Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
ИТ-директору Делопроизводителю Кадровику Бухгалтеру
Тренды, мобильность и контент в жизни

Digital IQ в России. Как компании оценили свою цифровизацию

  0 комментариев Добавить в закладки

В конце 2020 года PwC и ABBYY провели исследование «Digital IQ в России». Эксперты изучили уровень цифровой зрелости компаний и их планы развития на ближайшие два года. Какие результаты получили, рассказываем далее.

 

О чём речь?

Цифровой интеллект (Digital IQ) — мера осознанности и готовности компаний к успешной реализации задач цифровой трансформации.

Цифровая зрелость — уровень цифровой трансформации, на котором находится компания.

В исследовании приняли участие представители 106 российских предприятий промышленности, банковской сферы, логистики, транспорта, телекома и ИТ. И хотя последних оказалось больше, чем остальных, некоторые тезисы всё же заинтересовали ECM-Journal.

Цифровизация вошла в бизнес-стратегии компаний

Об этом заявило большинство участников опроса. Также 67 % уверены, что цифровизация – один из приоритетов бизнеса сегодня, а 79 % представителей российских компаний видят быстрый и значимый эффект при реализации цифровых инициатив. 

Лидерами цифровой гонки сегодня являются компании финансового сектора и ИТ. В частности, эксперты называют Сбер, Тинькофф и Яндекс. Именно они в числе первых занялись созданием собственных экосистем.

 

«В один ряд с банками и ИТ можно смело поставить ТЭК, – считает аналитик Directum Андрей Николаев.Нефтегазовая отрасль давно оцифровала свою основную деятельность. Нефтетрубопроводы и другие производственные объекты подключены к системам управления,  мониторинга и информирования, а труд человека сводится к минимуму. Именно там в числе первых начали использовать интернет вещей, цифровых двойников и другие передовые технологии».

 

Нефтегазовые предприятия не уступают финансовым даже в цифровизации документооборота и офисных бизнес-процессов. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить истории компаний «Газпром» и «Сургутнефтегаз».

Низкая эффективность внутреннего обучения

Большинство российских компаний жалуются на слабые результаты программ обучения сотрудников, которые создаются для их вовлечения в цифровые процессы. Особенно печально выглядит этот результат на фоне данных Всемирного исследования Digital IQ. Довольных внутренним обучением в России только 25 %, тогда как в мире – 69.

«Российский бизнес пока не всегда готов выделять внутренние ресурсы на обучение сотрудников инновациям. Если нужно, чтобы они научились работать в новой системе, руководство скорее обратится к профессионалам, нежели займётся этим самостоятельно, – поясняет Андрей Николаев. – Так, наши клиенты не всегда создают собственные центры компетенций, вместо этого они передают обучение сотрудников нам или нашим партнёрам. Обычно это малые и средние компании. Доверяя профессионалам, они могут рассчитывать на более высокий уровень погружения сотрудников в тему без их длительного отвлечения».

Однако передача обучения на аутсорс, по мнению представителя Directum, не подходит крупным компаниям. Если в холдинг входит множество организаций и они «разбросаны» по всей стране, то внутренний центр компетенций необходим – без него погружение всех сотрудников в цифровые процессы будет невозможным.

Бюджеты на ИТ-проекты сохранились

В 2020 году лишь 6 % российских компаний сократили планируемые расходы на цифровизацию – сообщают PwC и ABBYY. Несмотря на кризис и пандемию, почти все участники опроса не стали пересматривать бюджеты по этому направлению.

«Небольшое замедление на рынке наблюдалось только весной 2020-го – в самом начале пандемии, – подтверждает аналитик Directum. – Компании на время приостановили заключение новых договоров по планируемым ИТ-проектам. Но потребовался всего лишь месяц, чтобы бизнес понял – никаких критичных изменений на рынке не будет. Соответственно, бюджеты на цифровизацию остались такими, какими их утвердили задолго до событий».

В некоторых компаниях расходы на ИТ-решения увеличили. Сказался вынужденный перевод сотрудников на удалёнку – пришлось подключать инструменты для дистанционного взаимодействия, отказаться от бумажных документов и процессов.

Решения принимают владелец бизнеса и CEO

Именно они формируют стратегию цифровизации в 56 % опрошенных компаний. При этом только 19 % респондентов считают, что такие решения должен принимать директор по цифровой трансформации или инновациям.

По мнению Андрея Николаева, именно CDTO должен курировать проекты по цифровизации в крупном бизнесе. Но при этом у него должно быть достаточно полномочий, в том числе финансовых. Если все бюджеты находятся «в руках» CEO или других руководителей, директору по цифровой трансформации придётся постоянно обосновывать расходы на инновации. В итоге проекты могут тормозиться по банальным причинам – от долгого согласования затрат до риска быть непонятым.

Фокус на увеличение доходности

Авторы исследования выявили топ-5 технологий, которые уже внедряют или пока планируют использовать в компаниях:

  • искусственный интеллект;
  • роботизация (RPA);
  • Process Mining;
  • интернет вещей;
  • цифровые двойники.

Из всех перечисленных технологий только роботизация может быть напрямую направлена на снижение затрат, а не на рост доходов.

«Если говорить об увеличении доходности, то на это направлены не все из перечисленных технологий. Например, роботизация позволяет сократить расходы, связанные с текущими трудозатратами на рутинных операциях. Но благодаря тому, что освободившихся работников можно перевести на новые участки, это усиление может принести дополнительный доход компании, – поясняет Андрей Николаев. – А цифровизация процессов, включая обозначенные технологические тренды, уже непосредственно ведёт к прорывам и созданию новых конкурентных преимуществ, и, как следствие, к увеличению доходности компании в целом».

 

Иллюстрация: vogazeta.ru

 

 

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев