Наверх

Эксперты о рынке BPM: взлет на фоне спада

Архив
Время чтения: 11 минут
0
Эксперты о рынке BPM: взлет на фоне спада

Мировой спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка BPM. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост рынка.

Марина Мякишева

Мировой спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка BPM. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост рынка. Перспективы внедрения BPM в России обсудили участники круглого стола, организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

В тяжелые экономические времена любые идеи, позволяющие увеличить эффективность бизнеса, находятся в центре внимания. В этом смысле технология BPM хороша тем, что позволяет с меньшими ресурсами делать больше. Ведущие мировые аналитические агентства еще в 2007 году предрекали рынку BPM подъем: наиболее осторожен в своих оценках был Gartner, но и его аналитики полагали, что к 2011 году рынок вырастет с 1 до 2,6 млрд долларов. Результат превысил ожидания. Уже в 2009 году объем рынка BPM приблизился к 2,5-3 млрд долларов.

Также, согласно опросу Gartner в 2009 году, 52% респондентов отметили, что отдача от внедрения BPM в их компании в течение трех-пяти лет составила порядка 15%. Более того, практически = 95% проектов внедрения BPM-систем оказались успешными, причем 67% всех проектов были успешно завершены менее чем за полгода.

Потенциал российского рынка BPM достаточно велик

Потенциал российского рынка BPM достаточно велик

Еще одним драйвером роста рынка BPM, помимо желания компаний увеличить отдачу от бизнеса, стало развитие и распространение интернета и «облачных» технологий, которые дали возможность обеспечения более высокого уровня стандартизации процессов.

На российском рынке интерес к этой теме не снижается, а маркетинговые усилия вендоров по распространению концепции процессного управления постепенно дают результат. Все большее количество компаний начинает не только задумываться о BPM, но и внедрять решения. Если в 2007-2008 о готовности начать BPM-проект, по данным CNews Analytics, говорили 12% респондентов, то к концу нынешнего года их число увеличилось до 16%.

Если в предыдущие годы среди опрошенных представителей телекома, ритейла и банковской сферы наблюдалось недоверие к концепции процессного управления, то сейчас большинство уже осознали, что BPM — не маркетинговая уловка и не лженаука, а новый образ жизни предприятия.

Кто предлагает BPM?

Потенциал российского рынка BPM достаточно велик. На сегодняшний момент освоено всего порядка 10% рынка. Все большее количество крупных и мелких вендоров выходят на отечественный рынок со своими продуктами. Так компания BI Telecom закончила несколько внедрений BPM-проектов на платформе крупнейшего мирового производителя BPM-решений Lombardi Teamworks. Большой проект был осуществлен в одном из крупнейших российских банков. По словам операционного директора BI Telecom Романа Ткачева, на сегодняшний день — это одно из крупнейших внедрений BPM в России. Несмотря на то, что изначально банк выбирал фронт-решение для быстрого выпуска новых услуг, предложенная модель на основе концепции BPM, оказалась наиболее подходящей для автоматизации сквозных бизнес-процессов. Наиболее интересным моментом здесь является не только сам факт успешной реализации достаточно крупного проекта, но и то, что на российском рынке начали работать продукты самого успешного BPM-вендора Lombardi. Роман Ткачев так прокомментировал этот выбор: «необходимо найти не только хороший BPM-продукт, но и команду, которая умеет его внедрять. Законодателем мод в BPM является компания Lombardi Software. На этапе выбора BPM-платформы заказчику необходимо увидеть ее работу в действии, презентация в виде слайдов не убедительна. Для этого в течение 2-3 дней наша компания реализует бесплатно мини-проект (POC — Proof-Of-Concept) на реальном процессе заказчика, при необходимости, также может быть проведена интеграция с существующими системами. В рамках POC можно увидеть как преимущества BPM-продукта, так и компетенцию команды.» На сегодняшний момент Lombardi, по оценке Forrester, предлагает лучшую BPM-систему на мировом рынке.

В 2009 году объем рынка BPM уже приблизился к 2,5-3 млрд долларов

В 2009 году объем рынка BPM уже приблизился к 2,5-3 млрд долларов

BPM-подход справляется и с решением задач оптимизации деятельности предприятий среднего и малого бизнеса. На этом поле давно и успешно работает региональная компания «Элевайз», продвигающее решение ELMA. По словам директора компании «Элевайз» Алексея Будина, рынок СМБ отличается более четким пониманием того, что компания хочет получить от внедрения продукта. Г-н Будин предложил собравшимся поставить себя на место управленца, чтобы понять, как нужно продавать продукты BPM, чтобы менеджмент компаний СМБ полностью осознал пользу, которую ему принесет продукт. Говоря о решении стратегических и оперативных бизнес-задач, он отметил, что для решения проблем операционного уровня отлично подходят системы WorkFlow. «Инструмент, предлагаемый малому и среднему бизнесу, должен уметь составить графическую структуру процесса, описание цепочек, должен работать быстро, а ввод нового процесса не должен занимать более пяти минут. Система должна давать возможность контролировать процесс без дописывания», — так Алексей Будин описал решение, подходящее для целей СМБ. Немаловажной для работы на рынке средних и малых предприятий г-н Будин считает необходимость интеграции продукта BPM с «1С». Поскольку де-факто «1С» является практически стандартом для небольших предприятий, и немногие продукты крупных вендоров с ним совместимы, наличие сертификата «1С» является конкурентным преимуществом на рынке СМБ. Г-н Будин подчеркнул, что интерес к продуктам BPM на рынке средних предприятий очень высок, как в России, так и в странах СНГ, поскольку позволяет компаниям быстро повысить эффективность своей работы.

Евгений Самбу, руководитель центра компетенции департамента управления информацией Digital Design, рассказал об автоматизации WorkFlow, как о первом шаге для построения корпоративной BPM-системы. Исходя из того, что процессы workflow занимают основное место в BPM, он отметил, что зачастую достаточно просто сосредоточиться на задачах, которые реализуют бизнес-процессы. По его словам, основное различие между внедрениями BPM и workflow заключается в том, что BPMS — как правило достаточно большие проекты, workflow же дает возможность получить результат почти сразу.

Компания IDS, работающая на рынке BPM с середины восьмидесятых, представила последние инновационные продукты ARIS, в том числе и бесплатные проекты для моделирования ARIS Express, скачать которые можно на сайте ariscommunity.com. Алексей Борисов, директор департамента корпоративных проектов IDS Scheer Россия и СНГ, отметил, что это инструмент ориентирован на пользователей, которые хотят освоить азы управления бизнес-процессами. Впоследствии созданные модели могут быть использованы в профессиональных продуктах ARIS.

Есть ли результат?

О реализации проекта внедрения процессного подхода на предприятии рассказал Александр Башков, менеджер бизнес-приложений «Тетра Пак». Компания является одним из лидеров по внедрению процессного подхода на своих предприятиях и с удовольствием делится накопленным опытом.

Об опыте построения энергетического холдинга с учетом концепции процессного управления рассказал руководитель методического центра по проектированию бизнес-процессов «КЭС-Холдинг» Алексей Бойко. Компания серьезно подошла к созданию холдинга, решив сформировать его через операционную модель. Формирование единых бизнес-процессов потребовало создания методического центра по их проектированию. Создание ключевого центра компетенций позволило разграничить зоны ответственности разных групп и сформировать у персонала процессное мировоззрение. По словам Алексея Бойко, планы построения идеального холдинга нарушил кризис, сместив акценты и приоритеты. Процессный подход оправдал себя и в этом случае, помогая справиться с поставленными задачами.

Не все так просто

По словам Анатолия Белайчука, президента компании «Бизнес Консоль», BPM можно поставить на одну доску с ERP, несмотря на то, что технологически — это разные вещи, поскольку цели у них общая: трансформировать бизнес. Общими являются и ресурсы, под которыми г-н Белайчук имеет в виду бизнес-аналитики и ИТ. По его словам, сейчас ERP используется в большинстве случаев не для планирования, а для серьезного управленческого учета. Учет непосредственных выгод компании не приносит, а планирование дает прямую выгоду — экономию оборотных средств, уменьшение запасов сырья и т. п. Но в целом, делает вывод г-н Белайчук, BPM и ERP идеально дополняют друг друга, ERP предоставляет информационные объекты для операций, а BPM определяет, как будут выполняться эти операции. «ERP без BPM не хватает цели, а BPM без ERP лишен фундамента для решения процессных задач», — заключил Анатолий Белайчук. С ним согласился и Роман Ткачук, заметивший, что без учетных систем BPM жить не может.

Согласен с этим утверждением и Андрей Михеев, бизнес-аналитик консалтинговой группы «Руна», отметивший, что систему управления необходимо интегрировать с ECM-системами. По его словам, существует немало коммерческих проприетарных систем, позволяющих решать задачи как перехода на процессное управление, так и автоматизации документооборота. В качестве первой открытой системы для решения такого рода задач, г-н Михеев предложил разработку компании — RUNA WFE, позволяющую управлять рабочим процессом и ориентированную на конечного пользователя.

Профессор АНХ при правительстве РФ Владимир Алешин заметил, что внедрение BPMS — одно из необходимых условий для перехода к СОА. Системы управления бизнес-процессами позволяют не только упростить переход к СОА, но и дают возможности для более простого масштабирования.

Интерес российского ИТ-сообщества к теме BPM продолжает возрастать. Уже в целом решены проблемы с узнаваемостью концепции, пожалуй, можно сказать, что сейчас заканчивается этап «раннего проникновения» технологии на российский рынок. Пока еще проекты BPM не стали масштабной тенденцией, но, судя по количеству заинтересованных в реализации этой концепции предприятий, представители которых приняли участие в круглом столе, этот день не за горами. Все большее количество вендоров приходит к пониманию необходимости предоставления своим клиентам BPM-продуктов. С увеличением количества предлагаемых решений, возрастает и число специалистов и управленцев, понимающих, какие выгоды им принесет управление бизнес-процессами. Проникновение концепции, начавшееся «сверху», уже находит поддержку и на уровне СМБ, что, как правило, говорит о том, что технология дает достаточно быструю отдачу.

Источник: CNews, 23 ноября 2009

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь