Наверх

Крутые виражи. Обзор рынка юридически значимого электронного документооборота

Архив
Время чтения: 12 минут
0
Крутые виражи. Обзор рынка юридически значимого электронного документооборота

Начало 2020-го задало тон: маркировка, пандемия, падение цен на нефть и растущий доллар, появление новых, нетипичных игроков на рынке ЮЗЭДО. Как всё это отразилось на «старичках», кто уже многие годы специализируется на электронном документообороте?

Начало 2020-го задало тон: маркировка, пандемия, падение цен на нефть и растущий доллар, появление новых, нетипичных игроков на рынке ЮЗЭДО. Как всё это отразилось на «старичках», кто уже многие годы специализируется на электронном документообороте? Что ждёт отрасль завтра? В этих вопросах редакция ECM-Journal разбиралась вместе с операторами ЭДО и представителями ИТ-бизнеса.

Рука, играя с игрушкой плоскости Бесплатные Фотографии

В ЮЗЭДО всё спокойно

В феврале – марте 2020 года компании были вынуждены перевести своих работников на удалёнку. Какой отпечаток наложила пандемия и вытекающие из неё последствия на бизнес операторов? Все они отмечают – спрос на продукты ЭДО действительно вырос.

https://ecm-journal.ru/images/32896846image002.png

Иван Агапов, руководитель бизнес-направления Synerdocs:

«У компаний стало больше интереса к электронному документообороту – об этом говорит рост запросов и обращений в нашу компанию. Особенно заметен спрос на перевод договоров в ЭДО. Текущие клиенты Synerdocs из непострадавших отраслей также показывают динамику роста трафика. Есть и потребности в расширении документооборота на другие типы, процессы».

В условиях удалёнки бизнес осознает, что электронный документооборот — это экономически выгодный, безопасный и комфортный вариант работы с контрагентами. Мнением делится Павел Шинкаренко, директор компании Solar Staff, оказывающей юридическую поддержку интернет-бизнесу: «Наша организация отправляет УПД контрагентам с середины 2019 года. За декабрь только 30 % закрывающих документов были отправлены по ЭДО, а за апрель 2020 года – уже 73 %. На распечатке и доставке в марте 2020-го мы сэкономили порядка 200 000 рублей».

Лидия Урывская, коммерческий директор направления ЭДО в «СКБ Контур»:

«К нам стали обращаться клиенты, которые прежде откладывали запуск проектов. Действующие заказчики начали форсировать настройку всё большего количества новых связей. Пользователи, которые раньше обменивались электронными документами с 10-20 % своих контрагентов, начали рассылать официальные письма своим партнёрам о стопроцентном переходе на ЭДО».

Интересную закономерность в росте трафика по EDI-сообщениям и электронным документам у своих клиентов – поставщиков и торговых сетей – выявил директор E-COM Алексей Аксёнов. По его мнению, это может быть связано с массовыми закупками продуктов населением в самом начале режима самоизоляции.

Александр Чеперегин, директор по маркетингу компании «Тензор»:

«Мы продвигаем несколько продуктов, и они по-разному среагировали на введение карантина. Очевидно, что спрос на сервисы по автоматизации магазинов, ресторанов, кафе, работу с маркировкой снизился, а интерес к сервисам онлайн-бухгалтерии, кадрового учета, коммуникации, вебинарам, CRM значительно вырос».

Со спросом разобрались. А что же с ценами? На фоне снижения стоимости нефти и возросшего доллара ожидаются ли изменения в ценовой политике операторов ЭДО? Подорожают тарифы или, наоборот, начнётся демпинг, чтобы удержать клиентов?

Сергей Машурин, руководитель компании «КОРУС Консалтинг СНГ»:

«Не произойдёт ни того, ни другого. ЭДО — это конкурентное преимущество компании, которое влияет на экономическую эффективность и совершенствует её бизнес-процессы, на момент 2020 года ЭДО уже прочно вошло в повседневную деятельность компаний. Демпинг никогда не являлся по-настоящему действенным рычагом в части переманивания клиентов, потому что компания, которая выставляет слишком низкий ценовой порог за документ, вызывает у заказчиков скорее подозрение, нежели доверие».

Остальные игроки также сошлись на том, что текущая экономическая ситуация не спровоцирует рост цен. Провайдеры не видят предпосылок для изменения рыночной политики.

Откуда и куда дует ветер перемен

Маркировка и прослеживаемость товаров однозначно стали драйверами для перехода компаний на электронный документооборот. Но пандемия нарушила планы государства. Уже перенесены сроки по обязательной идентификации обуви, молочной продукции. Именно сейчас, по словам Ивана Агапова (Synerdocs), стоит поднять и вопрос о дальнейшем развитии маркировки в стране:

«Есть отрасли, которые особенно пострадали от экономического кризиса и пандемии. Относящиеся к ним компании работают на выживание – им не до инвестиций. Государству стоит пересмотреть сроки перехода на маркировку по определенным отраслям. Если даты останутся прежними, то в ряде случаев будут просто неадекватными».

Катализатором для развития партнёрских отношений между операторами ЭДО называет маркировку Сергей Машурин («Корус Консалтинг СНГ»). По его мнению, она усиливает конкуренцию, а значит и повышает уровень оказываемого сервиса. Александр Чеперегин («Тензор») добавил, что без маркировки ритейл бы медленнее переходил на ЭДО, за исключением фармацевтики, так как эта отрасль уже давно и успешно работает с электронными документами.

Большинство крупных провайдеров электронного документооборота уже реализовали интеграцию с системой «Честный ЗНАК» и предоставили своим клиентам возможность автоматически передавать сведения об операциях с маркированными товарами. Но есть и те, кто не торопится интегрироваться с ГИС МТ либо разрабатывать собственное решение. Почему?

Алексей Аксенов, директор E-COM:

«Тема маркировки и прослеживаемости является технически сложной, нужна экспертиза в разработке ИТ-продуктов, поэтому, видимо, не всем операторам удалось предоставить клиентам собственное решение.

Со своей стороны мы реализовали обмен документами с ГИС МТ и автоматизировали внутренние процессы наших клиентов – торговых сетей. Сегодня, например, внедряем решение для своих партнеров в торговой сети «Магнит» и реализовали передачу кодов маркировки в УПД».

Отрасль ритейла не единственная привлекла внимание регулятора. В 2019 году наступила своеобразная «оттепель» для электронных грузоперевозок. Как результат – в начале 2020 года запустили пилотный проект Минтранса РФ, в рамках которого в ряде регионов протестируют использование электронных транспортных накладных и путевых листов. Цель эксперимента – восполнить пробелы в законодательстве, дополнить его разъяснениями, как работать с перевозочными документами в ЭДО, в том числе основываясь на уже имеющейся практике у разных компаний. Как поделился Иван Агапов (Synerdocs), за год до начала эксперимента Минтранса аналогичный проект по внедрению электронных транспортных накладных был запущен в Wildberries. Сегодня с этим решением уже работают несколько тысяч поставщиков интернет-магазина и несколько сотен транспортно-логистических компаний.

О том, что отношения между властью и ЭДО стали теплее, свидетельствует и другое. Например, ввод в 2020 году электронных трудовых книжек, запуск эксперимента по использованию электронных документов, поправки к Федеральному закону № 63 «Об электронной подписи». В направлении ЭДО для физических лиц тоже наблюдаются положительные сдвиги. Сергей Машурин («Корус Консалтинг СНГ») отметил, что продажа автомобилей или оформление сделки на ипотеку либо аренду жилья теперь возможны онлайн при помощи электронного документооборота.

С другой стороны, операторы ЭДО, по мнению Александра Чеперегина («Тензор»), являются заложниками законодательных инициатив. Минтранс запустил пилот по транспортным накладным — все активно стали разрабатывать функционал, Минфин приостановил разработку формата электронного договора, и операторы снизили активность в этом направлении.

Развитие операторов сильно зависит от двух факторов – законодательства и потребностей рынка. С первым понятно – инициативы регулятора нужно поддерживать, так как изменения НПА отражаются на клиентах. Второй фактор более индивидуальный. У каждой рыночной ниши может быть свой пул требований к сервису обмена. Хочешь работать с сегментом – учитывай его мнение. Мы спросили, на что делают ставку операторы сейчас. И вот какие результаты получили:

  • Развитие интеграционных проектов. Переход на обмен электронными документами с контрагентами – малое, что может дать оператор. Он должен уметь «вшить» эту функциональность в учетные системы клиента.
  • Развитие комплексных решений и объединение процессов (например, функционала архива, ЭДО, BPM и учетной системы) с той целью, чтобы избавить клиентов от так называемого зоопарка систем.
  • Проецирование готовых логистический решений на разные способы транспортировки: не только автоперевозки, но и железнодорожные, авиа, водные, мультимодальные.
  • Увеличение трафика и количества клиентов как за счет прямых подключений контрагентов, так и за счет создания новых партнерских отношений с популярными сервисами, например, специализирующимися на передаче фискальных данных.
  • Решение задач по переводу максимального количества документов в электронный вид.
  • Всё, что связано с маркировкой и прослеживаемостью товаров.

Что переводить в ЭДО, а что оставить на потом?

Первое место безоговорочно занимают формализованные документы. При переводе их в электронный вид бизнес получает наибольший эффект. В числе лидеров здесь УПД, счета-фактуры, акты приемки работ, накладные ТОРГ-12, акты о расхождениях при приёмке товаров. Операторы отмечают, что чем больше будет формализованных типов документов в будущем, тем выше станет ценность перехода на ЭДО для компаний. И здесь они полагаются на поддержку государства.

На второе место по трафику выходят транспортные документы, потому что они применяются всеми предприятиями, независимо от отраслевой специфики.

А третье место заслуженно занимают договорные документы. В условиях пандемии трафик по ним заметно вырос. Лидия Урывская («СКБ Контур») считает, что следующим шагом со стороны регулятора будет утверждение формата именно для договора, доверенности и транспортной накладной. С ней согласен Александр Гладкий, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia. По его мнению, наибольшую выгоду принесёт обмен документами в области мощных процессов с длинным жизненным циклом, в которые вовлечено больше всего операций, документов и людей. Обычно это договоры: огромный штат согласующих лиц, сложная коммуникация с контрагентами.

Какие же документы предлагается пока оставить на бумаге? Однозначно те, которых немного и в работу с которыми удалёнка не вносит трудностей. Перед началом внедрения ЭДО нужно всегда анализировать, сколько документов и какого типа есть в ежедневной деятельности компании, соотносить объёмы и затраты с получаемыми выгодами.

Каким будет ЭДО через 5 лет и зачем рынку новые операторы?

В ближайшие 5 лет рынок ЭДО будет претерпевать колоссальные изменения. Гипотезы разные – от вполне разумных до дерзких и утопических. Например, Сергей Машурин («Корус Консалтинг СНГ») пророчит ЭДО судьбу сотовой связи. Спустя время контрагентам будет уже неважно, к какому оператору подключаться – обмен всё равно будет обеспечен.

Наталия Бурцева, директор компании «1С-КПД», выделяет три крупных изменения в ближайшую пятилетку:

«Во-первых, изменится методологическое образование делопроизводителей, в него войдет углублённое изучение электронного документооборота. Во-вторых, ожидаем ряд законопроектов, утверждающих технологию электронного архива и бессрочного хранения электронных документов. В-третьих, ждем изменений в части требований к безопасности, идентификации электронных документов, чтобы можно было чётко проследить весь их путь и подтвердить аутентичность. Вместе с этим будет сформирована единая нормативная база о защите подлинности электронных документов, построенная на прозрачности процессов работы и усилении шифрования данных».

Популярность приобретёт комплексный подход. Ведь легче, быстрее и зачастую выгоднее работать с тем исполнителем, который сразу закрывает максимум потребностей и предоставляет клиенту единую точку входа для решения разных вопросов.

Отдельный пласт задач, которым займутся операторы, – это реализация вариантов работы для пользователей, которые сейчас не автоматизированы, таких как водители, сотрудники склада, агенты. Безусловно, на функциональность сервисов ЭДО наложат свой отпечаток изменения в области электронной подписи, которые происходят уже сейчас.

А вот окажет ли влияние на развитие рынка «свежая кровь» в лице новых операторов ЭДО? Мнения спикеров сошлись на том, что ждать массового появления провайдеров точно не стоит, потому что электронный документооборот как таковой перестает быть уникальным продуктом. Выйти на рынок, специализируясь только на ЭДО, подобно утопии. Такая компания рискует не сыскать себе клиентов или понести существенные убытки. Гораздо ярче проявляется другая тенденция. Новые операторы появляются как дополнительное направление на базе уже функционирующего продукта. Например, оператор государственной системы маркировки запустил собственный сервис ЭДО для передачи данных об операциях с маркированными товарами между компаниями и системой «Честный ЗНАК». Портал госзакупок «Единые информационные системы» тоже недавно получил статус доверенного оператора ЭДО и предоставляет участникам возможность обмениваться в электронном виде прямо на портале – подписывать договоры, отправлять первичку и т.д.

Таким образом, всё сводится к тому, что ЭДО в чистом виде перестает удовлетворять потребности российских компаний. Чем большее покрытие бизнес-процессов предоставляет оператор, чем функциональнее его продукт и выше сервис, тем радужнее вырисовывается его будущее на рынке ЮЗЭДО.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь