Третья волна. Какие процессы сегодня автоматизируют в логистике?
Как уберизация влияет на рынок грузоперевозок? Какие цифровые технологии уже используются на складах в России? Об ИТ-трендах в логистике рассказывает Александр Валеев, бизнес-аналитик Synerdocs.
Как уберизация влияет на рынок грузоперевозок? Какие цифровые технологии уже используются на складах в России? Об ИТ-трендах в логистике рассказывает Александр Валеев, бизнес-аналитик Synerdocs.
– Александр, с какими задачами чаще обращаются к разработчикам? Что сегодня наиболее актуально?
– Одна из задач в логистике – сократить срок поступления средств от заказчика. Это проблема компаний, работающих по постоплате. Они не могут получить деньги до тех пор, пока все стороны не подпишут документы на груз. Ради одной подписи бумаги преодолевают сотни тысяч километров, теряются в пути. А если при оформлении документа изначально допустили ошибку, рутинный процесс начинается заново.
Дорогой и медленный бумажный документооборот всё чаще становится причиной кассовых разрывов, а иногда и банкротства логистических компаний. И это еще не всё. Часто в документах на груз не проставляются важные отметки, в том числе не указывается адрес доставки. А это противоречит законодательству и требованиям ФНС. То есть ели налоговая потребует представить первичку, вам придется ее не только ждать от контрагента или тратить время на поиск в своем бумажном архиве, но и, возможно, делать это зря – неверно заполненный документ могут не принять.
Избежать все эти неприятности можно – нужно лишь отказаться от бумажного документооборота и перейти на электронный. Многие логистические компании уже это делают. Причем они автоматизируют как взаимодействие с контрагентами, так и внутренние процессы.
– Какие еще тренды в автоматизации логистики вы считаете главными?
– Их много. В целом в логистике я бы выделил три волны, идущих одна за другой.
Первая связана с автоматизацией складских процессов – учетом хранения и движения товарно-материальных ценностей, синхронизацией номенклатур товаров и т.п. Эта тенденция появилась вслед за распространением технологии EDI в ритейле и сейчас уже идет на спад. Почти все, кто нуждался в оптимизации склада, ее уже осуществили.
Вторая волна, пик которой только надвигается, – «уберизация» грузоперевозок. Есть агрегаторы, которые объединяют площадки для размещения заказов на перевозку и их поиска перевозчиками. Причем пользователь видит лишь вершину айсберга, полагая, что сервис занимается только подбором заказов и поиском исполнителей. На самом деле агрегаторы выполняют функции экспедиторов, проверяют перевозчиков, оформляют документы, строят маршруты и отслеживают машины, берут на себя гарантии доставки груза в срок, в целости и сохранности. Эта тенденция позволяет некрупным грузовладельцам отказаться от доставки собственным транспортом и перевозить небольшие объемы быстро и качественно.
– А третья волна сейчас только начинается?
– Да, именно так. Она является логичным продолжением предыдущих – это автоматизация документооборота грузоперевозок. Даже если вы используете логистические онлайн-сервисы, вам все равно придется подписывать документы (заявки, транспортные накладные, расписки и т.д.). Согласно нормам 402-ФЗ и 63-ФЗ, теперь компании могут делать это в электронной форме, что позволяет существенно ускорить сроки оплаты и снизить издержки на документообороте и трудозатратах. Вы можете отправлять и принимать грузы, находясь в любой точке мира, имея лишь доступ к интернету и сертификат электронной подписи. Технологией юридически-значимых транспортных накладных владеют Synerdocs и его партнеры. Ее уже используют Wildberries, FM Logistic и другие компании.
Электронный документооборот позволяет добиться максимальной прозрачности бизнес-процессов. Отказавшись от бумаги, вы можете сократить кражи товаров на складах и при их доставке. А это по-прежнему серьезная головная боль грузоотправителей, транспортных компаний и грузополучателей. Продукция теряется целыми фурами – свыше 1500 случаев в год только по России.
Часто вор появляется на этапе между перевозчиком и логистическим центром. При этом ни к первому, ни ко второму вопросов нет – они чисты перед законом. Злоумышленник представляется водителю заказчиком грузоперевозки, а работнику склада – водителем. И стоит только фуре покинуть пределы логистического центра, как этот человек «исчезает». Номер недоступен или недействителен. Реальный грузополучатель не дожидается машины, а реальный водитель по требованию лже-заказчика направляется на другой склад. Там продукцию по поддельным документам принимают сообщники злоумышленника, а затем они же перевозят ее в другое (уже никому неизвестное) место.
Каждая из этих волн автоматизации приносит логистическим операторам финансовую выгоду, но стоит учитывать потребности завтрашнего дня. Здесь соглашусь с мнением Фарида Мадани, генерального директора ГК «Деловые линии», о том, что все больше трафика грузов генерирует интернет-ритейл. Это влияет на сегмент сборных грузов – он самый быстрорастущий. Поэтому использование сервисов онлайн-перевозок и электронного обмена документами перестанет быть просто конкурентным преимуществом и превратится в жизненную необходимость уже в ближайшем будущем.
Подготовила интервью Алёна Ускова, PR-менеджер Synerdocs
Источник: Synerdocs
Комментарии 0