В чем разница между сервисами обмена, EDI, электронной отчетностью
Каждый из сервисов ЭДО решает определенные задачи. Сервисы могут дополнять друг друга, но не заменять. Выбирайте сервис, исходя из своих задач и потребностей.
Карина Кассис, Synerdocs
Смотрите, какое разнообразие: электронная отчетность, торговые площадки, EDI, сервисы обмена электронными документами, государственные порталы и т.д. Рынок предлагает десятки сервисов электронного документооборота (ЭДО), у каждого из которых свои история и предназначения.
Исходя из целевой аудитории, для которой разработан тот или иной сервис ЭДО, их можно классифицировать следующим образом:
B2B |
B2G |
G2B/C |
Сервис обмена электронными документами EDI Дистанционное банковское обслуживание Коммерческие электронные площадки |
Электронная отчетность Единая информационная система госзакупок (будет заупщена с 1 января 2016 г.) |
Портал госуслуг Личные кабинеты на официальных сайтах органов гос.власти (ФНС, Росреестр и др.) Информационная система нориата («еНОТ») |
В коммерческих взаимоотношениях «бизнес для бизнеса» популярны сервисы обмена электронными документами, EDI, системы ДБО и торговые площадки. Каждая крупная компания может одновременно быть подключена ко всем этим сервисам. В секторе «бизнес для государства» активно развиваются электронная отчетность и государственные торговые площадки. Электронные взаимоотношения государства с бизнесом и гражданами в последнее время самые стремительно развивающиеся. Практически каждый из нас уже зарегистрирован на портале госуслуг и обменивается цифровой информацией с контролирующими органами посредством личных кабинетов, размещенных на официальных сайтах ведомств. Впереди всех в этом направлении развивается ФНС.
Из-за разнообразия сервисов к нам часто обращаются с вопросами, чем отличаются операторы ЭДО от операторов ЭДО СФ, может ли EDI заменить сервисы обмена и др. Давайте систематизируем наши знания о сервиса ЭДО и остановимся подробнее на электронной отчетности, EDI и сервисах обмена электронными документами.
Электронная отчетность
Электронная отчетность – возможность компаний отправлять отчетность в контролирующие органы через Интернет. В России электронная отчетность появилась в 2000-х годах. Спустя 15 лет приобрела статус обязательной для большинства налогоплательщиков НДС.
Сервисы электронной отчетности предлагаются операторами ЭДО. Услуга предоставляется на коммерческой основе по модели абонентской платы. В среднем на представление электронной отчетности уйдет от 10 до 12 тысяч рублей в год без учета приобретения сертификата электронной подписи. При этом электронные декларации по НДС следует представлять исключительно через Оператора (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Иную бухгалтерскую или налоговую отчетность можно отправить через сайт ФНС абсолютно бесплатно. Об этом налоговая служба напомнила в письме от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@.
Электронные декларации по НДС следует представлять исключительно через оператора сервиса электронной отчетности. Иную бухгалтерскую или налоговую отчетность можно отправить через сайт ФНС абсолютно бесплатно. |
Двигатель электронной отчетности – налоговая служба, она была первопроходцем по настройке приемных комплексов и разработке соответствующего ПО на своей стороне. Сегодня электронную отчетность также принимают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральная служба государственной статистики и другие контролирующие органы.
EDI
EDI (Electronic Data Interchange) в переводе с английского языка «электронный обмен данными» – серия стандартов по передаче структурированной цифровой информации между контрагентами, основанная на регламентации форматов передаваемых сообщений. Первые стандарты EDI появились еще в конце 80-х годов прошлого века за рубежом. В Россию EDI проник вместе с продуктовым ритейлом в 2004-м году.
Услуги по обмену EDI-сообщениями предлагают EDI-провайдеры на коммерческой основе. С помощью EDI крупные торговые сети обмениваются большими объемами информации в структурированном виде. EDI предлагает обмен такими документами, как каталог товаров, заказ на поставку товара, подтверждение заказа, уведомление об отгрузке, инвойс, акт сверки взаиморасчетов и другие. Все эти документы формализованы и создаются согласно определенным EDI-стандартам.
Главная особенность EDI – технология не гарантирует юридическую значимость передаваемым документам и сообщениям, она не подразумевает использование усиленной электронной подписи. |
Стоимость EDI достаточно высока: от 3-х рублей до 1-го евро за отправку одного документа. Причина проста: рынок EDI в России формировали зарубежные провайдеры и их российские партнеры, до сих пор роль этих компаний достаточно сильна.
Сервисы обмена электронными документами
Сервисы обмена позволяют контрагентам обмениваться юридически значимыми счетами-фактурами, бухгалтерской первичкой и другими документами через Интернет. Сервисы начали свое развитие в 2012 году, когда на законодательном уровне появилась возможность выставлять счета-фактуры в электронной форме. Для сравнения: на Западе аналогичные сервисы работают с 2000-х годов.
Обмен электронными документами предлагается Операторами ЭДО СФ на коммерческой основе. Стоимость отправки одного счета-фактуры, в среднем по рынку, составляет от 5 до 9 рублей. При этом часто за стоимость одного документа можно отправить счет-фактуру и документ-основание – товарную накладную или акт. Входящий трафик, как правило, бесплатный.
Главная и отличительная особенность сервисов обмена по сравнению с EDI – обеспечение юридической значимости всех отправляемых документов. |
Помимо использования усиленной квалифицированной электронной подписи, юридическая значимость электронных документов достигается за счет множества других факторов. Это и определение правоспособности использования сертификатов ЭП, и соблюдение Регламентов обмена электронными документами, если таковые имеются (например, Регламент обмена электронными счетами-фактурами, утвержденный Приказом Минфина РФ N50н), и соответствие форматов и форм документов установленным действующим законодательством РФ требованиям, а также соответствие иным организационно-правовым требованиям, предъявляемым как со стороны законодательства, так и со стороны соглашений, заключенных между участниками электронного взаимодействия.
***
Каждый из сервисов ЭДО решает определенные задачи. Сервисы могут дополнять друг друга, но не заменять. Выбирайте сервис, исходя из своих задач и потребностей.
Источник: Audit-it
Комментарии 1
Есть у операторов и безлимитные тарифы, и специальные предложения, так что стоимость одного сообщения может быть и ниже :)
Ну и конкурировать EDI-операторы будут между собой, а не с ЭДО-операторами, поскольку, как Карина правильно заметила, сервисы EDI и ЭДО дополняют друг друга.