ФНС: Концепция ЭДО создавалась не с позиции государства, а с участием бизнеса
Уже в этом году у шести электронных документов могут появиться утверждённые форматы. Об этом рассказал руководитель управления ЭДО ФНС России Фёдор Новиков на конференции «Открытые дни Directum». Каких цифровых изменений ждать бизнесу ещё?
Уже в этом году у шести электронных документов могут появиться утверждённые форматы. Об этом рассказал руководитель управления ЭДО ФНС России Фёдор Новиков на конференции «Открытые дни Directum». Каких цифровых изменений ждать бизнесу ещё? Делимся важными тезисами спикера и ссылкой на запись его доклада.
Концепция ЭДО: как и для чего создали документ?
— В конце прошлого года президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердил два документа — Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (Концепция ЭДО) и План мероприятий по реализации Концепции.
Концепцию готовила наша служба — непосредственно я и мои коллеги. И мы подошли к созданию документа с точки зрения не того, что государство хотело бы исправить в электронном документообороте, а того, что не хватает бизнесу. |
Именно поэтому мы готовили Концепцию не самостоятельно, а пригласили коллег из бизнес-структур. В их числе были операторы электронного документооборота, представители банковского сообщества, крупного бизнеса и др.
В результате родился этот документ, который, безусловно, носит довольно концептуальный характер. Все такие документы содержат в себе множество неконкретизированных вещей. Конкретизация решений со стороны государства, которые могут помочь бизнесу оптимально использовать электронный документооборот, — это задача текущего года. Может быть, и следующего тоже.
Мы понимаем, что сама федеральная служба в одном лице не в состоянии «вывезти» весь пул сложных вопросов ЭДО, поскольку они очень плотно пересекаются с компетенциями иных органов власти. Примеры: кадровый документооборот, который реализует Минтруд, или электронная транспортная накладная, которую мы совместно с Министерством транспорта пытаемся сформировать. Иными словами, необходима консолидированная позиция всех органов власти. С этой целью на уровне Правительства сформировали межведомственную рабочую группу. Утверждение Концепции проходило через неё, чтобы все коллеги могли ознакомиться с документом и высказать свои замечания. Концепция утверждена, а это означает, что, те замечания, которые были, мы уже устранили.
Что ФНС планирует сделать в 2021 году?
— Наша деятельность включает в себя три больших составляющих. И первая из них — нормотворческая. Она связана с тем, что в текущем законодательстве есть важные пробелы. Это видим как мы, так и бизнес, который нам о них сообщает.
Часть пробелов в законодательстве мы зафиксировали уже давно. Часть для нас были открытием, но их устранение, как нам кажется, способно увеличить привлекательность использования электронных документов.
Служба занимается вопросами законодательства в части ЭДО давно — с 2011 года, когда вышел ФЗ «Об электронной подписи», а затем и Приказ Минфина № 174н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи».
Казалось бы, созданы все условия, чтобы контрагенты работали со счетами-фактурами в электронном виде. Форматы есть, порядок обмена тоже. Однако практика показала, что только 7-10% таких документов используются в электронном виде. И во многом это объясняется тем, что операторы ЭДО, напрямую прописанные в Приказе Минфина, не всегда готовы взаимодействовать друг с другом. |
Проблема обусловлена как разницей в технологических подходах операторов ЭДО, так и вопросами экономической целесообразности. Каждая компания стремится получать выгоды. И гораздо выгоднее, чтобы клиент другого участника рынка перешел скорее к ним, нежели устанавливать так называемое роуминговое взаимодействие с другим оператором электронного документооборота.
С нашей точки зрения, есть довольно существенная возможность устранить такие разногласия. Для этого нужно ввести оператора электронного документооборота в нормативное поле. Сейчас это сущность, которая осуществляет взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами (B2B). И она поименована только в Приказе Минфина. У нас же есть идея вынести понятие оператора ЭДО на уровень федерального закона с осуществлением контроля за деятельностью таких организаций. Во-первых, так уполномоченный орган власти мог бы заниматься их аккредитацией, а во-вторых — следить за тем, чтобы они выполняли предъявленные к ним требования.
Первое требование к оператору ЭДО — необходимость реализации и применения всех утверждённых форматов электронных документов. Сейчас же, если один оператор разработал формат, а другой использует иной, то обмен документами будет затруднителен. Второе — применение единого протокола взаимодействия, включающего в себя технические характеристики передаваемых документов, пакетов документов, сообщений, квитанций и т. д. Это изменение позволит стандартизировать технологии операторов, а также ускорить процесс установления взаимодействия между ними, когда клиентам нужно будет обменяться электронными документами. |
Понятно, что это не отменяет ситуации, когда контрагенты хотят обмениваться специфическими документами, форматы которых не утверждены. В этом случае требовать, чтобы операторы быстро устанавливали взаимодействие, достаточно сложно. Но для обмена базовыми документами, форматы которых утверждены службой или иными органами власти, операторы должны уметь настраивать взаимодействие в короткие сроки.
Какие методические рекомендации по ЭДО готовит ФНС?
— Первые два документа (Концепция ЭДО и План мероприятий по её реализации — прим. ред.) направлены на то, чтобы обеспечить этот институт и обязанностью, и ответственностью, и технологическими возможностями. После чего можно вводить методические рекомендации по обмену электронными документами. Мы хотим подготовить их для хозяйствующих субъектов, чтобы они понимали, каким образом они могут работать с ЭДО. Всё-таки обмениваться электронными документами можно не только через оператора, есть ещё и простой обмен.
63-ФЗ давно позволяет подписывать документы любыми электронными подписями. И никто не запрещает обмениваться ими по email, через мессенджеры и т. д. Но пока отсутствуют разъяснения от государства, и это большая причина не использовать электронные документы. Многие пока даже не пытаются посмотреть в сторону ЭДО. |
В этом же году мы планируем подготовить методические рекомендации по разработке форматов. Этот документ важен, так как форматы должны быть максимально унифицированы. Это позволит снизить количество ошибок при их обработке и сократить время, необходимое на доработку ПО — как учётных систем, формирующих эти документы и проверяющих их, так и сервисы специализированных участников рынка.
В этих же рекомендациях мы хотим прописать базовые принципы:
- сроки, которые необходимы для ввода действия формата, чтобы все участники рынка успевали доработать сервисы;
- сроки для органов исполнительной власти, принимающих тот или иной документ, — сколько времени они должны поддерживать версионность, с какой периодичностью в документы должны вноситься изменения.
Всё это направлено на то, чтобы не ставить рынок перед фактом, что с завтрашнего дня используется какой-то единый утверждённый формат. Переход от одной версии к другой и их параллельные хождения должны быть комфортными. К тому же, нужно время на адаптацию решений, которые есть сейчас на рынке.
У каких документов скоро появятся утверждённые форматы?
— На слайде (ниже — прим. ред.) приведены пять документов, на которые в первую очередь направлено наше внимание.
В частности, уже довольно давно служба занимается разработкой формата электронного договора. Рассчитываем, что в этом году закончим этот процесс.
Мы планируем представить электронный договор в двух версиях. Первая — это классический.XML, который для договора довольно сложен, потому что документ содержит очень много неструктурированной информации в виде текста. И зачастую именно в ней содержится основной смысл. Вторая версия — это попытка соединить возможность машинной обработки документа и человекочитаемого формата. Это PDF/A3. Основная часть сведений будет содержаться в виде PDF как обычный текст, а в XML-составляющую будут убраны только некоторые наборы реквизитов, которые могут потребоваться для автоматизированной обработки как на стороне хозяйствующих субъектов, так и на стороне контролирующих органов — если документы должны были быть представлены туда. |
Здесь важное отступление: форматы документов мы стараемся утверждать сами, так как это существенно влияет на возможность дальнейшего общения налогоплательщика с налоговой службой. Думаю, многие знают про 93 статью НК РФ об истребовании документов. Там прописано, что документы, составленные в электронной форме, то есть которые не жили на бумаге, а сразу появились в электронном формате, могут быть представлены в службу в том виде, в котором были созданы, только если они были созданы по утверждённым службой форматам.
Утверждая больше форматов, мы также сможем автоматизировать работу и на стороне налогоплательщиков. Сразу оговорюсь: служба на самом деле истребует небольшой процент документов от всех — это 3,5% максимум. У нас нет цели «получить на борт» все документы организаций — это огромный объём, мы не сможем его хранить, проводить контрольные мероприятия и т. д. И именно поэтому мы не стали строить платформу на базе ФНС, через которую «ходили» бы все документы. Мы специально дистанцируемся от этой идеи, так как считаем, что рынок может предложить более качественный сервис — там будет конкуренция.
Единственный путь, по которому пойдёт служба, — получение какие-либо документов в более-менее автоматизированном режиме. В первую очередь, конечно, речь идёт о счетах-фактурах, которые могут использоваться вместо сведений в налоговых декларациях для сопоставления и проверки НДС.
Подробнее о форматах других электронных документов (машиночитаемой доверенности B2B и B2G, электронной транспортной накладной и путевого листа, акта выполнения строительно-монтажных работ) — в материалах выступления Фёдора Новикова. Презентацию и видеозапись можно запросить на сайте «Открытых дней Directum». |
ФНС также разрабатывает сервисы. Какие и для чего?
— Важная часть нашей работы — это создание сервисов, которые должны либо облегчить работу налогоплательщиков (хозяйствующих субъектов), либо каким-то образом поспособствовать лёгкости использования электронных документов.
Первый и довольно важный — сервис визуализации. Это инструмент, который сможет визуализировать электронные документы, созданные по утверждённым нами форматам. Как нам кажется, его можно будет также рекомендовать для использования судам.
Второй сервис — инструмент для получения сведений от оператора электронного документооборота, к которому подключен хозяйствующий субъект. Мы хотим дать операторам возможность получать информацию о клиентах других участников рынка, чтобы установление роуминга стало автоматизированным и простым.
Типовой сценарий перехода на электронный документооборот — сервис, который мы хотели бы разработать для тех хозяйствующих субъектов, которые ещё не перешли на использование электронных документов, но думают об этом. Планируем описать там основные моменты, на которые стоит обратить внимание, и документы, которыми необходимо руководствоваться при переходе на ЭДО. |
И так как мы утверждаем формат машиночитаемой доверенности, мы предусматриваем возможность создания сервиса на наших ресурсах проверки такого документа. Она нужна в случаях, если вы получили доверенность от кого-то, собираетесь от этого имени поставлять нам сведения и хотите проверить, что такая доверенность соответствует всем требованиям и будет принята в службу.
Наконец, еще один сервис, который мы разработали ещё в прошлом году, позволяет посчитать экономическую целесообразность внедрения ЭДО. Он основан на практиках множества организаций. Мы собирали данные разных внедрений, попытались усреднить оценки и на основании этой информации создали свой калькулятор.
Фото: ФНС России
Комментарии 0