Цифровая трансформация
Цифровые, или digital-технологии, влияют на все направления бизнеса и затрагивают различные классы информационных систем: ERP, системы управления корпоративным контентом (ECM), управления эффективностью предприятия (CPM/BI), управления персоналом (HRM), управления взаимодействием с поставщиками и клиентами (CRM) и т.д.
Этот раздел посвящен цифровизации и тому, какое отражение она находит в области управления корпоративной информацией, бизнес-процессами и взаимодействием сотрудников.
Содержание раздела
Цифровая трансформация - начало
О том, как будет развиваться рынок ECM-систем в условиях цифровой экономики.
Более 200 ИТ-директоров, десятки тем и три дня общения – всё это ежегодный российский конгресс «Подмосковные вечера». Что обсуждали CIO на площадке форума? Читайте в материале ECM-Journal.
О главных трендах прошлого года, значимых нововведениях в системах, как изменится российский рынок СЭД/ECM в течение ближайших 5 лет.
Ключевые технологии
Мобильность давно находит отражение в корпоративных информационных системах: для АСУТП – это вывод информации об оборудовании на планшет, в ECM – это решения для быстрого рассмотрения документов руководителями, BI–приложения демонстрируют пользователям панель управления с ключевыми верхнеуровневыми показателями предприятия.
Облака используются в мировой практике достаточно давно. Однако в России, а особенно в корпоративном секторе, влияние тренда пока невелико, хотя даже государственные заказчики проявляют интерес к облакам. Сегодня на рынке представлены решения по частным, публичным и гибридным облачным моделям работы в информационных системах.
Интернет вещей влияет в первую очередь на производственный слой систем – АСУТП и EAM. Они собирают исчерпывающий набор сигналов о состоянии оборудования, запускают процессы для обработки важных, с точки зрения бизнеса, событий.
Большие данные близко связаны с интернетом вещей и слоем обработки информации в АСУТП, но иногда используются и напрямую в ERP.
Искусственный интеллект, как и машинное обучение, находит практическое применение в каждом классе. С его помощью снижается количество рутинных операций при взаимодействии с системой (например, «вбивание» данных). Также интеллект используется для выявления закономерностей, в том числе неочевидных, из фактов корпоративной информации. В дальнейшем на их основе принимаются решения.
Блокчейн и межкорпоративный юридически значимый обмен.Преобразуется взаимодействие не только внутри компании, но и во вне: налаживается взаимодействие с контрагентами, поставщиками, покупателями, госорганами. Пока это касается лишь ECM- и ERP-систем, в которых обрабатываются структурированные и слабо структурированные документы в ходе обмена с контрагентами. Впереди возможен переход на принципиально новые технологии, в том числе блокчейн. Это позволит организовать более масштабную доверенную среду обмена, отойти от документов как таковых и перейти к «умным» контрактам.
Определения
Блокчейн

– это технология, в основе которой лежит идея создания цепочки блоков, в каждом из которых хранится определенная информация, а точнее, некоторый набор фактов (данных), например, транзакци. Общее доверие базируется не на доверии к какому-то отдельному участнику (узлу сети), а ко всей сети целиком. Это возможно благодаря слиянию методов криптографии, распределенных вычислений, алгоритмов и концепций теории игр.
ПодробнееБудущее в ECM
ECM-системы должны будут сильно трансформироваться, чтобы соответствовать новым реалиям: увеличиваются объемы корпоративной информации и меняется ее структура. В какую сторону будут развиваться системы в ближайшие 5-10 лет, определяют ключевые ИТ-тренды.
Интеллектуальность
С использованием интеллектуальных сервисов ECM-системы смогут извлекать из неструктурированного документа его содержание и важные метаданные для автоматического заполнения регистрационных карточек. Они научатся классифицировать контент как отдельных документов, так и их совокупность с учетом контекста.
Классификация будет применима при автоматическом построении маршрутов (workflow) – кому направить документ, с каким сроком, возможен ли альтернативный вариант. Сейчас всю работу делает человек: анализирует поток документов, вникает в их суть, определяет подходящих исполнителей. Чтобы упростить процесс, нужно формировать аннотации – извлекать из документов и их «окружения» самые важные для пользователя данные и представлять в удобном виде.
Искусственный интеллект будет избавлять от рутины, поэтому со временем должны исчезнуть и бизнес-роли (делопроизводители, которые регистрируют документы, или бухгалтеры, «забивающие» проводки в ERP). Сами люди, конечно, никуда не исчезнут, ожидается, что они начнут выполнять более интеллектуальную работу: делопроизводители станут помощниками руководителей, бухгалтеры – финансовыми консультантами.
Результаты онлайн-опроса на тему «Когда искусственный интеллект заменит делопроизводителя?»:
- 30% – в ближайшие 3 года;
- 22% – в течение 7 лет;
- 21% – через 10 лет;
- 27% – не заменит.
Охват сотрудников и мобильность

Сегодня у всех имеются личные мобильные устройства, и в большинстве случаев это смартфоны с доступом к интернету. Даже если сотрудники не автоматизированы внутри предприятия (например, работают на производстве или в торговых залах), с ними можно удаленно взаимодействовать: передавать корпоративную информацию и принимать обратные запросы через корпоративные чат-боты.
Офисным сотрудникам необходим доступ к корпоративной информации даже за пределами своего автоматизированного рабочего места – когда они находятся в командировке или на совещании. Это важно для поддержки непрерывности бизнеса, чтобы рабочие процессы не «застывали».
Если этого не сделать, то и через 5-10 лет мы будем работать на бумаге. Для того чтобы полностью перейти на электронную форму взаимодействия, нужно проработать ее надежность и юридическую значимость, учесть привычки людей, предоставляя им легкость и удобство, сравнимые с практикой личного общения или работой на бумаге.
Облака

Уже сейчас некоторые ECM-вендоры предлагают заказчикам решения для работы в облаке: это и частные облака, и публичные, и гибридные модели.
Крупные компании используют облачные технологии, но пока через свои дата-центры, как правило. Однако часть процессов не просто можно, а даже удобно, выносить наружу. Например, при проведении бизнес-эксперимента: когда нужно протестировать обновленный бизнес-процесс, но нет времени ждать пока руководство согласует заявку или пока внутренняя служба включит процесс в контур действующей системы.
Еще одно преимущество облаков – эластичность. Количество информации будет расти, и часть архива можно вынести за пределы предприятия в зашифрованном виде.
Интересен опыт использования облаков вместе с искусственным интеллектом и новыми возможностями аналитики. Метаданные из неструктурированных документов удобно анализировать и ранжировать не только на ограниченных объемах одной компании, но и подключать все организации холдинга или даже ассоциации предприятий. Собранная информация загружается в публичные облачные сервисы; на основе общей выборки повышается достоверность структурирования и ранжировании уже в конкретной системе. Так можно добиться высокой точности выдачи информации при поиске, как это делают поисковые движки на основе данных всего интернета.
Как дела на западе
Переводы
Мобильность и социальность, растущие ожидания клиентов, большие данные, интернет вещей и эпоха контекстной информации – какие еще аспекты нельзя оставить без внимания?
Интеллектуальные сервисы изменят управление корпоративным контентом. Как меняется производительность и рабочие процессы, когда в игру вступает ИИ?
Как развитие машинного обучения и искусственного интеллекта повлияет на эволюцию ECM-систем?
Какое влияние технология блокчейн может оказать на информационные системы?
Расширение границ: от ECM к Content Services Platforms

В оригинальном определении ECM-системы по Gartner выделены такие блоки, как управление бизнес-процессами (BPM/workflow) и управление взаимодействием (collaboration). Именно эта функциональность продолжит активно развиваться. В приоритете:
- настройка бизнес-процессов без программирования и их аналитическая обработка;
- выстраивание сквозных процессов между и над системами (ERP и ECM);
- реализация на практике принципов Adaptive Case Management;
- усиление работы в рамках проектной деятельности, а также развитие формы творческого взаимодействия между сотрудниками для поиска совместных решений и сотрудничества (collaboration).
Все эти четыре подхода (управление процессами, кейсами, проектами и взаимодействие) используются в том или ином виде на всех предприятиях. Компании работают с разными ИТ-решениями и вынуждены тратить время, трудоемкость и деньги на их интеграцию. В ECM-области активен период синтеза с разными областями деятельности и системами, контент остается наиболее ценным активом, вокруг которого строится инфраструктура. Поэтому именно ECM-системы должны стать ядром для перечисленных подходов.
Принимая во внимание новую перспективную функциональность ECM-систем, исследовательская компания Gartner дала определение нового класса систем – Content Services Platforms. Остался мощный блок контента (Content), который предоставляется платформой (Platform) по сервисной модели (Service).
На горизонте 5-10 лет преобразование ECM станет еще шире – это будет не просто платформа вокруг контента, а платформа цифрового взаимодействия, куда уже входят и контент, и бизнес-процессы, и совместная работа.
Такое взаимодействие должно быть интеллектуальным, юридически значимым, полностью электронным, с подключением всех сотрудников и охватом контрагентов, то есть внешней среды. Сама платформа должна обеспечивать работу с огромными объемами данных, поддерживать распределенную архитектуру и сквозные процессы, уметь ускорять прикладную разработку за счет визуального конфигурирования, а не кодирования
Двигатели прогресса
Кейсы цифровой трансформации в бизнес-процессах.