Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Государство и электронный документооборот

"Электронное правительство": что мешает проекту

  0 комментариев Добавить в закладки

Яна Нетребовская

Проблемы, стоящие на пути реализации проекта «Электронное правительство», в своем докладе на форуме «Современный механизм управления регионом: электронное правительство» перечислил депутат Госдумы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев.

Однако сначала докладчик обратился к истории вопроса. Он напомнил, что в 2001 году начала действовать программа «Электронная Россия», первоначально она была направлена исключительно на преодоление «цифрового неравенства» в регионах, закономерным итогом ее реализации стала информатизация школ, которая в результате была завершена в ходе нацпроекта по развитию образования. Сейчас РФ является едва ли не мировым лидером по этому показателю - к сети Интернет в нашей стране подключены 100% школ. Здесь мы сумели перегнать даже США.

Только в конце 2006 года в программу «Электронная Россия» были включены положения, касавшиеся формирования электронного правительства. В 2007 году начали реализовываться первые проекты в рамках этой программы, однако в 2008-м началась реорганизация правительства, и процесс вновь встал. В 2009 году президент своей критикой дал мощный импульс процессу. После этого курировать проект стал Сергей Собянин.

В июне 2009 года утвержден перечень электронных госуслуг. Также в текущем году было принято очень важное решение о выборе единого господрядчика по созданию структуры электронного правительства (им стал «Ростелеком»), и буквально неделю назад приняли новую редакцию программы «Электронная Россия», сообщил Илья Пономарев. «Когда очень часто критикуют реализацию «Электронной России», то часто забывают, что по сути ею занимались месяца три-четыре, все остальное время заняли реорганизации, переписывания, обсуждения и т.д.», - отметил он.

Затянувшийся период неопределенности привел к плачевному результату. Только половина федеральных министерств и ведомств имеют на своих сайтах описание предоставляемых услуг.

В регионах дела обстоят более благополучно, хотя информационное развитие распределяется крайне неравномерно, продолжил докладчик. Есть и явные лидеры (Тюменская область, ХМАО, Чувашия и др.), территории, где реализуют, хоть и последовательно, одну вертикаль в рамках «Электронного правительства» (Новосибирская, Татарстан, Москва, Якутия и др.), субъекты, где не занимаются информатизацией вообще. «Подходы и стандарты, применяемые в регионах, отличаются кардинально, все эти решения между собой никак не стыкуются, и фактически, чтобы их подогнать, нужно большую часть работы переделывать заново», - поделился депутат.

Среди проблем на пути внедрения проекта «Электронное правительство» - очень слабая межведомственная координация усилий. «Сейчас ситуация улучшается, но сформированный совет главных конструкторов, который должен объединить усилия ведомств в этой сфере, представляет собой крайне разрозненное образование», - пояснил докладчик. Еще меньше согласованы между собой технологические подходы в рамках отдельных ведомств. Отстает законодательная поддержка «Электронного правительства» - необходимые акты принимаются с большой задержкой, нет сформированной позиции правительства по ключевым законам в рамках проекта, документы лежат в Думе годами. В частности, ключевой закон в этой сфере «Об электронном документе» находится в Госдуме с 2004 года.

Есть серьезное отставание с точки зрения концептуального понимания, что такое «Электронное правительство», считает Илья Пономарев. К тому же Россия не учится на чужих ошибках. Весь мир уже прошел путь, когда государство за свои средства пыталось внедрить технологические решения, но, как показала практика, более эффективен другой подход - ведомства создают открытые базы данных, а дальше свободный рынок реализует на них приложения. Мировая тенденция заключается в том, чтобы избавить государство от несвойственных ему функций и передать их рынку, но мы идем по старой дороге, посетовал народный избранник.

Думой подготовлен ряд законов, которые уже действуют, но список того, что не сделано, гораздо шире. В этом числе закон об электронном документе, закон об едином государственном регистре населения, необходимы поправки в закон о госзаказе. Недавно внесен закон об электронных госуслугах, который должен быть принят Думой, требуется принятие закона о саморегулируемых организациях на рынке.

И все-таки Илья Пономарев уверен, что главная беда даже не в медлительности власти, а в кадровом обеспечении процесса. Необходимо внедрять современные технологии еще на уровне школы, полагает депутат. Нужно использовать большой интерес со стороны президента, чтобы реализовать проект. Стоит навести порядок с господрядчиком в этой сфере, Ростелеком в данном случае не совсем удачный выбор, считает Пономарев. «Получается, что тому, кто строит автобан, мы поручаем делать автомобили, - сравнил он. - Нужно разделение: подрядчик, который занимается информационными проектами, и тот, кто будет отвечать за физическую инфраструктуру».

Источник: Вслух.ru, 25 сентября 2009

Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев