Журнал об электронном контенте, документах и бизнес-процессах
Учебники Просто о СЭД ЭП/ЭЦП Внешний документооборот Цифровая трансформация Эксперты
Межкорпоративный документооборот (внешний ЭДО)

Обзор рынка ЮЗЭДО. Кризис - время возможностей?

  0 комментариев Добавить в закладки

Операторы электронного документооборота (ЭДО) готовятся к экономическому кризису. Они уверены: ближайшие годы станут важными для каждого участника рынка – текущие абоненты будут снижать бюджеты, придется искать клиентов в других направлениях и предлагать им новые услуги.

Пульс стабильный

Собеседники ECM-Journal в январе уверяли: 2019 год должен стать успешным для операторов ЭДО. Во всяком случае предпосылки считать так у них были.

«Бум» на рынке ожидали из-за грядущих изменений законодательства. Обязательная маркировка новых видов товаров, перевод кадровых документов в электронный вид, поправки к ФЗ № 63 «Об электронной подписи» и прочие события должны были «подстегнуть» интерес бизнеса к ЭДО.

Однако прошло 9 месяцев, а существенного роста никто не отмечает – динамика осталась прежней. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем передаваемых электронных документов снова увеличился лишь в 2 раза – поясняют операторы ЭДО.

Осадочек остался

Сдерживающим фактором, как ни странно, стал всё тот же ФЗ № 63 «Об электронной подписи». Хотя на него возлагали большие надежды. С января поправки, которые готовили к рассмотрению в Госдуме, претерпели существенные изменения. И это очень не понравилось крупному бизнесу.

Напомним, 10 июня 2019 года Совет Федерации направил в правительство поправки. По ним юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать усиленную квалифицированную электронную подпись исключительно в удостоверяющем центре ФНС, а финансовые организации – в структуре Центробанка. Сейчас эти услуги оказывают около 500 компаний по всей России.

Прогрессивные поправки ФЗ № 63 «Об электронной подписи», которые готовили к рассмотрению в Госдуме, претерпели существенные изменения. И это очень не понравилось крупному бизнесу.

С бурным протестом против изменений выступили: некоммерческое партнерство ECR (объединяет X5 Retail Group, Unilever, L’Oreal, Metro Cash & Carry и еще более 70 компаний), Ассоциация РОСЭУ, а также ряд банков и бизнес-сообществ. В результате Госдума не стала рассматривать законопроект в июле – его отложили на осень.

 

«Считаем, свою роль в этом сыграла позиция администрации президента и крупного бизнеса. Эти голоса были услышаны», – прокомментировал президент Ассоциации РОСЭУ Юрий Малинин.

Шум вокруг ФЗ № 63 заставил представителей бизнеса насторожиться и задуматься, а настолько ли им сейчас нужен электронный документооборот с контрагентами. Хотя это не единственный сдерживающий фактор, который повлиял на рынок.

Плюс время – минус деньги

По мнению руководителя управления продаж Edisoft Андрея Якимшина, сдерживать развитие рынка ЭДО может отсутствие опыта и необходимых навыков сотрудников компаний, которые уходят от использования бумаги, а также технические возможности и сложность в бизнес-процессах.

«Хотя таких компаний в процентном соотношении немного, они будут находиться в этом состоянии до тех пор, пока законом не определят обязательный обмен документами в электронном виде, – считает он. – У крупных компаний, особенно международных, проблемы иного характера – зачастую для запуска масштабного ЭДО-проекта требуется не менее масштабная доработка учетных систем. Для них идеальным решением был бы поиск оператора ЭДО и интегратора в лице одной компании».

Переход на ЭДО с контрагентами – длительный, трудоемкий и затратный процесс. Об этом напоминает руководитель направления электронного документооборота СКБ Контур Эдуард Шифман:

 

«Полный перевод бизнес-процессов в электронный вид может занимать несколько лет. Как правило, крупные компании внедряют ЭДО последовательно: на трансформацию каждого из основных бизнес-процессов может потребоваться 2–3 года. Поэтому не очень быстрое проникновение ЭДО можно объяснить необходимостью ресурсных вложений».

 

С экспертом согласен и.о. директора КОРУС Консалтинг СНГ Сергей Машурин. При этом он опасается, что российские компании могут значительно снизить темпы автоматизации в ближайшее время. «С учетом ожидаемого экономического кризиса и необходимости сокращения затрат у потенциальных клиентов, полагаем, что откроется окно для ускоренного проникновения ЭДО в новые секторы рынка», – говорит он.

По магазинам и на стройку

На фоне ожидаемого кризиса самыми желаемыми клиентами становятся не все компании, а представители конкретных отраслей экономики. «Важным направлением развития ЭДО в ближайшие годы станет работа с отраслевыми решениями, – подтверждает слова коллег Эдуард Шифман. – Представители российского бизнеса сталкиваются с большим объемом специфических бумажных документов. В первую очередь, ожидаем запросы на автоматизацию процессов от представителей логистики и строительства».

В свою очередь представитель Edisoft Андрей Якимшин уточняет, что технологии безбумажного обмена активно приходят в финансовую отрасль и производственную сферу. Сегодня компания активно развивает факторинговые и логистические платформы. 

Отраслевые решения для логистики сейчас предлагают и разрабатывают многие представители рынка ЮЗЭДО. В частности, в электронный вид переводят все виды документов, которые используются при отгрузке, перевозке и хранении продукции.

«Мы были первыми, кто предложил клиентам юридически значимый обмен электронными транспортными накладными в 2018 году, – сообщает руководитель бизнес-направления Synerdocs (ООО «ДИРЕКТУМ») Иван Агапов. – В конце сентября выходит еще одно решение для логистических компаний, благодаря которому компании смогут отказаться от бумажных товарно-транспортных накладных. Параллельно мы развиваем отраслевые решения – для ритейла, страхования и других направлений».

 

Драйверы роста

Как отмечает Иван Агапов, развитие новых решений во многом зависит от действий государства. В частности, пока нет нормативно-правовых актов, регулирующих порядок обмена и форматы многих электронных отраслевых документов. Из-за этого остаются сложности настройки обмена между абонентами разных сервисов ЭДО в роуминге – каждый оператор «пилит» решение по-своему.

Утверждения формата транспортной накладной в ближайшем будущем ждут не только в Synerdocs, но и в СКБ Контур. «Помимо этого, мы ожидаем другие изменения, а именно создание национальной системы маркировки и введение механизма доверенной третьей стороны, который расширит применение электронной подписи в трансграничном ЭДО», – добавляет Эдуард Шифман.

Источник: ECM-Journal

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев