Цифровизация экономики в России. Как она поможет гражданам и бизнесу
В 2017 году Президент России подписал указ о запуске национальной программы «Цифровая экономика РФ», согласно которой большинство сфер хозяйственной и государственной жизни к 2024-му переведут в электронный вид. Давайте посмотрим, что изменится.
В 2017 году Президент России подписал указ о запуске национальной программы «Цифровая экономика РФ», согласно которой большинство сфер хозяйственной и государственной жизни к 2024-му переведут в электронный вид. С весны 2020 года за развитием проекта стали пристально следить все – и бизнес, и граждане. Цифровизация оказалась актуальной как никогда.

В этой статье рассмотрим основные направления нацпрограммы, что уже сделано и чего ожидать в перспективе 2-3 лет.
Выгоды для граждан
В первую очередь государство стремится создать удобную, доступную для всех граждан инфраструктуру по взаимодействию с органами власти. Поэтому одна из задач нацпрограммы – перевести все государственные сервисы на портал Госуслуг. Предполагается, что это произойдет в конце 2022 года. Крайне амбициозно, но вполне реализуемо.
При этом граждан избавят от ручного заполнения документов и бесконечного ожидания в очередях в заветное «окошко». Некоторые уже давно применяют портал Госуслуг, к примеру, для оформления заявления на загранпаспорт или замену водительских прав. Но массовым использованием это назвать нельзя. И возможно, если бы не коронавирус, ситуация бы не изменилась.
За последние три месяца в свете пандемии удалось запустить 12 полностью цифровых госуслуг, по которым оформлено 50 млн электронных заявлений. Самые популярные услуги на текущий момент – это оформление:
- единовременного пособия на детей от 3 до 16 лет;
- обращений по выдаче материнского капитала;
- электронных больничных;
- выплат и пособий по безработице;
- цифровых пропусков для сотрудников компаний
Считаю, что заметный интерес к цифровым услугам – довольно хороший показатель. Особенно если учесть, что ни люди, ни сервис не были готовы полноценно к выполнению всех функций, а доработки и улучшения производились в сжатые сроки.
Чтобы продолжить развитие онлайн-сервиса, необходимо объединить в единую базу все данные граждан, находящиеся в ведомствах органов исполнительной власти. На текущий момент обсуждаются условия и сроки реализации. Планируется, что к 2024 году порядка 300 государственных услуг будут предоставлять в новом формате, 95% из них будут полностью в электронном виде.
В плюс бизнесу
Многие компании уже давно пытаются перейти на электронный документооборот, но зачастую не могут из-за отсутствия соответствующих НПА.
При этом люди по-прежнему думают, что все документы должны быть на бумаге с «живыми» подписями и синими печатями. И вот наконец-то переход на ЭДО начинает продвигать само государство. Одним из самых значимых прорывов, на мой взгляд, стал перевод деловой документации в электронный вид. Речь идет не только о той, что ещё будет создана и отправлена, но и о той, что сейчас хранится в коробках в бумажных архивах и занимает огромные площади в офисах. Некоторые документы необходимо хранить 75 лет в соответствии с действующим законодательством, что достаточно дорого и неудобно.
|
В сентябре 2020 года Минэкономразвития РФ вынесло на рассмотрение проект закона, в котором предлагает перевести деловой документооборот в электронный вид. В рамках этой инициативы будут разрабатывать базовое регулирование долговременного хранения документов в электронном виде, а также займутся возможностью конвертации электронного документа в другой формат при сохранении его юридической значимости. |
В частности, авторы инициативы предлагают оцифровать все бумажные экземпляры и уничтожать их через год. При подготовке дубликата (электронного и бумажного) потребуется соблюдать следующие условия:
- создать его может тот, кто его ранее подписал, либо иные лица, имеющие на это право в соответствии с федеральным законом;
- дубликат должен иметь форму (визуальное представление) и содержание исходного документа;
- его необходимо подписать усиленной электронной подписью или собственноручной подписью, позволяющей определить дату и время подписания.
|
Одобрение законопроекта поможет сэкономить миллиарды рублей бизнесу, так как его нормы будут распространяться на все юридически значимые документы. Если иное не будет установлено иными нормативными правовыми актами, конечно же. |
Также значимым для бизнеса является проект «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», он же – Суперсервис-22. Инициаторы предлагают разработать личный кабинет перевозчика, через который компании смогут оформлять онлайн такие запросы, как разрешение на перевозку опасных и крупногабаритных грузов, резервирование времени на переход границы. Внедрение Суперсервиса-22 значительно ускорит процесс взаимодействия с госструктурами и сделает его более понятным и прозрачным.
Кроме того, планируется исключить бумажные транспортные накладные и путевые листы, что ощутимо сократит расходы бизнеса на оформление, печать и хранение документов. В качестве посредников между бизнесом и госорганами здесь выступают операторы ЭДО. Их обяжут передавать данные не только между участниками сделки, но и своевременно отправлять их в контролирующие органы, такие как ГИБДД и Минтранс. На октябрь 2020 года намечен пилотный проект по обмену электронной транспортной накладной и электронному путевому листу, в котором участвуют крупнейшие компании из различных отраслей. Запуск Суперсервиса-22 ожидается в конце 2021 года, а полный переход отрасли на безбумажные перевозки завершится к 2024 году.
Поддержка ФНС
Активную позицию по переходу на электронный документооборот также поддерживает Федеральная налоговая служба. Обмен счетами-фактурами в электронном виде был ею одобрен и регламентирован ещё в 2012-м.
Однако, если верить статистике, на сегодняшний день всего 7-9% от общего объёма создаваемых счетов-фактур (УПД) отправляется в электронном виде. При этом в роуминге высылается всего 2% электронных документов. Существует множество причин, почему так выглядит ситуация с ЭДО на рынке межкорпоративного документооборота. И об этом можно долго рассуждать. Но ясно одно – в период пандемии, когда все сидели на изоляции, многие компании столкнулись с проблемой подписания счетов, актов и договоров. После пережитого спрос на электронный документооборот значительно вырос.
Кроме того, переход на ЭДО стимулирует введение обязательной маркировки, а в перспективе ещё и введение прослеживаемости импортного товара, ввезённого из стран ЕАЭС.
По данным СМИ, для дальнейшего развития электронного межкорпоративного документооборота ФНС планирует осуществить ряд следующих мероприятий:
- ревизия существующих и утверждение новых востребованных форматов документов (УКД, договор, счёт);
- развитие облачных и мобильных решений при работе с электронной подписью;
- утверждение Единого порядка электронного обмена между организациями;
- поэтапное внедрение обязательности ЭДО в отношении отдельных документов;
- разработка типовых сценариев создания электронного дубликата документа и конвертации электронного документа.
Все эти меры положительно скажутся на рынке ЭДО. И в скором времени мы забудем, что когда-то для заключения договора приходилось ехать в другой город и собственноручно подписывать документы.
***
Ежедневное использование онлайн-сервисов, будь то заказ продуктов из магазина, бронирование билетов или заявка на кредитную карту – это уже обыденность для нас. Но в остальных сферах жизни россиянам ещё только предстоит освоить новые технологии. И 2020 год в этой истории особенно важен – он однозначно войдет в историю как начало активной фазы по всеобщей цифровизации страны.
Похожие статьи
ваш личный спасательный круг
в цифровизации бизнеса
с полезными советами и новостями
от экспертов
Присоединяйтесь, будем на связи!
Комментарии 1
Интересная статья, но позволю себе подметить, что все же документы со сроком хранения 75 лет не хранятся в офисах (по крайней мере не должны). Такие документы должны передаваться в специализированные для этого помещения, планировка, отделка и оборудование которых подразумевает архивное хранение. Это нисколько не умаляет роль цифровизации и автоматизации документооборота, но нужно понимать, что автоматизация именно архивного делопроизводства подразумевает огромную трудоемкость - оцифровать все документы и отструктурировать их - задача, как правило, не на один год и не для одного человека.