Наверх

ECM-Journal обновился!

Если вы ещё не зарегистрированы на сайте, сделайте это прямо сейчас. Если у вас уже есть профиль, то просто обновите пароль.

Digital IQ в России. Как компании оценили свою цифровизацию

Время чтения: 6 минут
0
Digital IQ в России. Как компании оценили свою цифровизацию

В конце 2020 года PwC и ABBYY провели исследование «Digital IQ в России». Эксперты изучили уровень цифровой зрелости компаний и их планы развития на ближайшие два года. Какие результаты получили, рассказываем далее.

В конце 2020 года PwC и ABBYY провели исследование »Digital IQ в России». Эксперты изучили уровень цифровой зрелости компаний и их планы развития на ближайшие два года. Какие результаты получили, рассказываем далее.

О чём речь?

Цифровой интеллект (Digital IQ) — мера осознанности и готовности компаний к успешной реализации задач цифровой трансформации.

Цифровая зрелость — уровень цифровой трансформации, на котором находится компания.

В исследовании приняли участие представители 106 российских предприятий промышленности, банковской сферы, логистики, транспорта, телекома и ИТ. И хотя последних оказалось больше, чем остальных, некоторые тезисы всё же заинтересовали ECM-Journal.

Цифровизация вошла в бизнес-стратегии компаний

Об этом заявило большинство участников опроса. Также 67% уверены, что цифровизация — один из приоритетов бизнеса сегодня, а 79% представителей российских компаний видят быстрый и значимый эффект при реализации цифровых инициатив.

Лидерами цифровой гонки сегодня являются компании финансового сектора и ИТ. В частности, эксперты называют Сбер, Тинькофф и Яндекс. Именно они в числе первых занялись созданием собственных экосистем.

«В один ряд с банками и ИТ можно смело поставить ТЭК, — считает аналитик Directum Андрей Николаев. — Нефтегазовая отрасль давно оцифровала свою основную деятельность. Нефтетрубопроводы и другие производственные объекты подключены к системам управления, мониторинга и информирования, а труд человека сводится к минимуму. Именно там в числе первых начали использовать интернет вещей, цифровых двойников и другие передовые технологии».

Нефтегазовые предприятия не уступают финансовым даже в цифровизации документооборота и офисных бизнес-процессов. Чтобы убедиться в этом, достаточно изучить истории компаний «Газпром» и «Сургутнефтегаз».

Низкая эффективность внутреннего обучения

Большинство российских компаний жалуются на слабые результаты программ обучения сотрудников, которые создаются для их вовлечения в цифровые процессы. Особенно печально выглядит этот результат на фоне данных Всемирного исследования Digital IQ. Довольных внутренним обучением в России только 25%, тогда как в мире — 69.

«Российский бизнес пока не всегда готов выделять внутренние ресурсы на обучение сотрудников инновациям. Если нужно, чтобы они научились работать в новой системе, руководство скорее обратится к профессионалам, нежели займётся этим самостоятельно, — поясняет Андрей Николаев. — Так, наши клиенты не всегда создают собственные центры компетенций, вместо этого они передают обучение сотрудников нам или нашим партнёрам. Обычно это малые и средние компании. Доверяя профессионалам, они могут рассчитывать на более высокий уровень погружения сотрудников в тему без их длительного отвлечения».

Однако передача обучения на аутсорс, по мнению представителя Directum, не подходит крупным компаниям. Если в холдинг входит множество организаций и они «разбросаны» по всей стране, то внутренний центр компетенций необходим — без него погружение всех сотрудников в цифровые процессы будет невозможным.

Бюджеты на ИТ-проекты сохранились

В 2020 году лишь 6% российских компаний сократили планируемые расходы на цифровизацию — сообщают PwC и ABBYY. Несмотря на кризис и пандемию, почти все участники опроса не стали пересматривать бюджеты по этому направлению.

«Небольшое замедление на рынке наблюдалось только весной 2020-го — в самом начале пандемии, — подтверждает аналитик Directum. — Компании на время приостановили заключение новых договоров по планируемым ИТ-проектам. Но потребовался всего лишь месяц, чтобы бизнес понял — никаких критичных изменений на рынке не будет. Соответственно, бюджеты на цифровизацию остались такими, какими их утвердили задолго до событий».

В некоторых компаниях расходы на ИТ-решения увеличили. Сказался вынужденный перевод сотрудников на удалёнку — пришлось подключать инструменты для дистанционного взаимодействия, отказаться от бумажных документов и процессов.

Решения принимают владелец бизнеса и CEO

Именно они формируют стратегию цифровизации в 56% опрошенных компаний. При этом только 19% респондентов считают, что такие решения должен принимать директор по цифровой трансформации или инновациям.

Кто такой CDTO, или Когда руководитель цифровой трансформации не нужен По мнению Андрея Николаева, именно CDTO должен курировать проекты по цифровизации в крупном бизнесе. Но при этом у него должно быть достаточно полномочий, в том числе финансовых. Если все бюджеты находятся «в руках» CEO или других руководителей, директору по цифровой трансформации придётся постоянно обосновывать расходы на инновации. В итоге проекты могут тормозиться по банальным причинам — от долгого согласования затрат до риска быть непонятым.

Фокус на увеличение доходности

Авторы исследования выявили топ-5 технологий, которые уже внедряют или пока планируют использовать в компаниях:

  • искусственный интеллект;
  • роботизация (RPA);
  • Process Mining;
  • интернет вещей;
  • цифровые двойники.

Из всех перечисленных технологий только роботизация может быть напрямую направлена на снижение затрат, а не на рост доходов.

«Если говорить об увеличении доходности, то на это направлены не все из перечисленных технологий. Например, роботизация позволяет сократить расходы, связанные с текущими трудозатратами на рутинных операциях. Но благодаря тому, что освободившихся работников можно перевести на новые участки, это усиление может принести дополнительный доход компании, — поясняет Андрей Николаев. — А цифровизация процессов, включая обозначенные технологические тренды, уже непосредственно ведёт к прорывам и созданию новых конкурентных преимуществ, и, как следствие, к увеличению доходности компании в целом».

Иллюстрация: vogazeta.ru

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь