Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Другие бизнес-решения

Цифровая маркировка товаров: инструкция по применению

  1 комментариев Добавить в закладки

В 2020 году перечень продукции, которая подлежат обязательному нанесению средств идентификации, существенно расширится. Для участников рынка это не будет неожиданностью, еще в 2019 году был проведен ряд экспериментов по маркировке отдельных групп товаров. Кого коснутся изменения в законодательстве, и как они будут работать на практике, подробно расскажем далее.

Маркировка – явление для России уже привычное. По факту это уникальный код, который наносится на продукцию или ее упаковку. Каждому товару, подлежащему идентификации, присваивается номер, который позволяет отследить цепочку перемещения груза от производителя до конечного потребителя. Все данные поступают в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товара (ГИС МТ).

Для чего это делается? В первую очередь маркировка помогает бороться с контрафактной продукцией. Рынок подделок не только наносит ущерб бюджету государства, но и может навредить здоровью конкретного потребителя, как, например, в случае с некачественными лекарствами.

За генерацию кодов отвечает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который выпускает их по прямому запросу от производителя. С 2020 года эта услуга становится платной: каждый цифровой номер – по 50 копеек без учета НДС.

Как будет происходить цифровая маркировка товаров:

  • производитель запрашивает код у генератора системы,
  • все операции с маркированным товаром начинают отслеживаться через «Честный знак»,
  • при продаже или списании продукции код выводится из оборота.

Подделать или повторно использовать цифровой код нельзя. Сведения о продаже поступают от операторов, фискальных данных (ОФД) и электронного документооборота (ЭДО). Оформление выбытия товара для розничной и оптовой продажи происходят по-разному: для розницы – через контрольно-кассовый аппарат (ККТ), для оптовиков – через универсальный передаточный документ (УПД).

Какие товары подлежат маркировке в 2020 году

Обязательная маркировка товаров стартовала еще в 2019-ом. Для некоторых категорий продукции она проводилась как эксперимент на добровольной основе, но в 2020 году список маркируемых единиц существенно пополнится.

На данный момент нанесение уникальных кодов необходимо для следующих товаров: *

 

С 2019 года:

С 2020 года:

  • табачная продукция,
  • обувь,
  • лекарственные препараты.
  • фотокамеры (за исключением кинокамер) и фотовспышки,
  • духи и туалетная вода,
  • шины и автопокрышки,
  • изделия легкой промышленности.

* Подробную информацию по срокам ввода обязательной маркировки на отдельные группы продукции можно посмотреть на сайте «Честный знак».

В планах Правительства – ввести к 2024 году обязательную маркировку для всей потребительской продукции. Система отслеживания к этому времени станет общей для России и ЕАЭС.

Этапы обязательной маркировки

Процесс нанесения уникальных средств идентификации включает два этапа:

Первый этап

1.   Чтобы начать работать с маркировкой, необходимо зарегистрироваться в ГИС МТ.

2.   Подать заявление на сайте ЦРПТ. Для этого нужна электронная подпись и заполнение небольшой формы. Подключение будет бесплатным.

3.   После регистрации в системе «Честный знак» пользователь описывает всю номенклатуру, которую планирует продавать.

Второй этап

1.   Оформить запрос на эмиссию кодов, подписав его электронной подписью.

2.   Полученный код наносится на товар. За это отвечает производитель или импортер.

3.   Все перемещения промаркированного продукта фиксируются, начиная от выпуска с завода до доставки конечному потребителю.

4.   Поступивший в продажу товар сканируется, затем поступает на реализацию в магазин. Для продажи маркированной продукции нужно определенное оборудование:

  • онлайн-касса,
  • сканер штрихкодов с функцией считывания 2D.

5.   Прием товара от поставщика происходит с передачей универсального передаточного документа (УПД) с кодами маркировки, который после продажи продукции направляется в ЦРПТ. Делать это можно при помощи сервиса Synerdocs, который поддерживает обмен УПД и передачу их в систему «Честный знак».

6.   Покупатель может проверить подлинность любого маркированного товара в мобильном приложении ЦРПТ.

Процесс работы с маркированной продукцией

Как работает система «Честный знак»

Это единая система цифровой маркировки и контроля за передвижением продукции. Она помогает не допустить на рынок некачественный товар, а также исключить возможность подделок, защищая права потребителей.

Работа в системе состоит из этапов:

  • Производитель наносит на каждую единицу товара уникальный идентификационный код, который предоставляется ЦРПТ.
  • Номер отправляется в систему «Честный знак» – с этого момента движение продукции можно отслеживать на всех этапах логистики.
  • При поступлении в место реализации код сканируют: получатель видит характеристику продукции, срок годности и поставщика.
  • При продаже или списании номер удаляется из ИС.

Каких изменений ожидать продавцам

Маркировка товара – это протестированный и реализованный на практике процесс, поэтому все инструменты для его применения уже знакомы рынку. Для розницы можно выделить три основных изменения, которые напрямую затронут цепочку продаж:

  • Производители будут маркировать только новую продукцию. Нанесение кодов идентификации на остатки товара ляжет на плечи розницы.
  • Для работы по установленным правилам потребуется использовать систему электронного документооборота, через которую будет происходить обмен документами по поставке.
  • При приеме новой партии товара необходимо будет его сканировать и сверять данные.
  • Продажа должна сопровождаться фискальным документом и отправкой данных в ОФД.

***

Для упрощения передачи УПД с данными маркировки товаров воспользуйтесь дополнительной опцией сервиса Synerdocs. Подробная информация на странице: www.synerdocs.ru/marking.

Источник: Synerdocs.ru

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (1)
Евгения Жвакина 27 марта 2020 г. 22:39  

Добрый день! После прочтения статьи возникло несколько вопросов: 

1) Есть информация по какому принципу формируется последовательность перехода товаров на описанный формат маркировки? Очень сумбурный перечень категорий товаров перечислен)

2) Не очень понятно кто именно печатает этот уникальный код для каждого товара - в статье написано, что производитель получает код и наносит на товар. Значит ли это, что Честный знак высылает уже бумажные наклейки?

Заранее благодарю за ответ!

Сейчас обсуждают
Больше комментариев