Журнал о системах электронного документооборота (СЭД)
Межкорпоративный документооборот (внешний ЭДО)

Транспортная и товарно-транспортная накладная: мы такие разные, но мы так похожи

  0 комментариев Добавить в закладки

Алиса Муратова, аналитик Synerdocs

При перевозке груза наемным транспортом компания-отправитель чаще всего использует один из двух документов – транспортную или товарно-транспортную накладную. Давайте разберемся, чем они друг от друга отличаются, а в чем есть схожие черты.

Для чего нужен документ

ТН

ТТН

Транспортная накладная (далее – ТН) подтверждает заключение договора на перевозку между заказчиком грузоперевозки и исполнителем.

Товарно-транспортная накладная (далее – ТТН) необходима грузоотправителю для списания товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) со своего склада, а грузополучателю – для оприходования ТМЦ.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей. Транспортный раздел определяет взаимоотношения заказчиков грузоперевозки с транспортными компаниями и непосредственно с водителями, которые выполняют заказ.

Форма документа

ТН

ТТН

Форма регламентирована Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 16.03.2018) «Об утверждении Правил перевозок автомобильным транспортом» (далее – Постановление N 272).

 

Форма ТТН утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата N 78).

 

Количество разделов

Транспортная накладная содержит в себе 17 основных разделов, а товарно-транспортная накладная – лишь 2 раздела.

ТН

ТТН

В соответствии с разделами есть возможность внести наименование товара, массу и его количество, отметить указания грузоотправителя, комментарии и оговорки со стороны всех участников перевозки (грузоотправителя, водителя, транспортной компании, грузополучателя).

Также можно указать сопроводительные документы на груз, например, УПД, сертификаты качества и др. Для этих целей есть специально выделенный раздел.

Накладная может содержать в себе информацию о переадресовке, стоимости услуг перевозчика и даже информацию о принятии заказа к исполнению.

Что примечательно, перевозимые товары, как правило, не указываются позиционно, а обозначаются общим наименованием с информацией о грузовых местах и массе. Например: «Изделия макаронные. 280 мест, 2200 кг»

Содержит в себе два основных раздела – товарный и транспортный. В последний вносится информация аналогичная той, что указана в транспортной накладной. При этом есть возможность внести данные о погрузочно-разгрузочных операциях и их расценках.

Товарный раздел включает в себя подробную информацию о перевозимом грузе (номенклатурный номер, количество, цена, единица измерения и общая стоимость поставляемых грузополучателю товаров).

Количество экземпляров

ТН

ТТН

Постановление N 272 говорит о том, что: «Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика».

Согласно Постановлению Госкомстата N 78 при перевозке грузов автотранспортные организации должны оформлять ТТН по форме №1-Т. Количество зависит от того, сколько участников состоит в этой цепочке. Оформляется, как правило, не меньше 4 экземпляров.

Однако практика показывает, что компании-перевозчики и грузоотправители предпочитают перестраховываться и создают ровно столько накладных, сколько сторон участвует в перевозке.

Подписание

ТН

ТТН

ТН подписывают основные участники грузоперевозки:

●     грузоотправитель,

●     грузополучатель,

●     Водитель,

●     транспортная компания (перевозчик).

ТТН подписывают:

●    сотрудник, разрешивший отпуск товара со склада,

●    сотрудник, отпустивший товар со склада,

●    главный (старший) бухгалтер,

●    водитель,

●    водитель-экспедитор,

●    таксировщик,

●    грузополучатель.

Из практики

Большинство компаний используют именно транспортную накладную, а первичные документы (счета-фактуры и товарные накладные) отправляют своим контрагентам в электронном виде.

ТТН используется, когда номенклатурных позиций в товарной части не так много, или же если контрагенты, например, грузополучатели, ставят жесткие условия по использованию именно этой формы документа. Также есть ряд специфических обстоятельств, когда контрагенты обязаны работать именно с ТТН. Например, разъяснением Росалкогольрегулирования от 08.07.2011 сообщается, что транспортная накладная не является сопроводительным документом, удостоверяющим легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и компании обязаны составлять товарно-транспортную накладную по форме 1-Т.

В целом, на рынке сложилась тенденция к отказу от ТТН в пользу ТН. Чаще всего это связано с тем, что все больше компаний использует для обмена первичной документацией сервисы электронного документооборота. Данный вариант взаимодействия позволяет отказаться от многостраничных ТТН и существенно экономить на бумаге. Возможно, бизнес бы отказался и от бумажных ТН, но на сегодняшний день нет законодательного регулирования этого вопроса. Подробнее об изменениях в сфере перевозки грузов можно почитать в моем интервью порталу «Логистика в России».

***

В сервисе Synerdocs уже сегодня все участники рынка грузоперевозок могут обмениваться транспортной накладной в электронном виде, а подписывать её различными видами электронной подписи. Это не только значительно ускоряет бизнес-процессы, но и позволяет соблюсти все требования законодательства.

Источник: Synerdocs

Ещё материалы автора
Похожие записи
Комментарии (0)
Сейчас обсуждают
Больше комментариев