Тренды 2024: куда двигаться бизнесу
Аналитический центр НАФИ опубликовал трендбук на 2024 год, где перечислил как глобальные мегатренды, так и российские актуальные направления для развития бизнеса.
НАФИ входит в число самых влиятельных российских исследовательских агентств. «100 трендов 2024: куда двигаться бизнесу?» — это их новое масштабное социологическое исследование. Один из его разделов посвящен технологиям.
Российские тренды в сфере технологий
Масштабное внедрение генеративного ИИ
Лидирующие отрасли — IT, e-commerce, телеком. Также активно движутся в этом направлении добывающие и промышленные компании, финансовые организации.
Импортозамещение стимулирует рост внутреннего IT-рынка
В числе других важных стимулов — господдержка отрасли и активная цифровизация самих органов госуправления и служб по предоставлению госуслуг населению.
Нехватка IT-специалистов
Речь идет не только о квалифицированных разработчиках, тестировщиках и др., но и об управленческом персонале.
Распространение open source и low-code
Использование открытых исходных кодов создает пространство и возможности для сотрудничества разработчиков, обмена опытом, экспериментов, совместного решения проблем. Оно снижает затраты компаний на изобретение того, что уже было изобретено, и ускоряет темпы развития всей IT-отрасли.
Применение Low-code платформ позволяет компаниям разрабатывать собственные пользовательские приложения без погружения в сложные процессы программирования. Этим, в частности, компенсируется недостаток IT-кадров.
«Принятие» технологий населением
Доверие россиян по отношению к технологиям растет. Большинство готовы пользоваться бот-ассистентами и даже роботами-помощниками. Все чаще люди обращаются к помощи технологий в разных сферах жизни, например, для того, чтобы следить за здоровьем.
Рост интереса к цифровому обучению и к самим технологиям
По данным НАФИ, две трети россиян хотят повышать уровень собственной цифровой грамотности. 61% получают удовольствие, когда удается опробовать новые технологии.
Рост престижности IT-профессий
IT и телекоммуникации являются одной из самых привлекательных в глазах россиян сфер для трудоустройства. Треть жителей России не исключают того, что в будущем получат образование, связанное с цифровыми технологиями.
Увлеченность геймингом и геймдевом
По данным НАФИ, больше половины россиян хотя бы эпизодически играют в видеоигры. Используют для этого в основном телефон или компьютер. Каждый четвертый молодой россиянин (14–35 лет) хотел бы работать в геймдеве.
Интернет перестает быть безграничным, а контент — бесплатным
Сайты активно блокируют пользователей из ряда стран. Все большее количество компаний и медиаресурсов предоставляет доступ к полному контенту только при условии оформления платной подписки.
Нарастают усталость и информационная перегрузка
Постоянная необходимость осваивать новые цифровые инструменты, опасение быть замененным ИИ на рабочем месте, обилие информации в сети приводят к выгоранию и заставляют россиян стремиться к замедлению ритма жизни.
Куда двигаться бизнесу?
- Вкладываться в кибербезопасность. Помогать клиентам оставаться в «безопасной зоне», выпуская соответствующие мини-гайды и используя умных помощников на основе ИИ, которые бы облегчали навигацию по сайту/в приложении и одновременно давали короткие советы по защите от киберугроз. Исследования показывают, что многие россияне ждут помощи извне для обеспечения личной кибербезопасности.
- Использовать открытые коды и Low-code платформы там, где это возможно, но придавать своим продуктам уникальные черты. Делать ставку на сохранение «человечности» в коммуникации с клиентами, разрабатывать оригинальные программы лояльности.
- Применять возможности ИИ в моделировании бизнес-процессов. Цифровые бизнес-модели позволяют оценить потенциальные риски, трудозатраты, увидеть проблемные зоны еще до выхода на рынок; дают возможность понять, как трансформируется ход процесса при изменении тех или иных условий.
Как оценить эффект от внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы компании
- Интегрировать ИИ в пользовательские приложения, на сайты. Те, кто не сделает этого, рискуют остаться «за бортом». В частности, наличие умного ассистента на сайте/в приложении скоро будет восприниматься как неотъемлемая часть клиентского сервиса.
- Регулярно обучать сотрудников работе с цифровыми технологиями: с одной стороны, это позволит сохранить конкурентоспособность бизнеса, с другой — производительность работников, в том числе, и путем снятия страха быть замененными «машинами».
- Поддерживать интерес целевых аудиторий, давая им возможность бесплатно опробовать новые технологичные продукты.
- Следить за сохранением «дружественности» своих интерфейсов. Межпоколенческий разрыв в контексте использования технологий сохраняется: в то время, как молодежь (для которой информационная среда — родная) и люди экономически активного возраста обретают способность работать с более сложными цифровыми задачами, пожилые нередко чувствуют себя потерянными, не успевая за постоянными изменениями цифрового ландшафта.
- Еще один способ привлечь возрастную аудиторию — помочь ее представителям обучаться работе с цифровыми технологиями, не испытывая давления и неловкости. Согласно исследованиям, установка «мне уже поздно чему-то учиться» является одним из ключевых барьеров для освоения принципов работы с технологиями.
Какие из этих трендов для вас стали открытием? О каких вы уже знаете и стараетесь не отставать?
Комментарии 0