Сказ о том, чем живет Постановление Правительства № 272 о правилах перевозки
Начало 2020 года выдалось непростым. Ритейл и логистика вынуждены приспосабливаться к тяжелым реалиям и не смотря ни на что продолжать работать. А препоны есть, и не только эпидемиологические, но и законодательные.
Начало 2020 года выдалось непростым. Пандемия повлияла на всё и всех: бизнес, экономику, общество. Однако экстремальные условия заставляют искать меры по выходу из сложившейся ситуации. Ритейл и логистика вынуждены приспосабливаться к тяжелым реалиям и не смотря ни на что продолжать работать. А препоны есть, и не только эпидемиологические, но и законодательные.
Проект постановления (далее – проект) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а в частности в Постановление № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» в очередной раз появился на портале проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) 24 декабря 2019 года. Разработчиком значится Минтранс России. Кажется, где-то мы это уже видели. Что не так с предыдущей версией проекта, почему ее не приняли? Что интересного кроется в новом, кому и чем он грозит, а также какие правки были внесены и уже утверждены 31 января 2020 года, я расскажу в своей статье.
Какие изменения были всё же приняты 31 января 2020-го?
К сожалению, тех, кто ждал поправок в части использования электронной транспортной накладной (далее – ЭТрН), можно сразу огорчить, даже дважды. Во-первых, потому что об ЭТрН нет ни слова; во-вторых, ввели и утвердили новые нормативы по нагрузке на оси транспортных средств и, соответственно, появилась таблица с размерами вреда, причиняемыми тяжеловесами. Не думаю, что транспортные компании ждали именно этих поправок.
Почему не приняли версию проекта Постановления № 272 от сентября 2018 года?
Многостраничный документ – инициатива Минтранса – предложенный в прошлом году, вызвал бурю негодования как среди бизнеса, так и среди операторов электронного документооборота (далее – операторы ЭДО). Министерство предложило закрепить понятие электронной транспортной накладной на законодательном уровне. Казалось бы, хорошая инициатива, ведь уже многие компании используют в своей повседневной работе электронные документы, в частности и ЭТрН. Однако проект содержал существенные недоработки:
● Не предусмотрено взаимодействие с привлечением экспедиторских компаний;
● Не предусмотрена процедура работы с документом в случае использования роуминга;
● Нет описания единого формата для всех операторов ЭДО, и не ясно, кто его разработает;
● Отсутствуют четкие инструкции и рекомендации, как можно представлять документы по месту требования (ГИБДД, суды, ФНС и др.).
По этим причинам, вероятно, проект постановления и не приняли. К слову, сейчас существует множество рабочих групп, через которые бизнес-сообщество старается влиять на НПА:
● Рабочая группа при «Сколково».
● Сообщество ECR, куда входят представители всех сторон перевозки и операторы ЭДО.
● АНО «Цифровая экономика» и др.
Однако, воз и ныне там. Обсуждения идут, а правки так и не принимаются.
8 интересных поправок в новый проект
Версия документа, которую выкатили в конце 2019 года, сократилась в несколько раз. Вышеупомянутые замечания частично все же были учтены, но, как прежде, нет четких рекомендаций к действию. Зато появились конкретные предложения поправок в иные НПА. Давайте по порядку.
Предлагается:
1. Закрепить термины: «электронная транспортная накладная», «оператор», «пользователи электронного документооборота транспортных накладных», «система документооборота электронных транспортных накладных».
2. Операторам ЭДО транспортных накладных обеспечивать обмен ЭТрН. Фактически они и сейчас этим занимаются.
3. При подписании использовать простую электронную подпись. Что самое важное, она может быть выдана с использованием ЕСИА. Другой вопрос, что доступ к сервису у операторов ЭДО пока нет.
4. Переадресовку организовывать только через оператора ЭДО транспортных накладных. Учитывая количество хищений грузов в РФ именно через переадресовку – когда водителю по мобильному телефону сообщают новое место выгрузки, а далее груз «уводят» мошенники – решение вполне разумное.
5. «Оператор передает электронную транспортную накладную и изменения в ней в информационную систему федерального органа исполнительной власти в области транспорта», – так говорится в проекте. Надо понимать, что есть определенные наработки, идеи рабочих групп, предложения, но самой системы пока всё же нет.
6. Имеются данные, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, создаст реестр операторов электронных транспортных накладных. Планируется, что именно Минтранс будет устанавливать порядок формирования и ведения реестра операторов, порядок взаимодействия между операторами и порядок обмена ЭТрН между пользователями электронного документооборота транспортных накладных и операторами.
7. Разработать формат по согласованию с Федеральной налоговой службой. По моему мнению, это правильное решение.
8. Внести изменения в ПДД. А именно допустить проверку как бумажных, так и электронных транспортных накладных.
Однозначно этот проект кажется более жизнеспособным, нежели предыдущие его версии. И, по моему мнению, с рядом допущений его можно принять уже сегодня. Конечно, при условии, что будут внесены правки в сопряженные НПА.
Вместо вывода хотелось бы сказать, что 272-е Постановление давно себя изжило, даже несмотря на то, что в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» указана дата «от 31 января 2020». Рынок стремительно меняется, а правила 1997 года все еще никто не отменял, и компании вынуждены подстраивать свой бизнес под устаревшее законодательство, что, конечно, в корне неверно. Но это уже совсем другая история.
Источник: Synerdocs.ru
Комментарии 1
Весьма странный подход (операторов ЭДО, получается, опять не спросили) - заменить юридически значимую усиленную электронную подпись на некую сущность, которую никто не видел, никто не формировал, никто не проверял. Да и еще в привязке к ЕСИА...