Все еще не внедрили ИИ? Начните действовать
Выкладки западного эксперта комментирует о реалиях российского опыта внедрения искусственного интеллекта в задачах управления корпоративным деловым контентом Виталий Астраханцев, руководитель проектов развития бизнеса DIRECTUM.
Представляем перевод статьи Кармайна Рими (Carmine Rimi), продакт-менеджера в компании Canonical. Автор рассказывает, как успешно начать внедрение в организации технологий с элементами искусственного интеллекта.
Выкладки западного эксперта комментирует о реалиях российского опыта внедрения искусственного интеллекта в задачах управления корпоративным деловым контентом Виталий Астраханцев, руководитель проектов развития бизнеса DIRECTUM.
Согласно недавнему опросу, проведенному компанией O’Reilly, больше половины опрошенных заявляет, что искусственный интеллект (ИИ) будет играть важную роль в их будущих проектах. Однако, по результатам опроса, 71% респондентов по-прежнему не начали его внедрять. Опрос от компании McKinsey выявил похожее несоответствие: компании полны оптимизма по поводу использования технологий ИИ, но не спешат применять их на практике.
Расхождение между ожиданиями и реальными внедрениями не так уж удивительно. Чтобы любая нашумевшая революционная технология стала реальностью, нужно время. Например, далеко не все компании моментально перешли на работу в облаке. То же самое происходит с ИИ: пока «первопроходцы» разрабатывают новые приложения для здравоохранения, автомобилестроения, розничной торговли и сферы финансовых услуг, остальные лишь начинают пробовать свои силы в этой области или занимают выжидательную позицию.
Виталий Астраханцев В России сложилась аналогичная общемировой практика. Многие компании говорят о цифровой трансформации и необходимости начать использовать технологии искусственного интеллекта. Лишь единицы вступили на эту тропу и активно по ней идут уже около двух лет, опережая и подавая пример тем, кто ещё сомневается в необходимости трансформации бизнеса. Радует, что тренды в данном направлении задают известные всем компании – Сбербанк, Почта России, Тинькофф-банк, X5 Retail Group и другие гиганты российского рынка. Также поддержка программы цифровой трансформации промышленных предприятий на уровне государства позволяет надеяться на получение ожидаемого эффекта, выражающегося в оптимизации производства и сокращении издержек на работу непроизводственных отделов в кратчайшие сроки. |
Количество инициатив по внедрению ИИ будет лишь расти по мере того, как главы компаний начнут осознавать коммерческую ценность, которую может принести им искусственный интеллект. Опрос от McKinsey показал, что 45% управленцев, не инвестировавших в ИИ, боятся отстать от конкурентов. Это позволяет сделать вывод, что «компании, ранее внедрявшие новые технологии, с вдвое большей вероятностью будут открыты к внедрению ИИ»:
Многие компании, которые пока держатся в стороне от ИИ, задаются важными вопросами. Что нужно знать, прежде чем погрузиться в ИИ? Каковы практические аспекты внедрения ИИ? Как избежать типовых ошибок?
Перечислим несколько шагов к внедрению технологии, которая, по мнению компании Gartner, к 2020 году принесет 3,9 триллиона долларов прибыли за счет улучшения качества обслуживания клиентов, новых доходов и снижения издержек.
Виталий Астраханцев, DIRECTUM Компаниям нужно выращивать или выявлять руководителей, готовых к инновациям. Именно влияние личности становится важным на текущем этапе цикла технологии ИИ на рынке. Компаниям, имеющим корпоративную культуру, нацеленную на постоянное развитие, не только нужно декларировать ее, но и на практике показывать – начиная проекты внедрения ИИ. Мы рады, что наши заказчики именно такие прогрессивные компании. В прошлом году нами были проведены пилотные проекты в Объединенной двигателестроительной корпорации, ОДК-Авиадвигатель и Объединенной металлургической компании. Опыт проведенных пилотных проектов показал, что крупные промышленные предприятия имеют высокую степень готовности к внедрению элементов искусственного интеллекта в процессах обработки документов и занесения информации в СЭД. |
Задумались об ИИ? Работайте с ним как с любой другой технологией
Запустите экспериментальный пилотный проект, чтобы с низкой степенью риска продемонстрировать ценность ИИ. Обычно заказчиком таких проектов бывает руководитель высшего или среднего звена со стороны ИТ или бизнеса, однако, важно, чтобы проект был в поле зрения высшего руководства. Таким образом проект может заручиться дополнительной поддержкой и инвестированием.
Держите в уме цикл разработки программного обеспечения (Software Development Lifecycle, SDLC) с элементами ИИ: планирование, анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение и поддержка. При разработке, как и с любым другим приложением, нужно использовать стандартизированные, эффективные и гибкие методы работы, которые обеспечат высокое качество итогового продукта, способного достичь назначенных целей.
Также разберитесь в цикле разработки продукта (Product Development Lifecycle, PDLC) с элементами ИИ, который включает в себя сбор требований, проектирование, производство аппаратного обеспечения и разработку программного обеспечения, тестирование, распространение, использование, поддержку и снятие с эксплуатации.
Поймите, что из себя представляют ключевые технологии, и следите за последними трендами. ИИ быстро развивается, поэтому важно поддерживать знания об этой области в актуальном состоянии.
Сфокусируйтесь на крупных целях
Внедрять ИИ только ради ИИ не имеет смысла. Компании, запустившие свой первый проект по внедрению ИИ, должны сосредоточиться на деловой и/или технической стороне вопроса, а также требованиях, которые новым приложениям нужно реализовать. В любой непонятной ситуации задавайте себе вопрос. Какую проблему мы пытаемся решить? Автоматизировать процесс, обучить ИИ выявлять мошенничество или нечто другое? Никогда не начинайте работу, если у вас в голове нет конечной цели.
Не забывайте, что искусственный интеллект претворяют в жизнь реальные люди.
Определите ключевых сотрудников, которые будут нести ответственность за реализацию видения ИИ в компании: инженер по обработке данных, специалист по анализу данных, инженер по разработке алгоритмов машинного обучения, системный инженер и т.д. Что еще более важно, дайте этим людям инструменты для выполнения своей работы.
Виталий Астраханцев, DIRECTUM В нашем опыте пилотные проекты по применению интеллектуальных сервисов обычно ИТ-подразделение проводит в рамках автоматизации более крупной задачи, поставленной бизнесом, например, оцифровка архива. В рамках такой задачи интеллектуальные инструменты могут извлекать текст и реквизиты документов, а бизнес-логика может быть реализована вокруг данного ядра системы. Отделы, через которые проходит большой объем входящей документации, особенно сильно ощущают эффект применения интеллектуальных инструментов. Важно не ошибиться в первоначальных целях пилотного проекта, так как даже высокие показатели качества работы сервисов не смогут повлиять на положительное принятие решения о старте реального проекта внедрения в случае ошибочной постановки целей реализации проекта. Цели должны быть сформулированы отдельно для бизнеса и трансформированы для технических специалистов, так чтобы детализироваться до конкретных результатов, которых можно достичь в пилотном проекте. Например, при автоматизации обработки входящих писем в Объединенной двигателестроительной корпорации были поставлены цели:
|
Избегайте типовых ошибок
На пути к успеху проекта по внедрению ИИ могут встретиться подводные камни. К примеру, недостаточное исследование исходных данных, которое нужно для четкого понимания, насколько данные заслуживают доверия и нет ли аномалий. Либо недостаточный уровень подготовки персонала; непонимание используемых моделей, лежащих в их основе вероятностей и их влияние на работу решения; незнание того, как изменить модели, чтобы улучшить эти вероятности; использование машинного обучения там, где оно совсем не нужно.
Знайте, что делать и чего избегать, – и вы успешно начнете свой путь к внедрению ИИ в компании.
Виталий Астраханцев, DIRECTUM Наша практика пилотных проектов внедрения интеллектуальных сервисов показывает, что проведение такого проекта позволяет заказчику лучше понять свои потребности и ожидания. Интеллектуальные сервисы призваны избавить пользователей от ежедневной рутины в процессах работы с документами. В процессах интеллектуальной обработки документов используются такие технологии, как компьютерное зрение, нейронные сети и машинное обучение. Всё это в комплексе позволяет достичь достаточно высоких показателей. При этом изначальные ожидания от интеллектуальных сервисов как от «волшебной палочки» в ходе пилотных проектов сменялись осознанным подходом к ожидаемым результатам, и это один из наиболее важных эффектов проведения пилотных проектов. |
Источник: DIRECTUM. Интелелктуальная ECM
Комментарии 0