Наверх

5 трендов США на пути к open government

Архив
Время чтения: 9 минут
0
5 трендов США на пути к open government

С увеличением количества федеральных правительственных институтов, а также появлением новых источников информации (от обмена электронными письмами между федеральными чиновниками до тысяч спутниковых каналов и данных) концепция усложнилась.

5 трендов США на пути к open governmentИзначально «открытое правительство» или open government было достаточно простым концептом. Его суть состояла в стремлении сделать правительственные документы и встречи чиновников США максимально открытыми для публики. Определить, являлось ли то или иное правительство открытым было достаточно просто.

Однако с увеличением количества федеральных правительственных институтов, а также появлением разнообразных новых источников информации (от обмена электронными письмами между федеральными чиновниками до тысяч спутниковых каналов и данных, поступающих с разведывательного оборудования), концепция открытого правительства усложнилась.

Исходный вопрос открытого правительства о том, доступен ли тот или иной документ для широкой аудитории, сегодня является лишь началом дискуссии о степени прозрачности правительства. Поборники идеи открытого правительства хотят удостовериться, что документ доступен онлайн, что он размещен в нужном месте, а также что он предоставлен на языке XML или хотя бы в формате PDF.

Некоторые федеральные правительственные учреждения стремятся идти в ногу со временем, выкладывая обработанные компьютером пакеты информации, которые граждане и организации могут помещать на свои сайты. Кроме того, они поддерживают актуальным каталог материалов, которые были выложены онлайн, в соответствии с Законом о свободном доступе к информации (FOIA). Другие учреждения медленнее адаптируются к новым тенденциям.

На сегодняшний день можно говорить о пяти основных трендах в развитии открытого правительства в США.

API: потоковая передача данных как новый стандарт

Федеральный директор США по информационным технологиям Стивен Ван Рокель (Steven VanRoekel)Одним из ключевых элементов открытой передачи информации является интерфейс программирования приложений, или API. Этот электронный инструмент описывает, как обеспечить потоковую передачу информации с одного сервера на другой. В качестве простого примера можно привести бегущую строку сообщений Twitter, которые часто размещаются на частных и правительственных сайтах США.

В недавно опубликованном документе, раскрывающем подробности электронной стратегии правительства, федеральный директор США по информационным технологиям Стивен Ван Рокель (Steven VanRoekel) призвал федеральные агентства сделать API «новым стандартом» в передаче первичных данных от правительства к широкой аудитории.

Переход к API должен стать дополнением или альтернативой к методу предоставления информации на определенных платформах, таких как статическая веб-страница или PDF-файлы.

К концу августа 2012 кабинет Ван Рокеля сформулировал для всех федеральных агентств ряд мер по переходу к новому стандарту. В соответствии с электронной стратегией правительства, к маю 2013 года все федеральные IT-системы должны будут полной мере применять в своей деятельности новый стандарт.

В случае с правительственными сайтами, API открывает широкие возможности для создания внешних приложений, которые будут использовать различные государственные данные.

Data.gov или формирование индустрии информационных услуг

Data.govВедущей инициативой администрации Обамы в рамках концепции открытого правительства является проект Data.gov. Это собрание более чем 445 000 необработанных пакетов информации, касающихся разных сфер деятельности в различных географических регионах — от статистики о добыче угля до уровня проникновения интернета в начальных школах США. К июню 2012 администрация Обамы запустила 13 тематических сообществ (энергетика, образование, этика, океанские коммуникации и т.п.), которые объединяют граждан и организации, использующих в своей деятельности информацию, предоставленную на сайте.

Одна из основных задач проекта — содействие компаниям, НГО и предпринимателям в разработке электронных услуг и мобильных приложений. Например, приложения в сфере недвижимости помогают ранжировать жилые кварталы на основе истории наводнений и статистики по проникновению интернета. По мнению федеральных лидеров в области технологий, сайт может способствовать формированию целых новых отраслей промышленности, использующих в своей деятельности, к примеру, данные метеорологических служб или информацию GPS.

Тем не менее, некоторые критики утверждают, что открытое движение информации отвлекает общественность от обсуждения ключевого вопроса о подотчетности правительства. В то время как правительство за последние несколько лет разместило сотни тысяч новых пакетов данных онлайн, успехи правительства в рамках традиционной системы координат открытого правительства относительно скромны. Так, количество обработанных запросов о соответствии того или иного решения Закону о свободе информации (FOIA) выросло лишь на шесть процентов.

Совершенствование процедуры ответа на запросы

Офис по предоставлению услуг правительственной информации (Office of Government Information Services, OGIS), который начал работу в 2009 году, выполняет функции посредника между инициаторами запросов и правительственными учреждениями, обрабатывающими эти запросы (что-то вроде омбудсмена, контролирующего соблюдение Закона о свободе информации). Офис расположен в Национальном архиве США; он не может принудить правительственные учреждения отвечать на запросы о соответствии того или иного решения FOIA. Однако, по мнению сотрудников Офиса, самой полезной функцией этого института является именно действие в качестве посредника.

Офис помогает правительственным учреждениям определить, какую информацию заинтересован получить инициатор запроса, и помогает сформулировать запрос так, чтобы учреждения смогли предоставить нужную информацию.

В соответствии с ежегодным отчетом (на момент сентября 2011), за два отчетных года Офис открыл 764 дела, три четверти из которых так и не вышли на уровень фактического обсуждения. Не лучше дела обстояли и с другой сферой компетенции Офиса — формулированием рекомендаций по изменению политики Конгресса и президента таким образом, чтобы обеспечить эффективное и прозрачное выполнение Закона о свободе информации (FOIA).

Чиновники Офиса составили список рекомендаций, который более года ждал одобрения Административно бюджетного управления. По истечении этого времени, два правительственных учреждения решили не отправлять список в Конгресс, поскольку, как отметил в своем письме директор Офиса Мириам Нисбет, в нем отсутствовали «сколько-нибудь значительные изменения в требованиях о раскрытия информации, в соответствии с FOIA». Однако, все же под давлением сенаторов Патрика Лихи (демократическая партия, штат Вермонт) и Чарльза Грассли (республиканская партия, штат Айова) чиновники поменяли свое решение и опубликовали документ.

Совершенствование обработки информационных запросов

Власти США активно внедряют новые проекты, призванные сделать традиционные процессы открытого правительства более эффективными и менее трудоёмкими.

Так, Управление охраны окружающей среды, Министерство торговли США, а также Управление национальных архивов и учётных документов в сентябре 2012 планируют запустить онлайн-портал, который должен будет контролировать запросы, касающиеся выполнения FOIA. Основной целью данного проекта является регистрация движения каждого запроса по каналам правительственных учреждений, уведомление инициатора запроса, если заявка была перенаправлен в другое учреждение или же вообще вышла за рамки системы. В ближайшем будущем к участию в проекте могут присоединиться другие правительственные институты.

Как заявил один из лидеров проекта, — Джон Мозес (John Moses), планируется, что все запросы и ответы будут публиковаться на сайте, чтобы инициаторам запросов не пришлось искать те же самые документы во второй раз. После запуска разработчики проекта добавят каталог, чтобы исходя из опыта других участников проекта, граждане могли сами определить наилучший способ отправки своих заявок.

Судя по результатам анализа проекта, проведенного независимыми компаниями, если инициатива будет реализована во всех правительственных учреждениях,

она может сэкономить правительству до 200 миллионов долларов за пять лет. Сам же проект обойдется в 1,3 миллиона долларов.

Глобализация открытого правительства

Инициативы по обеспечению прозрачности деятельности правительства реализуются и в других странах. Так, Партнерство «Открытое правительство», начавшее свою деятельность в сентябре 2011, представляет собой ассоциацию 55 национальных правительств. Основной целью организации является стремление к максимальной прозрачности действий правительства, а также обмен опытом в этой сфере.

К примеру, в рамках участия в организации, Колумбия взяла на себя обязательство публиковать информацию о деятельности правительственных учреждений на доступном и простом языке, который был бы понятен большинству населения. Южная Африка, в свою очередь, обязалась уделить первостепенное внимание эффективному оказанию государственных услуг, включая образовательно-информационную кампанию под названием «Знай свои права и обязанности в сфере услуг».

В рамках партнерства с Индией, США планирует запустить специальную версию Data.gov на платформе с открытым исходным кодом.

Большинство активистов, призывающих к необходимости увеличения прозрачности деятельности правительства, позитивно оценили инициативы Партнерства «Открытое правительство». В частности, они назвали деятельность Партнерства в обеспечении прозрачности национальных правительств «гонкой за первенством». В то же время, некоторые из активистов высказали опасения, что относительная легкость получения членства в Партнерстве может привести к исключительно формальному выполнению взятых на себя обязательств, а также снижению авторитета и влияния организации.

Оригинал статьи: 5 Open Government Trends
Перевод: Василия Наумова специально для e-gov.by

Источник: e-gov.by

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь