, как трансформируется ход процесса при изменении тех или иных условий.

    Как оценить эффект от внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы компании

  • Интегрировать ИИ в пользовательские приложения, на сайты. Те, кто не сделает этого, рискуют остаться «за бортом». В частности, наличие умного ассистента на сайте/в приложении скоро будет восприниматься как неотъемлемая часть клиентского сервиса.
  • Регулярно обучать сотрудников работе с цифровыми технологиями: с одной стороны, это позволит сохранить конкурентоспособность бизнеса, с другой — производительность работников, в том числе, и путем снятия страха быть замененными «машинами».
  • Поддерживать интерес целевых аудиторий, давая им возможность бесплатно опробовать новые технологичные продукты.
  • Следить за сохранением «дружественности» своих интерфейсов. Межпоколенческий разрыв в контексте использования технологий сохраняется: в то время, как молодежь (для которой информационная среда — родная) и люди экономически активного возраста обретают способность работать с более сложными цифровыми задачами, пожилые нередко чувствуют себя потерянными, не успевая за постоянными изменениями цифрового ландшафта.
  • Еще один способ привлечь возрастную аудиторию — помочь ее представителям обучаться работе с цифровыми технологиями, не испытывая давления и неловкости. Согласно исследованиям, установка «мне уже поздно чему-то учиться» является одним из ключевых барьеров для освоения принципов работы с технологиями.

Какие из этих трендов для вас стали открытием? О каких вы уже знаете и стараетесь не отставать?

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь