Просто о цифровой трансформации
Время чтения: 1,5 часа
Кому полезен раздел: всем, кто хочет разобраться в теме и найти ответы о цифровой трансформации бизнеса.
Что «внутри»: в чём суть цифровой трансформации, как она влияет на компанию и нужна ли всем.
1. Определение цифровой трансформации и преимущества
Скорость и качество предоставления услуг растут постоянно. Покупки, запросы данных об остатке на счету, консультации — всё это уже давно перешло в онлайн. Для большинства действий потребителю достаточно иметь гаджет в руке.
Время и удобство становятся ценными ресурсами как для клиентов, так и для работников. Корпоративные чат-боты, информационные киоски, личные кабинеты сотрудника — эти и другие цифровые инструменты ускоряют принятие решений, упрощают взаимодействие с руководством и коллегами. Например, чтобы запросить справку 2-НДФЛ, больше не нужно ходить или звонить в бухгалтерию. Сделать это можно в пару кликов, практически не отрываясь от работы.
Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей и сотрудников, компаниям приходится оцифровывать бизнес-процессы. Но обычной автоматизации недостаточно — цифровая трансформация требует максимального пересмотра, а иногда и отказа от некоторых действий и операций.
В чём суть цифровой трансформации? Прежде всего это масштабная интеграция цифровых решений во все направления деятельности компании. Преобразования касаются не только ИТ, но и стратегии развития и управления рисками, корпоративной культуры, технологий и других важных моментов в бизнесе.
Цифровая трансформация позволяет компаниям добиться следующих результатов:
Преимуществ цифровой трансформации для бизнеса гораздо больше. Например, ускорение процессов сказывается на росте производительности труда и снижении расходов. При этом внедрение новых технологий упрощает работу с рисками предприятия — если нужно перезаключить договор или провести ТО оборудования, об этом своевременно сообщит цифровой помощник.
Взаимодействие с клиентами становится глубже. Цифровизация позволяет оперативно получать обратную связь и использовать массивы данных о потребителях. Зная интерес человека к определенному продукту и другую информацию, современная система может сразу предложить ему что-то ещё — сопутствующий товар или дополнительную услугу.
В конечном счёте компания создаёт новую бизнес-модель, которая успешна и эффективна в современных условиях.
2. Инструменты и системы цифровой трансформации
Внедряя современные digital-технологии, компаниям не стоит забывать о важном — ИТ-решения влияют на все направления бизнеса и затрагивают различные классы информационных систем: ERP, системы управления корпоративным контентом (ECM), эффективностью предприятия (CPM/BI), персоналом (HRM), взаимодействием с поставщиками и клиентами (CRM) и т.д.
Основная цель любой системы сегодня — эффективно решать задачи цифровой трансформации бизнеса. В их числе перевод в электронный вид процессов, в которые вовлечено максимальное число работников, а также улучшение уже автоматизированных операций с помощью технологических новшеств, таких как интеллектуальные и RPA-решения.
Мобильность давно находит отражение в корпоративных информационных системах: для АСУТП — это вывод информации об оборудовании на планшет, в ECM — это решения для быстрого рассмотрения документов руководителями, BI—приложения демонстрируют пользователям панель управления с ключевыми верхнеуровневыми показателями предприятия.
Чат-боты становятся новым средством взаимодействия между сотрудником и системой, покупателем и интернет-магазином, компанией и контрагентом, гражданином и правительством.
используются в мировой практике достаточно давно. Даже государственные заказчики проявляют интерес к облакам. Сегодня на российском рынке представлены решения по частным, публичным и гибридным облачным моделям работы в информационных системах.
влияет в первую очередь на производственный слой систем — АСУТП и EAM. Они собирают исчерпывающий набор сигналов о состоянии оборудования, запускают процессы для обработки событий, важных с точки зрения бизнеса.
Виртуальная реальность (Virtual reality, VR) — это общий термин для контента, который можно воспроизводить с помощью специального оборудования, в том числе шлемов виртуальной реальности, смартфонов и других устройств. На них может транслироваться как видеоконтент, снятый на панорамную камеру, так и 3D-ролики.
Технология дополненной реальности (Augmented Reality, AR) позволяет примерять виртуальный контент на реальный мир. C помощью таких цифровых подсказок можно, например, быстро найти нужный продукт в супермаркете, узнать, как собрать новую мебель, или научиться пользоваться спутниковым навигатором в автомобиле.
Смешанная реальность (Mixed Reality, MR) — видео, в которых VR-контент совмещается с линейным видеорядом, снимаемым в реальном времени (используется хромакей).
— цифровая копия физического объекта или процесса, помогающая оптимизировать эффективность бизнеса.
близко связаны с интернетом вещей и слоем обработки информации в АСУТП, но иногда используются и напрямую в ERP.
находит практическое применение в каждом классе информационных систем. С его помощью снижается количество рутинных операций при взаимодействии с системой (например, «вбивание» данных). Также интеллект используется для выявления закономерностей, в том числе неочевидных, из фактов корпоративной информации. В дальнейшем на их основе принимаются решения.
(robotic process automation) — это форма технологии автоматизации бизнес-процессов. Роботы RPA используют пользовательский интерфейс для сбора данных и управления приложениями.
Преобразуется взаимодействие не только внутри компании, но и во вне: налаживается обмен данными и документами с контрагентами, поставщиками, покупателями, госорганами. Пока это касается лишь ECM- и ERP-систем, в которых обрабатываются структурированные и слабо структурированные документы в ходе обмена с контрагентами. Впереди возможен переход на принципиально новые технологии, в том числе блокчейн. Это позволит организовать более масштабную доверенную среду обмена, отойти от документов как таковых и перейти к «умным» контрактам.
— это технология, в основе которой лежит идея создания цепочки блоков, в каждом из которых хранится информация, а точнее некоторый набор фактов (данных), например, транзакции. Общее доверие базируется не на доверии к какому-то отдельному участнику (узлу сети), а ко всей сети целиком. Это возможно благодаря слиянию методов криптографии, распределенных вычислений, алгоритмов и концепций теории игр.
— новый класс систем, который появился в результате развития ECM. Прежними остались требования к работе с образами документов, управлению документами, записями и бизнес-процессами, к совместной деятельности. Появилась и новая интересная функциональность, например, аналитика, связанная как с документами, так и с бизнес-процессами. Также предполагается иной подход к юзабилити и интерфейсам, которые рассматриваются не только внутри ECM-системы, но и через подключение внешних систем. Новое понимание навигации и поиска информации: её становится больше, необходимо вводить тегирование и управление метаданными.
3. Тренды цифровой трансформации
В какую сторону будет развиваться цифровая трансформация бизнеса в ближайшие 5-10 лет, определяют ключевые тенденции на рынке.
Тренд №1. Интеллектуальность
С использованием интеллектуальных сервисов корпоративные системы могут извлекать из неструктурированного документа его содержание и важные метаданные. Например, в случае с ECM — для автоматического заполнения регистрационных карточек. Таким способом они учатся классифицировать контент, как отдельных документов, так и их совокупность с учётом контекста.
Классификация применяется при автоматическом построении маршрутов (workflow) — кому направить документ, с каким сроком, возможен ли альтернативный вариант. Сейчас же часто всю работу делает человек: анализирует поток документов, вникает в их суть, определяет подходящих исполнителей. Чтобы упростить процесс, нужно формировать аннотации — извлекать из документов и их «окружения» самые важные для пользователя данные и представлять их в удобном виде.
Тренд №2. Цифровизация HR-процессов и бухгалтерии
Искусственный интеллект может избавлять сотрудников от рутины, поэтому со временем исчезают и бизнес-роли. Среди них — кадровики и делопроизводители, которые оформляют бумажные документы и/или заносят их в систему, или бухгалтеры, «забивающие» проводки в ERP.
Особенно заметен процесс цифровой трансформации в сфере управления персоналом. В частности, российские компании переходят на электронные трудовые книжки, меняется и законодательство. Так же активно проходит цифровизация канцелярии и бухгалтерии — всё больше документов и процессов там переводят в безбумажный вид.
Бухгалтеры, делопроизводители и HR-менеджеры, конечно, никуда не исчезнут. Ожидается, что они больше не будут тратить время на бумаги и начнут выполнять более интеллектуальную работу.
Результаты опроса ECM-Journal «Когда искусственный интеллект заменит делопроизводителя?»:
Тренд №3. Охват сотрудников и мобильность
В эпоху цифровой трансформации у всех есть личные мобильные устройства, и в большинстве случаев это смартфоны с доступом к интернету. Даже если сотрудники не автоматизированы внутри предприятия (например, работают на производстве или в торговых залах), с ними можно удалённо взаимодействовать: передавать корпоративную информацию и принимать обратные запросы через корпоративные чат-боты.
Офисным сотрудникам необходим доступ к корпоративной информации даже за пределами своего автоматизированного рабочего места — когда они находятся в командировке или на совещании. Это важно для поддержки непрерывности бизнеса, чтобы рабочие процессы не «застывали».
Если этого не сделать, то и через 5-10 лет мы продолжим работать на бумаге. Чтобы полностью перейти на электронную форму взаимодействия, нужно проработать ее надежность и юридическую значимость, учесть привычки людей, предоставляя им легкость и удобство, сравнимые с практикой личного общения или работой на бумаге.
Тренд №4. Использование облачных технологий
Уже сейчас вендоры предлагают заказчикам решения для работы в облаке: это и частные облака, и публичные, и гибридные модели.
Крупные компании используют облачные технологии, но в основном пока через свои дата-центры. Однако часть процессов не просто можно, а даже удобно, выносить «наружу». Например, при проведении бизнес-эксперимента: когда нужно протестировать обновленный бизнес-процесс, но нет времени ждать, пока руководство согласует заявку или внутренняя служба включит процесс в контур действующей системы.
Ещё одно преимущество облаков — эластичность. Количество информации будет расти, и часть архива можно вынести за пределы предприятия в зашифрованном виде.
4. Примеры цифровой трансформации
Чтобы провести цифровизацию в компании эффективно, мало знать о ней в теории. Лучше ознакомиться с реальными кейсами и примерами цифровой трансформации. Как именно преобразовали свою деятельность крупные российские компании, предлагаем оценить по ссылкам ниже: