Наверх

Итоги бизнес-года в сфере ECM. Интервью на DOCFLOW 2012 с Александром Безбородовым (1С)

Архив
Время чтения: 7 минут
0
Итоги бизнес-года в сфере ECM. Интервью на DOCFLOW 2012 с Александром Безбородовым (1С)

На вопросы ECM-Journal отвечает Руководитель отдела разработки 1C Александр Безбородов.

На вопросы корреспондента ECM-Journal, заданные в ходе встречи на конференции DOCFLOW 2012 Москва, отвечает руководитель отдела разработки программ документооборота компании «1С» Александр Безбородов.

Какие тенденции развития ECM вы считаете наиболее актуальными в данный момент, что движет ECM-рынком?

Это, конечно, интеграция ECM-систем с учетными системами, облачные технологии и мобильность: планшеты, доступ через Интернет. Есть еще отдельные более мелкие тенденции, но они окажут меньшее влияние.

Требуют ли ваши пользователи чего-то большего, чем может предложить поставщик? Или же, наоборот, вы, как разработчик, готовы дать что-то, что находится за пределами ожиданий пользователей?

Конечно, требуют. Продуктами 1С пользуется более 1 млн предприятий и порядка 4 млн человек. У каждого предприятия своя специфика, свои тонкости, бизнес-процессы, подходы, свои регионы с разными темпами жизни. Именно поэтому все наши типовые конфигурации поставляются с открытым кодом, и большая армия партнеров обеспечивает внедрение наших решений у клиентов. Они обеспечивают доведение продукта до того состояния, которое полностью удовлетворяет клиента, в том числе, реализует те пожелания, которые не учтены в типовой конфигурации, например в силу специфики.

Ну и на вторую часть вопроса я бы также ответил: конечно, да. Помимо того, что мы улучшаем у пользователя уже имеющиеся решения, мы также предоставляем ему новые возможности. Система автоматизации документооборота часто применяется для решения узких задач, например, организации архива финансовых документов, контроля исполнительской дисциплины, ну и других дополнительных возможностей. Например, подсистема управления мероприятиями, совещаниями, внешними встречами, которая позволяет перевести эти процессы из спонтанных и самоорганизующихся в более жесткие рамки. В частности, в рамках этой подсистемы ставится задача, чтобы мероприятия не выходили за определенное время, все поставленные вопросы были рассмотрены и по ним приняты решения, чтобы осуществлялся анализ проведенных мероприятий. И в каждом нашем продукте есть набор функциональности, который сейчас, сию минуту, еще не нужен, но может понадобиться уже завтра.

Какие вы можете выделить бизнес-задачи, которые актуальны сейчас, за пределами классической СЭД?

Здесь я бы выделил совместную работу сотрудников в самом широком смысле. Задачи классического документооборота все уже более-менее научились решать, для этого есть большое количество продуктов и методик, которые уже в коробке обеспечивают решение по учету входящих-исходящих. А вот дальше начинается совместная работа сотрудников. Здесь существуют свои правила: одни входящие обрабатываются по одним маршрутам, другие – по другим, и сейчас это держится на людях. Было бы правильно передать это системе, чтобы не люди тратили время на соблюдение регламентов, а программа сама способствовала правильной работе. Даже такая мелочь, как рабочее обсуждение каких-то организационно-распорядительных документов тоже должна быть в системе, потому что обсуждение должно сопутствовать документу. Поэтому, например, в «1C:документообороте», прямо в карточке документа сотрудники могут обмениваться мнениями в виде простого обсуждения

Инициатива государства в сфере ИТ или требования бизнеса наиболее сильно влияют на рынок в данный момент?

Сложно разделить: и то, и то. Конечно, активность государства очень заметна, видно, что предпринимаются реальные шаги, первые лица государства дают целевые указания, в том числе и на изменение законодательства, чтобы как можно большее число документов можно было перевести в электронный вид. Сейчас самая горячая тема, определяющая предложения от всех поставщиков, – это МЭДО и СМЭВ. У нас в комплект поставки уже входит все необходимое для МЭДО и есть методика подключения к СМЭВ. К сожалению, это не может быть включено в типовую поставку, потому что интеграция на уровне СМЭВ –всегда штучный товар.

С точки зрения требований бизнеса – с ростом бизнеса растет и порядок. И,  в общем-то, мы наблюдаем сближение технологий: технологии продаж, производства продуктов. Сейчас трудно найти ноу-хау, которого нет ни у кого, все работают примерно в равных условиях. Остается только момент тонкого тюнинга, позволяющего работать лучше, делать больше за меньшее время, с меньшими ресурсами.

Есть такой хороший анекдот: «Директора компании спрашивают: сколько сотрудников у вас работает? Он отвечает: примерно половина». Так вот, задача нашего продукта, чтобы работало сто процентов. Это требования бизнеса: ему нужно, чтобы люди не тратили время на второстепенные задачи, чтобы совещания не отвлекали сотрудников от работы, чтобы документы не проходили по бесполезным маршрутам, чтобы всегда можно было найти нужную информацию, и так далее. Поэтому бизнес тоже диктует свои требования к этому рынку и определяет то, что мы, как поставщики, этому рынку предлагаем.

Внимание к интерфейсам в сфере СЭД – каприз или прагматичное решение? Чем объясняется мода на интерфейсы?

Конечно, бывают и капризы, но в нашей практике – очень редко. СЭД затрагивает всех сотрудников предприятия, в программе они проводят существенное время, вся их деятельность так или иначе связана с документами, почтой, задачами. Качество работы по сути определяет качество жизни вообще, не только трудовой, но и личной. А то, сколько кнопок человек нажимает, в значительной степени определяет эффективность работы.

Например, у нас был проект по организации архива финансовых документов, где нужно было создать архив в 10 млн документов. На каждый из них заводилась учетная регистрационная карточка. Мы посчитали, что в типовом интерфейсе для регистрации документа человеку нужно было совершить 16 операций на ввод разных полей. Это, конечно, приемлемо для регистрации одиночных документов, но в случае значительных объемов документов – это нецелесообразно. Была разработана технология, с помощью которой больше половины реквизитов мы заполнили за счет интеграции с другими системами, а остальные реквизиты получили со сканированного образа документов. Таким образом, у пользователя осталось очень мало рутинной работы. И мы в своем продукте уделяем теме юзабилити очень много внимания, обязательно проводим юзабилити-тестирование. У нас есть специальная лаборатория, где респонденты, выполняют задания, максимально приближенные к реальным, а мы стараемся создать такой продукт, с которым удобно работать сразу, и не нужно проходить специальные курсы по работе с программами. Опыт показывает, что очень часто даже не требуется такой фазы, как обучение рядовых пользователей, программа достаточно проста, чтобы сотрудники могли освоить ее самостоятельно. Поэтому удобство интерфейса - это все-таки не каприз, а чистой воды прагматика.

Что касается моды на интерфейсы, то все представляется довольно простым. Конечно, это влияние бытовых устройств, которые нас окружают в повседневной жизни. Телефоны, терминалы, Интернет, механические устройства. Даже вагоны метро. Люди перекладывают этот опыт, эти паттерны и на программное обеспечение, которое для них тоже по большому счету является бытовым инструментом, как фен или чашка чая. То, чем они пользуются каждый день, по 8 часов, а в периоды сдачи отчетности – и по 24 часа в день. Поэтому развитие бытовых устройств сильно сказывается на том, чего пользователи ожидают и что они считают модным, а что нет.  

Что стало открытием для вас на выставке-конференции DOCFLOW-2012?

Бросается в глаза, что почти все поставщики говорили о том, что они вышли за рамки СЭД и двигаются в другие области, причем каждый в свою. Пока не знаю, как это правильно объяснить. Что касается нашего продукта – это всегда была система коллективной работы сотрудников. Классическая СЭД занимала значительную часть, но не доминирующую, всегда были и процессы, и взаимодействие сотрудников, и работа с файлами. И сейчас мы видим это у других, это интересный симптом, хотя пока и непонятно как его интерпретировать.

И в качестве еще одного наблюдения хотелось бы добавить про засилье мобильных устройств. Нет стенда, на котором бы не было планшета. В прошлом году ажиотаж вокруг планшетов был явно больше, сейчас же он утих, и видно, что люди научились использовать планшеты не только для «фана», но и для работы. И поставщики тоже показывают, как работать на планшетах. Это, конечно, не может не радовать.

Спасибо за интервью!

Источник: Эксклюзивно для ECM-Journal

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь