Наверх

Некоторые итоги работы СМЭВ. Мнения экспертов

Архив
Время чтения: 6 минут
0
Некоторые итоги работы СМЭВ. Мнения экспертов

На вопросы ECM-Journal ответили Дубровин Иван Сергеевич начальник отдела информационных систем и проектов департамента информатизации тюменской области и Жуйков Александр Евгеньевич эксперт компании DIRECTUM.

В рамках конференции Инфотех-2012, проходившей в г.Тюмень, на вопросы ECM-Journal, касающиеся системы межведомственного взаимодействия, ответили Дубровин Иван Сергеевич начальник отдела информационных систем и проектов департамента информатизации тюменской области и Жуйков Александр Евгеньевич эксперт компании DIRECTUM.

Чего реально удалось добиться за этот год в работе СМЭВ и госуслуг?

Дубровин Иван Сергеевич: В 2012 году нашими основными направлениями по развитию СМЭВ и госуслуг ­было межведомственное взаимодействие внутри региона. Я считаю главным достижением этого года то, что мы начали подключение ведомственных систем к региональному сегменту СМЭВ (около 8 систем), тестируем сервисы (уже больше 40 протестировано). Количество запросов: около 40 тыс. межведомственных запросов, а каждый запрос – это какая-то справка, которую раньше человек получал «ногами».

Мы активно продолжаем публиковать госуслуги на федеральном портале. Сегодня это 51, до конца года в планах – 90 штук. За 13 год, я думаю, мы опубликуем все наши услуги. Проведена большая работа по типизации муниципальных услуг, аппарат губернатора активно формирует типовой перечень муниципальных услуг, самые первоочерденые уже готовы к тиражировани. Сейчас мы их публикуем для Тюмени, в следующем году займемся тиражированием.

Развивается наша СМЭВ, мы много работаем над повышением ее стабильности и отказоустойчивости,

Развиваем аппаратную часть, много вкладываем в развитие кластеров, резервных копий, стараемся, чтобы простои были минимальными, потому что в любой простой все эти тысячи запросов не проходят. Заканчивается процедура аккредитации удостоверяющего центр, который развернут в ЦИТО. Мы выдаем электронные подписи, с момента аккредитации будем выдавать усиленные квалифицированные электронные подписи, которые в дальнейшем смогут использоваться и на портале госуслуг. Идеология такая, что неважно, где ты получил эту подпись, ты получаешь доступ ко всем активным системам, которые подключены к системе ЕСИА. Единая система идентификации и аутентификации должна заработать после Нового года, мы к этому готовимся.

Жуйков Александр Евгеньевич: В Удмуртской республике создано единое информационное пространство, в котором оказываются государственные и муниципальные услуги в электронном виде, налажено взаимодействие с сервисами, опубликованными в СМЭВ. В настоящий момент в электронный вид переведена 41 государственная и муниципальная услуга. Возможно получение сведений от федеральных органов власти по 14 сервисам ФНС, ПФР, ФСС, ФМС. К концу года количество госуслуг и сервисов будет увеличено. Госуслуги выведены на портал www.gosuslugi.ru, откуда гражданин может инициировать их оказание ему. Сервисы СМЭВ предназначены для сотрудников государственных органов УР и обеспечивают получение ими сведений для оказания госуслуг не от заявителя, а непосредственно от органов государственной власти.

С какими основными трудностями столкнулись за этот год?

Дубровин Иван Сергеевич: Сегодня в рамках конференции неоднократно озвучивались эти проблемы, в принципе у всех регионов они одинаковые. Это некачественные форматы федеральных сервисов, частая смена формата, недоступность сервисов, дробление, объединения. Для всех это новая работа, несколько лет будет период утряски, самоопределения. Приходится подстраиваться, переделываем клиентские части, ищем документацию. Сейчас публикация услуг на федеральном портале платная, порядка 200 тыс. одна услуга, к тому же много времени отнимает бюрократическая процедура аукционов, любое изменение с точки зрения Ростелекома перепубликация за деньги, мы начинаем спорить. На мой взгляд, если нельзя сделать это бесплатно, то пусть это будет централизованное федеральное финансирование, избавьте нас от этих контрактных тяжб с Ростелекомом, мы же должны это публиковать.

Кроме того, есть у нас единицы 3-4 сельских поселения без интернета. Мы провели работу, сейчас порядка 316 имеют доступ, хотя бы 1 мегабит. Без этого об онлайн-сервисах говорить нельзя. Мы нашли легитимный выход из ситуации: сельское поселение передает полномочия по отработке запросов с портала в райцентр, они имеют доступ в систему и отрабатывают.

Жуйков Александр Евгеньевич: Основной трудностью при реализации муниципальных услуг в электронном виде является неоднородность регламентов оказания одной и той же услуги в разных муниципальных образованиях, что затрудняет тиражирование услуг по муниципальным образованиям. Еще одной сложностью является быстрое изменение законодательства, и как следствие, изменение административных регламентов оказания услуг, что влечет за собой изменение не только маршрутов оказания услуг, но и форм на портале www.gosuslugi.ru. При реализации сервисов СМЭВ основной трудностью является частое изменение форматов сервисов, что требует изменение уже реализованных сервисов.

Какую отдачу почувствовали сами госорганы от внедрения новой технологии, и почувствовали ли вообще?

Дубровин Иван Сергеевич: Итоги подводить рановато. На мой взгляд, о стратегической отдаче говорить рано. Мы видимо отдачу в том, что людям эта тема интересна: посетителей становится больше на форумах, у нас есть статистика по звонкам в колл-центр по поддержке портала госуслуг, статистика растет, меня спрашивают знакомые, как зарегистрироваться, что я получу. Позиции неприятия нет. Надеемся, к 18 году до 70 % услуг будет в электронном виде.

Подтянулись органы власти в плане понимания темы, не возникает банальных вопросов, все понимают, куда мы идем, стратегия ясна. Сейчас вопрос развития ведомственных систем, подключения их к СМЭВу, чтобы снизить человеческий фактор, снизить риск ошибок. Мы занимаем неплохие места в федеральных рейтингах: статистика Интерфакс по разработке сервисов – 3, по количество запросов в 15 входим, аудит качества размещения услуг на ИКБУ мы заняли 24 место – это радует. Полгода назад были в 2 раза ниже. Губернатор нас похвалил в послании, это радует тоже.

Жуйков Александр Евгеньевич: Для многих госорганов очень удобно взаимодействие со СМЭВ, так как на запрос сведений в бумажном виде, помимо трудоемкости подготовки таких запросов, еще и тратиться до 30 дней, а при запросе этих сведений через СМЭВ госорган получает ответ в течение 5 рабочих дней. Внутренние процессы начинают работать быстрее. Оказание же услуг в электронном виде позволяет использовать электронную отчетность по количеству и составу запрашиваемых услуг не только в разрезе ведомств, но и в разрезе всего региона, анализировать востребованность и узкие места.

Что вы думаете о предложении Минкомсвязи о сокращении электронных сервисов и нецелесообразности переводить в электронный вид некоторые сведения?

Дубровин Иван Сергеевич: Это было поручение Суркова всем федеральным ведомствам и минкомсвязи проанализировать перечень региональных сервисов, которые регионы должны предоставлять субъектам. Все признают, что он требует доработки, не столько состав, сколько форматы, по которым сведения запрашиваются. Мы, например, столкнулись с такой ситуацией: минобразования планируют запрашивать сведения об обучающихся в школах, вузах. Формат сведений: вход – ФИО и СНИЛС, а выход – учреждения должны выдать полную историю, все сведения. Но СНИЛС в школах не хранится, то есть формат надо менять. Сурков дал поручение пересмотреть состав этих сведений. Я поддерживаю, что это надо сделать. До сих пор мы обратных сведений не получили, как получим, будем вынуждены пересмотреть состав региональных сервисов, потому что бОльшую часть реализовали, значит некоторые будем выводить из эксплуатации. А так, стандартная процедура, не сказать, что революция.

Жуйков Александр Евгеньевич: Данная работа будет продолжаться непрерывно, какие-то сервисы будут появляться вновь, какие-то уходить, СМЭВ всегда будет изменяться. Живая технология должна изменяться и адаптироваться. Это нормально и правильно. Но хотелось бы чтобы не приходилось делать работу зря, то есть изначально продумывать планируемый эффект от внедрения новых технологий.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь