Архивные информационные технологии на современном этапе
Сейчас уже нет необходимости говорить о значимости информационных технологий для архивного дела, на повестке дня - обсуждение приоритетов в этой сфере, особенностей конкретных технологических решений, наиболее эффективных способах их использования.
Игорь Николаевич Киселев, заместитель начальника отдела обеспечения сохранности, государственного учета и автоматизированных архивных технологий Росархива.
Доклад был представлен на заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве по теме "Информационные технологии в архивном деле: актуальные проблемы и пути их решения" 4 июня 2008 года.
В современных условиях нет необходимости говорить о месте и значимости автоматизированных информационных технологий для архивного дела. Отошли в прошлое дискуссии о направлениях и допустимых границах использования компьютеров, на повестке дня - обсуждение приоритетов в этой сфере, особенностей конкретных технологических решений, наиболее эффективных способах их использования.
Информационные технологии сегодня применяются во всех без исключения направлениях архивной деятельности, хотя и в разной степени. Наиболее полно и результативно технологии используются в сфере научно-справочного аппарата и государственного учета, началось продвижение в области комплектования. Определенные шаги сделаны также в той части сферы обеспечения сохранности архивных документов, которая связана с информацией о состоянии документов. Что касается использования, то сделано и делается немало, но впереди - необозримое поле деятельности.
Никакая информатизация невозможна без технической инфраструктуры. Согласно отчетным данным, оснащенность отрасли компьютерами последних поколений заметно увеличилась. В федеральных архивах имеется 845 таких компьютеров, в государственных архивах регионов - 5 068, в муниципальных архивах - 3 652 компьютера. Много это или мало? Ответ может дать отчетный показатель, недавно введенный Росархивом, согласно которому по состоянию на 01.01.2008 г. на один современный компьютер приходится от полутора до трех штатных сотрудников архива, то есть оснащенность техникой остается недостаточной.
Наблюдается значительный рост локальных вычислительных сетей: в федеральных архивах развернуты 10 ЛВС, 187 - в госархивах субъектов Российской Федерации. В муниципальных архивах имеется 25 сетей, однако очевидно, что потребность этих архивов в ЛВС невелика.
Для четкого «разграничения полномочий» в сфере информационных технологий между центром и регионами, для устранения дублирования работ сразу обозначим функции, которые Росархив принял на себя:
● разработка и предоставление архивным учреждениям отрасли унифицированного общеотраслевого программного обеспечения;
● ведение общеотраслевых БД и представление в сети Интернет объединенных архивных информационных ресурсов;
● содействие льготному приобретению стандартного программного обеспечения.
Приведем иллюстрацию к последнему пункту. Как известно, благодаря усилиям Росархива федеральные архивы, госархивы субъектов РФ и муниципальные архивы включены в Программу академического лицензирования компании Microsoft. В прошлом году только федеральные архивы закупили 439 лицензий и лицензионных продуктов этой компании на общую сумму 672,6 тыс. рублей. При рыночной стоимости этих лицензий и продуктов в 2974,2 тыс. руб. реальная экономия составила 2301,6 тыс. руб. или 77%.
Для оценки пройденного пути в архивной информатизации и определения дальнейших шагов сопоставим ее цели и имеющиеся результаты, а затем сформулируем ближайшие задачи. Подчеркнем, что речь идет об усредненных тенденциях в общероссийском масштабе.
С самого начала процесса автоматизации архивной работы в центре внимания Росархива находилось построение автоматизированной системы централизованного государственного учета архивных документов. Основных причин для этого было две. Первая: в первой половине 90-х годов в ряде региональных государственных архивов появились разные компьютерные программы по учету со своим форматами данных. Было совершенно ясно, что если не ввести этот процесс в единое русло, то мы никогда не построим общую систему, поскольку главное условие ее существования - унифицированные структура и форматы описания архивных документов. Вторая причина состоит в том, что именно в процессе государственного учета накапливается информация, необходимая для всех остальных направлений архивной деятельности - прежде всего НСА, а также обеспечения сохранности, комплектования и использования. Так возник программный комплекс (ПК) «Архивный фонд», выполняющий функции базового программного обеспечения в системе госучета.
Важно подчеркнуть, что система изначально планировалась не как точная копия «карточной» системы централизованного госучета, а с более широкими информационными и функциональными возможностями.
Стратегическими целями автоматизированной системы централизованного госучета были определены следующие:
● полный охват архивов всех уровней и органов управления архивным делом;
● учет всех видов документации;
● полный учет архивных документов на уровнях фонд - опись - единица хранения;
● автоматизированное формирование архивных учетных документов.
По состоянию на 01.01.2008 г. в системе работают все 14 федеральных архивов с фондовой организацией документов. Число региональных государственных архивов, включенных в систему, достигло 211, т.е. 91% (оставшиеся 19 госархивов, как предполагается, войдут в систему в течение одного - двух лет); количество участвующих в работе системы муниципальных архивов составило 1246 (51,9%), эти архивы демонстрируют стабильно высокие темпы прироста, что позволяет прогнозировать их полное вхождение в систему в ближайшие годы; ПК «Фондовый каталог» ведут 53 субъекта РФ. Система в целом включает 1452 архива в 82 субъектах Федерации.
Традиционно основным показателем с точки зрения полноты государственного учета является количество описаний фондов, введенных в систему. По федеральным архивам этот показатель на 01.01.2008 г. составил 55,4 тыс. фондов, или 81,6% от паспортных данных. Государственные архивы субъектов РФ ввели в систему 398,3 тыс. описаний фондов (84,3% от паспорта). Вклад муниципальных архивов составил 166,3 тыс. описаний (48,5%). В целом введено 620,0 тыс. описаний, или 70,2% от всех фондов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах страны.
Увеличение информационного потенциала системы госучета предусматривает ввод в БД «Архивный фонд» сведений об описях (как частей фонда). В целом по отрасли в архивах введены данные о 913,2 тыс. описей, что составляет 58% от их количества по паспорту. Наилучших результатов здесь достигли государственные архивы регионов - 67,1% или 627,8 тыс. описаний. Ниже средних по отрасли показатели у федеральных (45,3%) и муниципальных архивов (44,3%). Значимость информации об описях заключается прежде всего в том, что она является необходимым элементом для точного подсчета объемных показателей госучета в архиве; во-вторых, эту ступень нельзя миновать при вводе информации о единицах хранения. Наиболее же важное обстоятельство - именно на этом уровне фиксируется с достаточной определенностью наличие в архивных документах сведений по личному составу, относящихся к конкретному фондообразователю.
В развитии системы, наряду с ее количественным ростом, в настоящее время на первый план выходит задача наращивания ее информационной полноты. Имеется в виду ввод информации по всем полям, обязательным к заполнению в соответствии с «Временным порядком автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации» (этот Порядок скоро перестанет быть «временным», став частью Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, разрабатываемого Росархивом взамен существующего Регламента государственного учета документов АФ РФ).
В заполнении БД «Архивный фонд» есть свои лидеры - регионы, в которых государственные и муниципальные архивы ввели основную информацию обо всех фондах и описях: Удмуртская Республика, Алтайский край, Краснодарский край, Калининградская, Нижегородская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. В 17 субъектах РФ 100% таких данных введены только госархивами. Наконец, в 4-х регионах только муниципальные архивы ввели все основные сведения на уровнях фонда и описи. Пять федеральных архивов (ГА РФ, РГАДА, РГАЛИ, РГАНТД, РГАСПИ) ввели основную информацию по всем фондам; РГАНИ, филиал РГАНТД и РГВИА ввели более 96% описаний фондов; процент введенной информации об описях в перечисленных федеральных архивах - от 85 до 100.
Вся приведенная статистика означает, что во многих архивов закончился или заканчивается важный и трудный этап длительной монотонной работы по вводу данных без немедленной отдачи, и наступило время пользоваться результатами работы - вести полноценный автоматизированный учет, получать сводные данные, автоматически формировать архивные учетные документы.
Процесс накопления информации в электронном формате об архивных документах подошел к моменту, когда на повестку дня выдвигается задача массового ввода в систему сведений на уровне единицы хранения (единицы учета). Эта работа в ряде архивов ведется. Государственные архивы регионов ввели в БД «Архивный фонд» 1 417,5 тыс. заголовков дел, муниципальные архивы - 1 291,9 тыс. заголовков. Эти цифры превышают общее количество записей на уровне фонда, однако они составляют соответственно лишь 1,0 и 2,3 процента от объема хранящихся дел. По федеральным же архивам в системе содержатся только 0,2% заголовков дел.
Задача ввода этих данных в архивах решается двумя путями. Архивы с небольшими объемами документов самостоятельно осуществляют ручной ввод. В других случаях используется так называемая массовая (или поточная) оцифровка описей - выбранная на конкурсной основе фирма вводит структурированные описания дел в стандартном формате (например, в формате MS Access) в базу данных, из которой информация легко может быть конвертирована в БД «Архивный фонд». Так, в ГА РФ и РГАЭ создан массив объемом около 2,5 млн. описаний единиц хранения, который может быть использован как самостоятельный информационный ресурс, а также как сведения для включения в БД «Архивный фонд».
Сформулированная выше цель по охвату автоматизированным учетом всех видов документации будет полностью достигнута в рамках 4-й версии ПК «Архивный фонд», разработка которой в настоящее время завершается. В новой версии программы добавляется возможность учета кино-, фоно-, видеодокументов, а также документов на электронных носителях. Можно будет распечатывать опись и, заверив ее надлежащим образом, получать полноценный традиционный документ госучета. Более полной автоматизации учета архивных документов будет способствовать и функция пересчета объемных показателей при движении документов. В программе будут также автоматически создаваться паспорт архива и практически все учетные формы, являющиеся приложениями к новым «Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации...».
Новая версия ПК «Архивный фонд» реализуется на современной программной платформе со своими внутренними форматами представления данных, что влечет за собой необходимость соответствующей модернизации ПО «Фондовый каталог» и «Центральный фондовый каталог». Разработка этих программ запланирована на 2009 год. Предполагается ежегодная передача из БД «Архивный фонд» в эти базы данных не только информации на уровне фонда, как это происходило в «карточной» системе централизованного госучета, но и сведений на уровнях описи и единицы хранения. Передача такого состава информации об архивных документах диктуется не столько потребностями госучета, сколько необходимостью формирования межархивного НСА регионального и отраслевого масштаба.
Продолжается работа по автоматизации процессов комплектования архивов. Прошла опытную эксплуатацию первая пробная версия ПО «Источники комплектования», главная цель которой (как и 1-й версии ПК «Архивный фонд») - сбор замечаний и предложений для уточнения структуры и функций программы. Сейчас ведется анализ присланных предложений и формируются технические требования к промышленной версии программного обеспечения.
Важнейшим шагом в деле обеспечения сохранности станет реализуемая в 4-й версии «Архивного фонда» возможность создания и хранения фонда пользования. В ней (как и в 3-ей версии) предусматривается ввод описаний на уровне отдельного документа, но при этом к описанию можно будет присоединять файлы любых форматов. Таким образом, можно будет сканировать и предоставлять пользователям не только тексты документов, но и их изображения, цифровые копии фотоотпечатков и негативов, фоно-, кино- и видеозаписей.
В сфере НСА автоматизированные архивные технологии оказывают сильное влияние на способы создания и ведения научно-справочного аппарата к архивным документам, а также принципиально изменяют характер доступа пользователя к НСА и способы поиска информации.
В действующей версии ПК «Архивный фонд» архивист имеет возможность создавать электронный аналог описи, автоматически формировать структурированные тексты путеводителей по фондам архива с необходимыми видами указателей к путеводителю, краткие справочники, различного рода тематические перечни фондов и дел, вести любого вида каталоги. В 4-й версии программы можно будет также создать реестр описей как отдельный справочник. «Фондовый каталог» позволяет автоматически формировать тексты межархивных справочников, вести каталоги. Главное в указанных в этих программах заключается не столько в подготовке печатных изданий, сколько в их способности непосредственно выполнять функции электронного НСА.
Все более значительную роль информационные интернет-технологии играют в сфере использования архивных документов. Если говорить о внутриархивном сегменте использования, то, как представляется, на общеотраслевом уровне логично разработать и предоставить архивам типовое решение по автоматизации работы читального зала. Росархив приступил к этой работе. Близка к завершению разработка действующей модели ПО под условным названием «Контроль и учет движения дел и документов в архиве», в функции которого входит учет пользователей читального зала, автоматизированное формирование требований (с помощью электронных описей), передача требований по локальной сети в хранилище и т.д.. Системой фиксируется, где фактически находится дело в каждый момент времени, формируются статистические отчеты по использованию архивных документов, выполняются некоторые другие функции. Ясно, что система должна сопрягаться с информацией, накопленной в БД «Архивный фонд». ПО ориентировано на крупные архивы, в дальнейшем будет решаться вопрос о подготовке его упрощенного варианта для муниципальных архивов.
Как известно, в использовании архивных документов есть функции факультативные и строго обязательные. Можно не подготовить виртуальную выставку, не опубликовать отчет о мероприятии, но нельзя проигнорировать миллионы социально-правовых запросов. Современные информационные технологии могут, по крайней мере, сократить сроки их исполнения, ощутимо компенсировать хроническую нехватку архивных кадров на этом направлении. Росархив в течение последних лет не прекращает попыток получить необходимые финансовые средства для создания и ведения единой базы данных по местам хранения документов по личному составу (сначала - по федеральным архивам, затем по архивам отрасли, архивам организаций). В настоящее время появились перспективы получения государственной поддержки этого нужного и для архивов и для граждан проекта.
● Определены конкретные методики построения и функции специализированных архивных технологий.
● Определены составы и структуры формируемых информационных массивов баз данных.
● Внедрено или находится в процессе разработки общеотраслевое программное обеспечение по основным направлениям архивной деятельности.
● Введены в базы данных и практически используются значительные архивные информационные ресурсы.
Результаты свидетельствуют, в частности, о том, что общими усилиями создана основа для построения интегрированной информационной системы государственного (муниципального) архива, и эта задача, сформулированная как стратегическая более 10 лет назад, переходит теперь в практическую плоскость.
Необходимость такой интегрированной информационной системы архива очевидна, ибо она позволит оптимизировать информационные массивы и потоки, устранить дублирование функций и данных при информатизации различных направлений архивной деятельности.
Модель (логическая схема) этой системы, как представляется, состоит из ряда связанных между собой информационных и функциональных блоков. Информационным ядром ее является хранилище описаний документов на всех уровнях, а также массив оцифрованных образов документов (фонд пользования), «прикрепленных» к описаниям документов. Блок «Учет» формирует и хранит паспорта, результаты проверок наличия, другие архивные учетные документы. В блоке «Сохранность» регулярно формируются и хранятся сведения о состоянии документов, соответствующие отчетные формы, паспорта архивохранилищ, и т.п. Блок «НСА» ответствен за формирование справочников, ведение каталогов и указателей. В блоке «Комплектование» сосредоточены данные об организациях-источниках комплектования архива и о хранящихся в них документах, о работе с источниками комплектования, формируется статистическая отчетность. Из этого же блока информация о принятых документах после обработки поступает в основное хранилище. В блоке «Читальный зал» сконцентрирована информация о пользователях, о выдаче дел, формируются сведения о степени востребованности архивных документов, и др. Частью системы является блок «Запросы и услуги» с очевидными функциями.
Во внедрении автоматизированных архивных технологий остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров. В этой связи хотелось бы отметить, что для отдельных видов информационных работ архиву не обязательно содержать в штате высококвалифицированных программистов. Сейчас в стране активно развивается рынок информационных услуг, в том числе и для архивов. Появились коммерческие организации, готовые создавать архивное программное обеспечение, проводить массовую оцифровку документов и описей, разрабатывать архивные сайты, обслуживать технику и стандартное ПО. Практика федеральных и региональных архивов свидетельствует о том, что услуги таких фирм - зачастую более реалистичный путь решения задачи, нежели попытки выполнить работу собственными силами.
Важной и далеко еще не полностью освоенной и оцененной архивистами сферой применения информационных технологий в архивном деле является сеть Интернет. Перед архивными сайтами открыты огромные возможности, которые неуклонно расширяются вместе с технологическим прогрессом.
Основные цели присутствия архивов в Интернете в самой сжатой форме выглядят следующим образом:
● предоставление общей справочной информации об архивных документах и архивах;
● постоянное информирование об архивной деятельности;
● содействие поиску архивных документов и получению архивных услуг;
● взаимное информирование архивистов и обсуждение профессиональных архивных вопросов;
● популяризация архивного дела, формирование позитивного имиджа архивов у граждан и общества.
За последние годы на архивных сайтах размещен огромный и разнообразный материал, в целом соответствующий сформулированным целям, растет интерактивное взаимодействие архивов с пользователями сайтов. В этой статье нет возможности для детального анализа всех достоинств, недостатков, особенностей архивных сайтов по каждому из перечисленных направлений. Однако для обсуждения этой проблематики недавно появилась своя площадка - научно-практический семинар-совещание «Российские архивные сайты: опыт, проблемы, перспективы развития» (май 2007 г., Чебоксары; май 2008 г., Московская область).
В соответствии с рекомендациями первого из этих семинаров проведен мониторинг сайтов федеральных архивов, органов управления архивным делом и государственных архивов субъектов РФ (экспертную оценку по 53-м критериям осуществляла Е.В.Боброва, контент-девелопер портала «Архивы России»). Первые пять мест заняли сайты ГА Пермской области, Главархив Москвы, Архивная службы Республики Татарстан, ГАС Удмуртской Республики, РГАНТД и «Архивы Карелии» (поделили пятое место). В итоговой таблице (будет опубликована на портале «Архивы России» вместе с методикой мониторинга) обращает на себя внимание огромный разброс в качественном уровне архивных сайтов - первые пять позиций занимают сайты, получившие от 89 до 115 баллов, в то время как 28 сайтов (из 66) набрали менее 30 баллов.
Процесс архивного сайтостроения только разворачивается, причем в трудных кадровых и финансовых условиях. В настоящее время представительство отрасли в сети выглядит так: отраслевой портал «Архивы России»; 6 сайтов федеральных архивов; всего лишь 34 сайта органов управления архивным делом и 26 сайтов региональных государственных архивов. Здесь учтены только самостоятельные сайты, количество кратких страничек на сайтах вышестоящих и сторонних организаций как минимум удвоило бы приведенные цифры. Однако все эти странички никак нельзя признать сколько-нибудь полноценным архивным представительством в Сети, они содержат лишь краткую справочную информацию, дополненную иногда текстом Положения об архиве или органе управления, в редких случаях также общим перечнем архивных услуг.
Можно ожидать, что в ближайшее время число архивных сайтов существенно возрастет. Стимулом должна послужить одобренная Распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.». В документе под термином «электронным правительство» подразумевается «новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов». Среди приоритетов Концепции - создание всеми органами власти самостоятельных сайтов и обеспечение через них доступ к ведомственным информационным системам. Применительно к архивной отрасли речь пойдет, несомненно, о широком открытом доступе к научно-справочному аппарату.
В этом направлении архивы ведут постоянную работу. На портале «Архивы России» размещены 115 справочников, на других архивных сайтах представлены еще 196 справочников различных типов и видов. Эти цифры, конечно, впечатляют, доступность НСА для пользователя расширяется - по сравнению с традиционными формами представления справочников. Однако в современных условиях этого результата уже недостаточно. Проблема в том, что архивные справочники размещены на 42-х сайтах, то есть пользователь должен разыскать каждый сайт, на нем - НСА, и затем начать поиск документов. В то же время современные интернет-технологии позволяют создать единый ресурс (физически находящийся на одном или на нескольких связанных сайтах) в унифицированном формате, с едиными правилами представления и поиска информации. Прототипом такого ресурса является база данных «Путеводители по российским архивам», размещенная на портале «Архивы России». Она содержит структурированную информацию 60 путеводителей по федеральным и региональным архивам общим объемом в 103 тыс. описаний фондов. Еще одним чрезвычайно важным и перспективным технологическим свойством этого ресурса является то, что информационное наполнение этой базы данных доступно для поисковых машин Интернета. Отсюда и высокая востребованность ресурса пользователями - в среднем 1400 посещений в сутки.
В применении информационных технологий имеются две составляющие - создание информационных ресурсов и способы работы с этими ресурсами. Можно констатировать, что по обеим составляющим архивами пройдены критические точки в наращивании информационного потенциала, приобретения опыта, разработки специальных технологий, и наступило время решать задачи расширения и повышения эффективности использования накопленных ресурсов, разностороннего применения наработанных технологий.
Использование информационных технологий в архивном деле становится все более разнообразным, они постепенно проникают во все направления архивных работ, превращаясь из экзотики в привычную, неотъемлемую и все менее выделяющуюся часть архивной повседневности. И в этом третий и, быть может, самый воодушевляющий итог современного этапа внедрения в практику автоматизированных архивных технологий.
Источник: Архивы России
Комментарии 0