Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру

Электронные госуслуги: опыт Мурманской области актуален для всех регионов*

  1 комментариев Добавить в закладки

Все региональные и муниципальные органы должны перейти на электронное межведомственное взаимодействие с 1 июля 2012 года. Это означает, что государственные услуги, которых на долю субъектов РФ и муниципалитетов приходится больше, чем на федеральные ведомства, будут предоставляться в электронном виде. Порталы госуслуг открыты повсеместно, и почти все регионы уже подключены к системе межведомственного взаимодействия, но основной функционал по выполнению запросов граждан и организаций выполняют не они, а системы конкретных государственных органов и учреждений. В частности, именно на библиотеки и архивы в российских субъектах ложится нагрузка по предоставлению соответствующих услуг в электронном виде.

Гражданин, зарегистрированный на портале госуслуг, имеет возможность авторизироваться и отправить запрос. Например, на получение справки из местного архива. Механизм исполнения электронной «заявки» пользователя оказывается наиболее сложной задачей: нужно запрос принять, обработать его в соответствии с внутренними регламентами, а потом не только предоставить информацию в нужном формате, но и, как правило, документы. На портале также предусмотрена возможность для самостоятельного поиска документов, в том числе, по архивным фондам, а также библиографической информации по каталогам библиотек. Мурманской области удалось обеспечить оказание электронных библиотечных и архивных услуг в электронном виде, используя единую технологию.

Библиотеки

Государственные услуги в области библиотечного дела появились на портале www.gosuslugi.ru одними из первых. В настоящее время предоставление библиографической информации из государственных библиотечных фондов и информации из фондов в части, не касающейся авторских прав, являются единственными, которые оказываются в обезличенном режиме, без необходимости регистрироваться в системе. Пользователь получает ответ на свой запрос менее чем за минуту. В 2012 году предоставление библиотечных госуслуг в электронном виде получает свое развитие: библиографическая информация и тексты будут доступны не только через федеральный портал – более восьмидесяти региональных порталов начнут предоставлять сведения из библиотек субъектов РФ.

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека – крупнейший региональный информационно-культурный центр. Универсальный фонд учреждения насчитывает более 2,6 млн единиц хранения в печатном, аудиовизуальном и электронном виде. В библиотеке силами корпорации ЭЛАР была осуществлена ретроконверсия генерального алфавитного каталога, а также алфавитных каталогов нотных изданий и аудиовизуальных документов. Полученный в результате сканирования и индексирования массив машиночитаемых библиографических записей был загружен в автоматизированную библиотечно-информационную систему «OPAC-Global» в формате RUSMARC для обеспечения оперативного поиска информации. Электронный каталог интегрирован с региональным порталом госуслуг, чтобы пользователи могли находить библиографические сведения из фондов Мурманской научной библиотеки.

Архивы

Российское законодательство обязывает архивы принимать запросы от граждан и юридических лиц, предписывает архивным учреждениям необходимость обеспечения доступа к архивным документам посредством предоставления пользователю справочно-поисковых средств. Архивы должны содействовать в получении гражданами подлинников и копий документов, в т.ч. электронных, путём дистанционного обращения к архивным документам.

Среди электронных госуслуг, которые обязаны предоставлять архивы, возможность поиска через портал по научно-справочному аппарату до уровня заголовков дел. Для этого осуществляются наполнение научно-справочного аппарата учреждения, предоставление электронной информации, которая позволяет полноценно оперировать данными, накопившимися за всё время существования архивного фонда. Создание электронных фондов пользования, то есть оцифровка наиболее востребованных материалов архива, позволяет удовлетворять различные гражданско-правовые запросы. И, наконец, электронным фондом пользования необходимо управлять, разграничивать к нему доступ, делать возможным обращение к нему не только из читального зала архива, но и через сеть Интернет. Соответственно, нужно решать проблему разработки системы управления архивом. Такая система автоматизирует сугубо внутренние процессы – согласование, принятие запроса, идентификацию пользователя на портале госуслуг, регистрирует новых пользователей и, наконец, выдаёт справки и прикреплённые к ним сканы документов.

В Мурманской области была внедрена комплексная автоматизированная информационная система по документам архивного фонда региона, обеспечившая предоставление архивных услуг с помощью Единого портала государственных и муниципальных услуг и отраслевого интернет-сайта. Разработчиком системы, корпорацией ЭЛАР, совместно с ОАО «Ростелеком» было создано решение, которое позволило Мурманской области одновременно решить задачу предоставления как библиотечных, так и архивных госуслуг в электронном виде. Поскольку библиотечные и архивные услуги, а также регламенты их предоставления являются одинаковыми для всех субъектов РФ, решение можно считать типовым. Опыт региона, сумевшего реализовать этот проект всего лишь в течение полугода, а также совместная работа IT-интегратора, разрабатывающего программные средства по автоматизации деятельности госучреждений с единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства – это демонстрация того, что к июлю 2012 года субъекты РФ могут перейти на электронное межведомственное взаимодействие.

Источник http://pplotnikov.ru/ 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев