К вопросу "электронизации" межкорпоративного документооборота
Обмен юридически значимыми электронными документами между организациями – одновременно и хорошо известная и совершенно новая услуга, которая привлекает все больше внимания экспертов...
Обмен юридически значимыми электронными документами между организациями – одновременно и хорошо известная и совершенно новая услуга, которая привлекает все больше внимания экспертов (вот как раз недавно участвовал в подготовке мероприятия, посвященного этой теме: https://days.directum.ru/about.aspx). Новизну ей придает ожидание массового обмена транзакционными документами, которое вот-вот должно случиться, когда будет утвержден формат электронного счета-фактуры.
Именно счет-фактура долгие годы оставался камнем преткновения, последним из бумажных документов. Зная, какова доля НДС в бюджете страны, и как часто и в каких объемах компании пытаются «минимизировать» платежи по НДС, подтверждая свои права на его возмещение при помощи фиктивных первичных документов и счетов-фактур, становится понятна принципиальность ФНС в данном вопросе. Думается, что наличие аккредитованных посредников, множественные протоколы, подтверждающие весь путь движения документа, сама процедура выдачи сертификата позволят сделать обмен электронными счетами-фактурами достаточно защищенным, а сам документ – достоверным.
Но в данном посте все же хочется поговорить не о вопросах безопасности, хотя это, безусловно, очень интересная тема, а о следующем шаге – объединении внешнего документооборота с внутренним. Существует масса сценариев и предположений, как это будет осуществляться. Например, системы «внешнего» документооборота будут разрастаться в сторону «внутреннего», оттесняя «традиционные» СЭД, или же наоборот, изначально внутренние СЭД в процессе «глобализации» трансформируются в над-организационные информационные системы. Или же, следуя модному тренду социализации, все в итоге выльется в открытую социальную сеть для бизнеса.
В настоящий момент наиболее реальным выглядит интеграция внутренних и внешних систем документооборота, например, с помощью веб-сервисов. Не стоит забывать и про необходимость интеграции сервисов обмена разных операторов, то есть формирование единого информационного пространства, чтобы любой абонент любого оператора мог отправить документ другому абоненту, обсуживающемуся у любого другого оператора. Для этого необходимо стандартизовать формат контейнера (конверта, если перевести на «бумажные» технологии) и протокол межсистемного обмена. Все это требует координированной работы всех операторов – участников рынка юридически-значимого обмена электронными документами. Стоит отметить, что такая работа уже ведется.
С другой стороны, то есть со стороны предприятия, документ для отправки в систему ЮЗЭДО может поступать из нескольких информационных систем. Структурированные документы поступают из учетных систем, а «неструктурированные», то есть человекочитаемые – из систем «внутреннего» электронного документооборота. Действительно, производителям информационных систем проще поддерживать некий стандарт обмена, нежели писать отдельный коннектор под каждого оператора. Сдается, что от стандартизации выиграют и операторы обмена, и производители информационных систем.
Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть, это передача структурированных данных. Юридическая значимость и экономия на бумаге и почтовых расходах – это, безусловно, хорошо. Но «электронизация» межкорпоративного документооборота позволит решить и другую задачу – обмен оперативными данными между учетными системами. Задачка еще та, кстати. Те, кто самостоятельно налаживал такой обмен хотя бы между двумя организациями, знают, каких трудов стоит только синхронизация справочников товаров. Впрочем, есть и стандарты обмена учетной информацией, навскидку назову группу стандартов EDI и отечественную разработку – CommerceML. Интернет подсказывает и американский стандарт – ANSI ASC X-12. Да, кстати, операторы EDI обладают всеми необходимыми лицензиями, поэтому не удивлюсь, если они тоже захотят включиться в обмен счетами-фактурами. Ибо в клиентах у них, как правило, крупные торговые сети, в том числе с участием иностранного капитала.
Что ж, задачи перед участниками рынка стоят непростые, но они уже решаются. А начало – это уже полдела.
Комментарии 8
Причем, это именно XML-based обмен, т.е. информацией, а не произвольным контетом (пригодным только для ручной обработки).
Посмотри для начала на этот документ http://ubl.javest.com/flyers/UBL-2.1-Overview-for-Managers_v1.1-en.pdf, а потом уже, если заинтересуешься, можешь посмотреть http://ubl.xml.org/ или непосредственно страницу стандарта http://www.oasis-open.org/committees/tc_home.php?wg_abbrev=ubl (он стандартизуется в OASIS).
Опять вопрос в том, что подразумевать под термином "адекватность". На мой взгляд, признаком адекватности считается соответствие ожиданиям заказчика и сатисфакция его требований. В том числе, требований по интегрируемости во внешние контуры обмена.
Вадим, возможно мне показалось, но в этой фразе я слышу некий урок. Я же не вижу в сложившейся ситуации ничего прохого. Думаю, все дело в том, кто как понимает термин СЭД. Для меня СЭД=ECM, то есть информационная система, помогающая управлять корпоративной информацией. Я бы даже не стал добавлять "неструктурированной информацией". Какой информацией застаят управлять, такой и будет. На практике СЭД-ECM приходится решать массу разнообразных задач, которые не всегда можно характеризовать, как электронный документооборот,например, управление доверенностями, управление командировками, управление совещаниями, даже задачи управления бюджетными заяками. При этом им приходится оперировать достаточными объемами структурированных данных. И все это просто потому, что заказчика считает (его убедили), что предложенная вендором или интегратором, подвизавшемся на тучной ниве СЭД, информационная система эффективно решит его задачу. Эффективнее (дешевле, быстрее, полнее), чем добавлять функционал в уже эксплуатирующуюся ERP-систему, покупать или разрабатывать самостоятельно специализированное решение.