От роботизации до электронных выборов. Каких перемен ждать в России?
Уровень ИТ-развития у нас высокий. Хотя цифровизация в отраслях идёт по-разному. Каким ИТ-директорам стоит приготовиться к изменениям, и почему до электронных выборов далеко? Читайте в эксклюзивном интервью Алексея Смирнова, директора по инновациям КРОК.
Уровень цифровизации некоторых отраслей у нас выше, чем в США и странах Европы. Хотя в целом ИТ-развитие пока проходит везде по-разному. В каких организациях ИТ-директорам стоит приготовиться к изменениям, и почему до электронных выборов в России ещё далеко? Мнением с ECM-Journal поделился Алексей Смирнов, директор по инновациям компании КРОК.
– Алексей, как вы в целом оцениваете ИТ-развитие компаний в России? Насколько сильно ситуация отличается от других стран?
– Развитие информационных технологий в России находится на высоком уровне. Например, российские банки и телеком-компании более развиты в плане ИТ, чем западные. У нас гораздо больше услуг доступно клиентам в электронном виде, выше уровень принятия и использования электронных сервисов, новые продукты запускаются быстрее и чаще.
При этом ситуация очень сильно отличается от отрасли к отрасли. Некоторые из них пока практически не охвачены цифровизацией или её уровень невысок. Это в первую очередь касается сельского хозяйства, строительства и сферы услуг. |
– А в США и странах Европы сейчас так же?
– Там этот показатель тоже сильно различается по отраслям. Но при этом их консервативные банки и страховые компании с накопленным багажом устаревших ИТ-систем отстают от российских, а сфера услуг, наоборот, значительно опережает нашу по цифрофизации.
Темпы ИТ-развития бизнеса и спрос со стороны рынка на цифровые компетенции растут быстрее, чем рынок высококвалифицированных кадров цифровой экономики. Поэтому темпы цифровизации в России будут зависеть от качества программ обучения для создания этих кадров, вовлечения государства и бизнеса в их подготовку.
– Какие технологии, на ваш взгляд, в ближайшее время придут в российские компании? И почему именно они?
– Продолжится заданный пандемией тренд на работу вне офиса. Это в свою очередь приведёт к большему применению технологий видео- и телеконференцсвязи, мессенджеров, информационной безопасности, мобильных приложений.
На фоне недостатка квалифицированных кадров на рынке труда, а также оптимизации затрат на персонал всё больше внимания будет уделяться роботизации и управлению бизнес-процессами. Они дадут компаниям возможность сократить затраты на рутинные операции, а также повысить прозрачность и управляемость внутренних процессов компаний.
Бизнес всё больше будет переходить от накопления данных к управлению на их основе и выявлению инсайтов с помощью них. |
– Какая поддержка от государства, на ваш взгляд, поможет бизнесу в развитии ИТ? Обязательно ли это налоговые послабления, о которых стало известно недавно?
– Помимо налоговых послаблений необходимы создание и поддержка институтов развития (акселераторов, венчурных фондов и фондов прямых инвестиций, инкубаторов и т.п.), формирование системы обучения и подготовки кадров, выстраивание кооперации между вузами, исследовательскими центрами, корпорациями и ИТ-компаниями. Значительный эффект также может дать поддержка клиентов-компаний не из ИТ-отрасли через целевые программы инвестирования в цифровые технологии.
– Поговорим о государственных структурах. Насколько, по вашему мнению, глубоко автоматизированы органы власти? Есть ли среди них положительные примеры?
– Уровень автоматизации федеральных органов власти можно оценить как достаточно высокий. Примеры тому – портал Госуслуг, Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, Росреестр, сервисы Федеральной налоговой службы и т.д.
Мы, например, уже несколько лет помогаем судам общей юрисдикции создавать систему электронного правосудия. Так, во время пандемии помогли Мосгорсуду провести заседание в дистанционном формате без физического присутствия сторон. Оно проходило по видеоконферцсвязи, а для распознавания лиц его участников использовались нейросети.
Такая биометрическая система распознавания лиц позволяет идентифицировать людей с точностью до 98 %. Если участник заседания вышел из кадра или на его место сел другой, то на экране судьи появляется уведомление. |
К положительным примерам цифровизации органов власти можно отнести также создание центров управления регионами (ЦУР), которые должны появиться во всех субъектах страны. Проработкой планов и решений для нескольких таких центров мы уже сейчас занимаемся.
Видно, что повышение уровня ИТ-развития органов власти находится в стратегическом фокусе высшего руководства страны, а это значительно позволяет ускорить запущенные процессы цифровизации.
При этом до муниципального уровня автоматизация и цифровизация пока практически не дошли. Очень многие процессы всё ещё ведутся с помощью бумажных носителей или в Excel. |
– Есть мнение, что электронное голосование по поправкам в Конституцию было репетицией. Якобы уже скоро выборы в России перейдут в цифровую плоскость. Согласны с этим мнением?
– Как бы ни хотелось, чтобы всё больше процессов уходили в цифру, но до полностью электронного голосования нам ещё очень далеко. Чтобы запустить этот процесс, необходимо сначала победить «цифровое неравенство»: обеспечить население по всей стране интернетом и средствами доступа (компьютерами, мобильными устройствами), обучить граждан компьютерной грамотности и т.д.
Если сложить все потенциальные затраты, нет уверенности в том, что переход на электронное голосование будет экономически эффективнее, чем голосование в офлайн. |
Комментарии 1
Цифровизация подразумевает полный пересмотр бизнес-моделей, затрагивает многие процессы, не только внутренние, но и внешние, например взаимодействие с клиентами. Задач много, и их приходится решать параллельно. Часто говорят, что сегодня от компаний требуется быть готовыми к быстрым ИТ-изменениям, но ведь не только, важно научиться принимать стратегически верные решения: закрывать текущие потребности, которые принесут краткосрочный эффект, или смотреть далеко вперед и кардинально менять бизнес-модели. А если в целом говорить про передовые технологии, ИИ, стоимость таких решений по-прежнему высока для многих компаний, а монетизация эффекта от внедрения неочевидна.
Автор приводит в пример банковский сектор, как наиболее развитый в ИТ. Сложно вообще представить, как банки выдерживают такую нагрузку: по-прежнему требует вклада в технологии поддержка требований и норм регулятора, но и на хорошем уровне должны поддерживаться развитие сервисов для дистанционного банкинга, применение современных технологий по персонализации предложений и поддержки лояльности клиентской базы и т.п.
С точки зрения внутренних процессов, к примеру, имеют свои сложности процессы цифровизации в международных компаниях, работающих в России. Архитектуры таких компаний сложные, уже наполнены различными системами иностранного происхождения, поддерживаемыми только иностранными коллегами. Кастомизация таких продуктов очень низкая, поэтому воплощение новых бизнес-моделей, встраивание новых решений требуют значительных средств и времени.