Наверх

Цифровизация экономики в России. Как она поможет гражданам и бизнесу

Время чтения: 6 минут
1
Цифровизация экономики в России. Как она поможет гражданам и бизнесу

В 2017 году Президент России подписал указ о запуске национальной программы «Цифровая экономика РФ», согласно которой большинство сфер хозяйственной и государственной жизни к 2024-му переведут в электронный вид. Давайте посмотрим, что изменится.

В 2017 году Президент России подписал указ о запуске национальной программы «Цифровая экономика РФ», согласно которой большинство сфер хозяйственной и государственной жизни к 2024-му переведут в электронный вид. С весны 2020 года за развитием проекта стали пристально следить все – и бизнес, и граждане. Цифровизация оказалась актуальной как никогда.

В этой статье рассмотрим основные направления нацпрограммы, что уже сделано и чего ожидать в перспективе 2-3 лет.

Выгоды для граждан 

В первую очередь государство стремится создать удобную, доступную для всех граждан инфраструктуру по взаимодействию с органами власти. Поэтому одна из задач нацпрограммы – перевести все государственные сервисы на портал Госуслуг. Предполагается, что это произойдет в конце 2022 года. Крайне амбициозно, но вполне реализуемо.

При этом граждан избавят от ручного заполнения документов и бесконечного ожидания в очередях в заветное «окошко». Некоторые уже давно применяют портал Госуслуг, к примеру, для оформления заявления на загранпаспорт или замену водительских прав. Но массовым использованием это назвать нельзя. И возможно, если бы не коронавирус, ситуация бы не изменилась.

За последние три месяца в свете пандемии удалось запустить 12 полностью цифровых госуслуг, по которым оформлено 50 млн электронных заявлений. Самые популярные услуги на текущий момент – это оформление:

  • единовременного пособия на детей от 3 до 16 лет;
  • обращений по выдаче материнского капитала;
  • электронных больничных;
  • выплат и пособий по безработице;
  • цифровых пропусков для сотрудников компаний

Считаю, что заметный интерес к цифровым услугам – довольно хороший показатель. Особенно если учесть, что ни люди, ни сервис не были готовы полноценно к выполнению всех функций, а доработки и улучшения производились в сжатые сроки.

Чтобы продолжить развитие онлайн-сервиса, необходимо объединить в единую базу все данные граждан, находящиеся в ведомствах органов исполнительной власти. На текущий момент обсуждаются условия и сроки реализации. Планируется, что к 2024 году порядка 300 государственных услуг будут предоставлять в новом формате, 95% из них будут полностью в электронном виде.

В плюс бизнесу 

Многие компании уже давно пытаются перейти на электронный документооборот, но зачастую не могут из-за отсутствия соответствующих НПА.

При этом люди по-прежнему думают, что все документы должны быть на бумаге с «живыми» подписями и синими печатями. И вот наконец-то переход на ЭДО начинает продвигать само государство. Одним из самых значимых прорывов, на мой взгляд, стал перевод деловой документации в электронный вид. Речь идет не только о той, что ещё будет создана и отправлена, но и о той, что сейчас хранится в коробках в бумажных архивах и занимает огромные площади в офисах. Некоторые документы необходимо хранить 75 лет в соответствии с действующим законодательством, что достаточно дорого и неудобно.

В сентябре 2020 года Минэкономразвития РФ вынесло на рассмотрение проект закона, в котором предлагает перевести деловой документооборот в электронный вид. В рамках этой инициативы будут разрабатывать базовое регулирование долговременного хранения документов в электронном виде, а также займутся возможностью конвертации электронного документа в другой формат при сохранении его юридической значимости.

В частности, авторы инициативы предлагают оцифровать все бумажные экземпляры и уничтожать их через год. При подготовке дубликата (электронного и бумажного) потребуется соблюдать следующие условия:

  • создать его может тот, кто его ранее подписал, либо иные лица, имеющие на это право в соответствии с федеральным законом;
  • дубликат должен иметь форму (визуальное представление) и содержание исходного документа;
  • его необходимо подписать усиленной электронной подписью или собственноручной подписью, позволяющей определить дату и время подписания.

Одобрение законопроекта поможет сэкономить миллиарды рублей бизнесу, так как его нормы будут распространяться на все юридически значимые документы. Если иное не будет установлено иными нормативными правовыми актами, конечно же.

Также значимым для бизнеса является проект «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», он же – Суперсервис-22. Инициаторы предлагают разработать личный кабинет перевозчика, через который компании смогут оформлять онлайн такие запросы, как разрешение на перевозку опасных и крупногабаритных грузов, резервирование времени на переход границы. Внедрение Суперсервиса-22 значительно ускорит процесс взаимодействия с госструктурами и сделает его более понятным и прозрачным.

Кроме того, планируется исключить бумажные транспортные накладные и путевые листы, что ощутимо сократит расходы бизнеса на оформление, печать и хранение документов. В качестве посредников между бизнесом и госорганами здесь выступают операторы ЭДО. Их обяжут передавать данные не только между участниками сделки, но и своевременно отправлять их в контролирующие органы, такие как ГИБДД и Минтранс. На октябрь 2020 года намечен пилотный проект по обмену электронной транспортной накладной и электронному путевому листу, в котором участвуют крупнейшие компании из различных отраслей. Запуск Суперсервиса-22 ожидается в конце 2021 года, а полный переход отрасли на безбумажные перевозки завершится к 2024 году.

Поддержка ФНС

Активную позицию по переходу на электронный документооборот также поддерживает Федеральная налоговая служба. Обмен счетами-фактурами в электронном виде был ею одобрен и регламентирован ещё в 2012-м.

Однако, если верить статистике, на сегодняшний день всего 7-9% от общего объёма создаваемых счетов-фактур (УПД) отправляется в электронном виде. При этом в роуминге высылается всего 2% электронных документов. Существует множество причин, почему так выглядит ситуация с ЭДО на рынке межкорпоративного документооборота. И об этом можно долго рассуждать. Но ясно одно – в период пандемии, когда все сидели на изоляции, многие компании столкнулись с проблемой подписания счетов, актов и договоров. После пережитого спрос на электронный документооборот значительно вырос.

Кроме того, переход на ЭДО стимулирует введение обязательной маркировки, а в перспективе ещё и введение прослеживаемости импортного товара, ввезённого из стран ЕАЭС.

По данным СМИ, для дальнейшего развития электронного межкорпоративного документооборота ФНС планирует осуществить ряд следующих мероприятий:

  • ревизия существующих и утверждение новых востребованных форматов документов (УКД, договор, счёт);
  • развитие облачных и мобильных решений при работе с электронной подписью;
  • утверждение Единого порядка электронного обмена между организациями;
  • поэтапное внедрение обязательности ЭДО в отношении отдельных документов;
  • разработка типовых сценариев создания электронного дубликата документа и конвертации электронного документа.

Все эти меры положительно скажутся на рынке ЭДО. И в скором времени мы забудем, что когда-то для заключения договора приходилось ехать в другой город и собственноручно подписывать документы.

***

Ежедневное использование онлайн-сервисов, будь то заказ продуктов из магазина, бронирование билетов или заявка на кредитную карту – это уже обыденность для нас. Но в остальных сферах жизни россиянам ещё только предстоит освоить новые технологии. И 2020 год в этой истории особенно важен – он однозначно войдет в историю как начало активной фазы по всеобщей цифровизации страны.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 1

Тимур Никитин 20 октября 2020
Речь идет не только о той, что ещё будет создана и отправлена, но и о той, что сейчас хранится в коробках в бумажных архивах и занимает огромные площади в офисах. Некоторые документы необходимо хранить 75 лет в соответствии с действующим законодательством, что достаточно дорого и неудобно.

Интересная статья, но позволю себе подметить, что все же документы со сроком хранения 75 лет не хранятся в офисах (по крайней мере не должны). Такие документы должны передаваться в специализированные для этого помещения, планировка, отделка и оборудование которых подразумевает архивное хранение. Это нисколько не умаляет роль цифровизации и автоматизации документооборота, но нужно понимать, что автоматизация именно архивного делопроизводства подразумевает огромную трудоемкость - оцифровать все документы и отструктурировать их - задача, как правило, не на один год и не для одного человека.

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь