Журнал о системах электронного документооброта (СЭД)
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты

Цифровая трансформация

Цифровые, или digital-технологии, влияют на все направления бизнеса и затрагивают различные классы информационных систем: ERP, системы управления корпоративным контентом (ECM), управления эффективностью предприятия (CPM/BI), управления персоналом (HRM), управления взаимодействием с поставщиками и клиентами (CRM) и т.д.

Этот раздел посвящен цифровизации и тому, какое отражение она находит в области управления корпоративной информацией, бизнес-процессами и взаимодействием сотрудников.

Содержание раздела

 

Цифровая трансформация - начало

Василий Бабинцев: Нас ждут новые платформы корпоративного электронного взаимодействия

О том, как будет развиваться рынок ECM-систем в условиях цифровой экономики.

Что волнует CIO в России?

Более 200 ИТ-директоров, десятки тем и три дня общения – всё это ежегодный российский конгресс «Подмосковные вечера». Что обсуждали CIO на площадке форума? Читайте в материале ECM-Journal.

Итоги 2017 и прогнозы 2018 в сфере СЭД/ECM

О главных трендах прошлого года, значимых нововведениях в системах, как изменится российский рынок СЭД/ECM в течение ближайших 5 лет.

Ключевые технологии

Мобильность давно находит отражение в корпоративных информационных системах: для АСУТП – это вывод информации об оборудовании на планшет, в ECM – это решения для быстрого рассмотрения документов руководителями, BI–приложения демонстрируют пользователям панель управления с ключевыми верхнеуровневыми показателями предприятия.

Облака используются в мировой практике достаточно давно. Однако в России, а особенно в корпоративном секторе, влияние тренда пока невелико, хотя даже государственные заказчики проявляют интерес к облакам. Сегодня на рынке представлены решения по частным, публичным и гибридным облачным моделям работы в информационных системах.

Интернет вещей влияет в первую очередь на производственный слой систем – АСУТП и EAM. Они собирают исчерпывающий набор сигналов о состоянии оборудования, запускают процессы для обработки важных, с точки зрения бизнеса, событий.

Большие данные близко связаны с интернетом вещей и слоем обработки информации в АСУТП, но иногда используются и напрямую в ERP.

Искусственный интеллект, как и машинное обучение, находит практическое применение в каждом классе. С его помощью снижается количество рутинных операций при взаимодействии с системой (например, «вбивание» данных). Также интеллект используется для выявления закономерностей, в том числе неочевидных, из фактов корпоративной информации. В дальнейшем на их основе принимаются решения.

Блокчейн и межкорпоративный юридически значимый обмен.Преобразуется взаимодействие не только внутри компании, но и во вне: налаживается взаимодействие с контрагентами, поставщиками, покупателями, госорганами. Пока это касается лишь ECM- и ERP-систем, в которых обрабатываются структурированные и слабо структурированные документы в ходе обмена с контрагентами. Впереди возможен переход на принципиально новые технологии, в том числе блокчейн. Это позволит организовать более масштабную доверенную среду обмена, отойти от документов как таковых и перейти к «умным» контрактам.

Определения

Блокчейн

– это технология, в основе которой лежит идея создания цепочки блоков, в каждом из которых хранится определенная информация, а точнее, некоторый набор фактов (данных), например, транзакци. Общее доверие базируется не на доверии к какому-то отдельному участнику (узлу сети), а ко всей сети целиком. Это возможно благодаря слиянию методов криптографии, распределенных вычислений, алгоритмов и концепций теории игр.

Подробнее

Будущее в ECM

ECM-системы должны будут сильно трансформироваться, чтобы соответствовать новым реалиям: увеличиваются объемы корпоративной информации и меняется ее структура. В какую сторону будут развиваться системы в ближайшие 5-10 лет, определяют ключевые ИТ-тренды.

Интеллектуальность

С использованием интеллектуальных сервисов ECM-системы смогут извлекать из неструктурированного документа его содержание и важные метаданные для автоматического заполнения регистрационных карточек. Они научатся классифицировать контент как отдельных документов, так и их совокупность с учетом контекста.

Классификация будет применима при автоматическом построении маршрутов (workflow) – кому направить документ, с каким сроком, возможен ли альтернативный вариант. Сейчас всю работу делает человек: анализирует поток документов, вникает в их суть, определяет подходящих исполнителей. Чтобы упростить процесс, нужно формировать аннотации – извлекать из документов и их «окружения» самые важные для пользователя данные и представлять в удобном виде.

Искусственный интеллект будет избавлять от рутины, поэтому со временем должны исчезнуть и бизнес-роли (делопроизводители, которые регистрируют документы, или бухгалтеры, «забивающие» проводки в ERP). Сами люди, конечно, никуда не исчезнут, ожидается, что они начнут выполнять более интеллектуальную работу: делопроизводители станут помощниками руководителей, бухгалтеры – финансовыми консультантами.

Результаты онлайн-опроса на тему «Когда искусственный интеллект заменит делопроизводителя?»:

  • 30% – в ближайшие 3 года;
  • 22% – в течение 7 лет;
  • 21% – через 10 лет;
  • 27% – не заменит.

Охват сотрудников и мобильность

Сегодня у всех имеются личные мобильные устройства, и в большинстве случаев это смартфоны с доступом к интернету. Даже если сотрудники не автоматизированы внутри предприятия (например, работают на производстве или в торговых залах), с ними можно удаленно взаимодействовать: передавать корпоративную информацию и принимать обратные запросы через корпоративные чат-боты.

Офисным сотрудникам необходим доступ к корпоративной информации даже за пределами своего автоматизированного рабочего места – когда они находятся в командировке или на совещании. Это важно для поддержки непрерывности бизнеса, чтобы рабочие процессы не «застывали».

Если этого не сделать, то и через 5-10 лет мы будем работать на бумаге. Для того чтобы полностью перейти на электронную форму взаимодействия, нужно проработать ее надежность и юридическую значимость, учесть привычки людей, предоставляя им легкость и удобство, сравнимые с практикой личного общения или работой на бумаге.

Облака

Уже сейчас некоторые ECM-вендоры предлагают заказчикам решения для работы в облаке: это и частные облака, и публичные, и гибридные модели.

Крупные компании используют облачные технологии, но пока через свои дата-центры, как правило. Однако часть процессов не просто можно, а даже удобно, выносить наружу. Например, при проведении бизнес-эксперимента: когда нужно протестировать обновленный бизнес-процесс, но нет времени ждать пока руководство согласует заявку или пока внутренняя служба включит процесс в контур действующей системы.

Еще одно преимущество облаков – эластичность. Количество информации будет расти, и часть архива можно вынести за пределы предприятия в зашифрованном виде.

Интересен опыт использования облаков вместе с искусственным интеллектом и новыми возможностями аналитики. Метаданные из неструктурированных документов удобно анализировать и ранжировать не только на ограниченных объемах одной компании, но и подключать все организации холдинга или даже ассоциации предприятий. Собранная информация загружается в публичные облачные сервисы; на основе общей выборки повышается достоверность структурирования и ранжировании уже в конкретной системе. Так можно добиться высокой точности выдачи информации при поиске, как это делают поисковые движки на основе данных всего интернета.

Как дела на западе

Переводы

5 движущих сил цифровой трансформации

Мобильность и социальность, растущие ожидания клиентов, большие данные, интернет вещей и эпоха контекстной информации – какие еще аспекты нельзя оставить без внимания?

Будущее управления контентом и искусственного интеллекта

Интеллектуальные сервисы изменят управление корпоративным контентом. Как меняется производительность и рабочие процессы, когда в игру вступает ИИ?

Искусственный интеллект и электронный документооборот

Как развитие машинного обучения и искусственного интеллекта повлияет на эволюцию ECM-систем?

Пришло время блокчейна для бизнеса

Какое влияние технология блокчейн может оказать на информационные системы?

Расширение границ: от ECM к Content Services Platforms

В оригинальном определении ECM-системы по Gartner выделены такие блоки, как управление бизнес-процессами (BPM/workflow) и управление взаимодействием (collaboration). Именно эта функциональность продолжит активно развиваться. В приоритете:

  • настройка бизнес-процессов без программирования и их аналитическая обработка;
  • выстраивание сквозных процессов между и над системами (ERP и ECM);
  • реализация на практике принципов Adaptive Case Management;
  • усиление работы в рамках проектной деятельности, а также развитие формы творческого взаимодействия между сотрудниками для поиска совместных решений и сотрудничества (collaboration).

Все эти четыре подхода (управление процессами, кейсами, проектами и взаимодействие) используются в том или ином виде на всех предприятиях. Компании работают с разными ИТ-решениями и вынуждены тратить время, трудоемкость и деньги на их интеграцию. В ECM-области активен период синтеза с разными областями деятельности и системами, контент остается наиболее ценным активом, вокруг которого строится инфраструктура. Поэтому именно ECM-системы должны стать ядром для перечисленных подходов.

Принимая во внимание новую перспективную функциональность ECM-систем, исследовательская компания Gartner дала определение нового класса систем – Content Services Platforms. Остался мощный блок контента (Content), который предоставляется платформой (Platform) по сервисной модели (Service).

На горизонте 5-10 лет преобразование ECM станет еще шире – это будет не просто платформа вокруг контента, а платформа цифрового взаимодействия, куда уже входят и контент, и бизнес-процессы, и совместная работа.

Такое взаимодействие должно быть интеллектуальным, юридически значимым, полностью электронным, с подключением всех сотрудников и охватом контрагентов, то есть внешней среды. Сама платформа должна обеспечивать работу с огромными объемами данных, поддерживать распределенную архитектуру и сквозные процессы, уметь ускорять прикладную разработку за счет визуального конфигурирования, а не кодирования

Двигатели прогресса

Кейсы цифровой трансформации в бизнес-процессах.