Прозрачность бизнес-процессов – первый шаг к управляемой организации
Прозрачность процесса – это возможность ответственных за принятие решений сотрудников мониторить, контролировать и управлять процессом для того, чтобы гарантировать его производительность и успешное завершение.
Андрей Власов, директор по развитию бизнеса Softforce
Прозрачность бизнес-процессов и в бизнесе в целом всегда была одной из самых горячих тем для обсуждения, когда дело доходит до внедрения систем электронного документооборота. Некоторые компании стремятся быть максимально прозрачными и открытыми, публикуя зарплаты своих сотрудников и системы их мотивации, другие, наоборот, не торопятся раскрывать все секреты своей «внутренней кухни». Выбор того, насколько быть открытой компанией, мы оставим на ваше усмотрение, а сегодня поговорим о прозрачности бизнес-процессов и почему это важно при внедрении СЭД.
Отсутствие прозрачности в бизнес-процессах - это один из факторов, сдерживающих развитие компании и ее эффективность. Делясь со своими сотрудниками устройством своих процессов, вы помогаете им понять, как работает компания, что в ней происходит, и кто за какой бизнес-процесс отвечает. Более того, прозрачные бизнес-процессы помогают вам как руководителю составить грамотные должностные обязанности и требования к сотрудникам и автоматизировать часть управления организацией.
Прозрачность бизнес-процессов
Прежде чем мы перейдем к разбору элементов, делающих бизнес-процесс прозрачным, давайте разберемся с самим термином «прозрачность» по отношению к процессу.
Прозрачность процесса – это возможность ответственных за принятие решений сотрудников мониторить, контролировать и управлять процессом для того, чтобы гарантировать его производительность и успешное завершение. Когда процесс прозрачен для всех задействованных в нем лиц, им проще понять, как он функционирует. Цель прозрачности процесса не только в его упрощении, но и в том, чтобы обратить внимание ответственных за принятие решений лиц на следующие показатели:
● Фактические показатели
● Нормативные показатели
● Опасения заинтересованных лиц
Когда процесс прозрачен, у сотрудников, принимающих решения, есть возможность сравнить фактические (текущие) показатели производительности с нормативными (ожидаемые) показателями и выявить расхождения, для устранения которых в дальнейшем вырабатывается план действий. В свою очередь, требования к процессу и ожидания заинтересованных лиц будут являться основным критерием оценки. В случае расхождений этих показателей при разработке плана их устранения ответственные лица будут придерживаться этих требований. При этом план изменений и корректировки не должен нарушать прозрачность процесса.
Теперь, когда мы разобрались с понятием прозрачности, давайте рассмотрим, что же делает процесс прозрачным и из каких элементов он состоит.
Архитектура прозрачного бизнес-процесса
Практика показывает, что наиболее прозрачные и эффективные бизнес-процессы имеют хорошую архитектуру, включающую, как минимум, следующие элементы:
1) Название бизнес-процесса. Короткое название, как правило, одно предложение, отражающее назначение данного бизнес-процесса.
2) Описание процесса. Короткое резюме процесса, два или три предложения, описывающие действующих лиц, задачу, документы, задействованные в бизнес-процессе, и его ключевые метрики.
3) Цель процесса. Для чего этот процесс выполняется, и какая бизнес-задача с помощью него решается.
4) Владелец процесса. Лицо, ответственное за данный бизнес-процесс, и, в первую очередь, заинтересованное в его успешном выполнении и эффективности.
5) Ресурсы процесса (входы). Ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (документы, запросы, карточки и т.д.)
6) Поставщики процесса. Лица, снабжающие бизнес-процесс всей необходимой информацией и ресурсами.
7) Результаты процесса (выходы). Ресурсы или выходные результаты процесса (документы, решения, продукты и т.д.)
8) Клиенты процесса. Лица, ожидающие выполнения данного процесса и получения его результатов.
9) Показатели процесса. Показатели, определяющие успешность и эффективность процесса.
10) Исполнители процесса. Лицо, непосредственно выполняющее данный процесс.
Это основные, но не все возможные элементы архитектуры. Более подробное описание бизнес-процесса может так же включать трудоемкость, длительность, среднее количество повторений за период, связь по входам и связь по выходам.
Визуализация бизнес-процесса
Хорошо описанные бизнес-процессы в компании будут бесспорно являться преимуществом и повысят их эффективность и прозрачность для сотрудников. Еще одной неотъемлемой частью прозрачности бизнес-процессов является их визуализация. В наше время тотальной визуализации информации (инфографика, презентации, отчеты и т.д.) мы уже привыкли к тому, что информация усваивается и запоминается быстрее, если она представлена визуально. В России на данный момент примерно 35% людей визуалы, причем их количество с каждым годом растет. В то время как в США они составляют 45%, и также наблюдается тенденция к их увеличению.
Еще одно преимущество в визуальном представлении бизнес-процессов на схеме, это возможность взглянуть на весь процесс как бы со стороны. Видя процесс от начала до конца, мы можем легко определить его узкие места и потенциальные проблемные зоны и своевременно внести корректировки. Если вы еще не визуализировали свои бизнес-процессы, мы настоятельно рекомендуем это сделать, результат не заставит себя долго ждать.
Показатели бизнес-процесса
Итак, у нас есть архитектура (подробно расписанный процесс), визуально представленная схема процесса, но для полной прозрачности бизнес-процесса нам не хватает еще одного элемента – это показателей, по которым мы сможем судить, насколько бизнес-процесс успешен. Управлять можно только тем, что можно измерить, и бизнес-процессы, в данном случае не исключение. Ниже представлены основные показатели успешности прозрачного бизнес-процесса:
1) Результативность. Мера результата полезного для клиента процесса. Другими словами, как часто достигается конечный результат бизнес-процесса (объем продаж, количество сделок, количество лидов и т.д.).
2) Эффективность. Соотношение достигнутого результата и затраченных ресурсов (стоимость привлечения клиента, конверсия продаж, средний чек и т.д.).
3) Производительность. Соотношение достигнутых результатов и человеческих ресурсов (Объем продаж на одного сотрудника, выручка на сотрудника, прибыль на сотрудника и т.д.).
4) Качество. Удовлетворенность клиента бизнес-процесса полученным результатом (удовлетворенность клиента, количество замечаний или жалоб, число ошибок и т.д.)
5) Активность исполнителей. Насколько активно исполнители работают над бизнес-процессом (затраченное время, скорость исполнения и т.д.)
6) Затраты ресурсов. Какие ресурсы затрачиваются на исполнения данного процесса.
7) Прибыль. Прямая или косвенная прибыль от данного бизнес-процесса.
Пользуясь этими показателями, вы сможете легко отслеживать эффективность и успешность ваших бизнес-процессов.
После того, как вы подробно описали свои бизнес процессы, вам проще будет разработать должностные обязанности сотрудников, так как они являются сводным описанием функций сотрудника во всех процессах, в которых он является исполнителем. Тоже самое касается и KPI, если вы решили внедрить эту систему оценки ключевых показателей. Работа, проделанная на этапе создания прозрачных бизнес-процессов, будет лежать в основе определения KPI для той или иной должности.
Не стоит забывать, что создание прозрачных бизнес-процессов в компании – это командная работа. В ней должны принимать участие все задействованные в них лица. Сам по себе этап создания бизнес-процессов способен внести много ясности и прозрачности в работу компании для сотрудников, а руководству организации получить прочную основу для развития и усовершенствования системы управления организацией.
Источник: Softforce
Комментарии 3
Андрей, спасибо за статью, все просто и прозрачно)) Хочется немножко дополнить описание архитектуры. В свое время показалась полезной статья Андрея Борисова "Что такое хорошо и что такое плохо при регламентации бизнес-процессов, или Как создать "правильный" регламент". В ней БП понимается как "последовательность взаимосвязанных процедур, выполняемых различными исполнителями и приводящая к получению законченного и значимого результата для организации" и предлагается описание в соответствии со следующей структурой:
Наталья, рад, что Вам понравилась статья и спасибо Вам за прекрасно дополнение в виде статьи Андрея Борисова. )) Уверен обе эти статьи помогут легко разобраться и описать бизнес-процессы тем, перед кем стоит такая задача.
Спасибо за информативную статью! Особо интересным показался подход к классификации показателей эффективности бизнес-процессов. Можно ли, однако, с уверенностью утверждать, что данные показатели основные? Например, в статье «Основы бизнес-процессов. Декомпозиция и характеристики» автор выделяет следующие характеристики:
(Ссылка на ресурс: https://deep-vision.one/knowledge/osnovy-biznes-processov-dekompoziciya-i-xarakteristiki.html). Отсюда могу сделать вывод, что основными показателями являются результативность и эффективность. У меня такой вопрос, существует ли единый перечень основных показателей эффективности бизнес-процессов, или же уместнее его подбирать индивидуально под каждый процесс? Хотелось бы услышать вашу точку зрения.