Наверх

Чек-лист при вступлении в налоговый мониторинг

Время чтения: 7 минут
0
Чек-лист при вступлении в налоговый мониторинг

На новую форму налогового контроля сейчас переходит все больше компаний: в 2024 году количество участников увеличилось до 124, против 106 годом ранее. Одних привлекает репутационная выгода, других — отсутствие камеральных проверок.

Владелец продукта НОТА ВИЗОР Александр Кочетков рассказал, о чем важно помнить крупному бизнесу при переходе на ускоренный режим обмена данными с ФНС.

Убедитесь, что вы можете вступить в режим налогового мониторинга

При всех преимуществах новой формы налогового контроля перейти на нее может далеко не каждая компания. Организации, желающие подключиться к мониторингу, должны соответствовать ряду требований:

  • сумма налогов компании за год до подачи заявления не должна быть менее 100 млн рублей;
  • суммарный объем полученных доходов должен превышать или равняться 1 млрд рублей;
  • совокупная стоимость активов должна составлять не менее 1 млрд рублей.

Эти критерии не распространяются на резидентов территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны, а также на участников промышленного кластера. Такие организации могут принимать решение о подключении, самостоятельно оценивая свои возможности.

Не обязаны соответствовать требованиям и участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Однако для них переход в налоговый мониторинг не опционален, а обязателен: их задача — подключиться в течение трех лет или отказаться от СЗПК в одностороннем внесудебном порядке. Безусловно, бизнес всячески стремится уложиться в предписанные законом сроки из-за привлекательных условий, предлагаемых соглашениями. В частности, после перехода на налоговый мониторинг компания сможет уменьшить сумму выплат в ФНС на сопутствующие затраты и таким образом вернуть вложенные за несколько лет средства.

Выберите подходящий вариант подключения к налоговому мониторингу

Существует три способа подключения к новому режиму взаимодействия с ФНС:

  • через телекоммуникационный канал связи (ТКС);
  • с помощью открытого доступа к информационным системам;
  • с использованием витрины данных, в которой хранятся документы бухгалтерского, налогового учета, а также информация по организации внутреннего контроля.

Первый из перечисленных вариантов практически потерял актуальность: с 1 января 2026 года взаимодействие ФНС и компаний по этому каналу будет прекращено.

Подключение ФНС к информационным системам компании — один из наиболее доступных способов перехода на налоговый мониторинг, однако и здесь есть факторы, которые важно предусмотреть. В частности, настроить доступ к разным видам документов и разным подразделениям крупных компаний. Кроме того, если сотрудники налоговой службы не смогут разобраться в имеющихся данных (у каждой организации своя система, а то и несколько, и многие из них требуют обучения), это будет противоречить требованиям открытого доступа. А подключение новых пользователей станет дополнительной нагрузкой на ИТ-отдел.

Витрины данных привлекательны возможностью совместной работы большого числа пользователей и высоким уровнем стандартизации. Существенно облегчить взаимодействие с витриной может коннектор, приложение для автоматизированного обмена данными с ФНС России. Его возможно приобрести как отдельно, самостоятельно интегрировав с витриной, так и в комплекте с ней. Вендоры, как правило, предлагают эти элементы ПО единым пакетом.

Как «приручить» налоговый мониторинг? Рекомендации вендора и ФНС по выбору электронного архива документов Однако перед приобретением витрины и коннектора следует внимательно проанализировать внутреннюю систему хранения документов и формирования отчётности. Для этого можно свериться с инструкциями, которые регулярно выпускает налоговая служба, чтобы облегчить компаниям переход на новую форму контроля. С ними можно ознакомиться.

Проверьте готовность ИТ-инфраструктуры

Для подключения к налоговому мониторингу необходимы средства криптографической защиты информации (СКЗИ), причем соответствующее оборудование должно быть в наличии уже к моменту подачи заявки на вступление в новый режим. При выборе производителя надо помнить о списке компаний, одобренных ФНС.

Сложность в том, что, по оценкам экспертов, сейчас на рынке дефицит СКЗИ. Однако эта проблема решается просто — с помощью аренды оборудования у специализированных ИТ-компаний. Главное, чтобы у поставщика имелась соответствующая лицензия ФСБ. Кроме наличия СКЗИ следует проверить, реализованы ли в компании сценарии информационного взаимодействия с ФНС.

Нельзя просто взять и вступить в налоговый мониторинг. Мнение экспертов Еще один важный пункт — в ИТ-инфраструктуре компании должно быть электронное хранилище документов (ЭДО). Чем лучше вы автоматизируете и выстроите его, тем проще будет предоставлять отчетность налоговой службе.

Оцените систему внутреннего контроля (СВК)

Она должна упорядочивать финансово-хозяйственную деятельность организации, обеспечивая правильный расчет и своевременную уплату налогов, сборов и страховых взносов, достоверность отчетности, соблюдение законодательства, а также мониторинг результатов контрольных процедур. ФНС подробно описывает требования к элементам СВК — контрольной среде, системе управления рисками, контрольным процедурам.

Подготовку документов по СВК можно назвать одним из самых трудных этапов перехода на налоговый мониторинг. Сложность в том, чтобы прописать всю информацию в формате, утвержденном ФНС. В каждой организации, как правило, есть система внутреннего контроля, однако она далеко не всегда формализована: все и так понимают, что это нужно делать, но нигде этого не фиксируют. Поэтому изложить ее на бумаге согласно требованиям налоговой службы не всегда легко. В этом вопросе целесообразно обратиться к внешним консультантам: они помогут быстро и качественно подготовить все необходимые документы, если в организации нет сотрудников с такими компетенциями.

Заранее продумайте, как избежать подводных камней

Самый распространенный камень преткновения при переходе на налоговый мониторинг — справочник видов документов (СПВДОК). Он унифицирует документы, направляемые в АИС «Налог-3». Бизнес активно ищет способ удобно организовать кодификацию, и во многих компаниях номера присваивают непосредственно в системе учёта на этапе формирования документа. Мы рекомендуем заранее зафиксировать в организационно-распорядительных правилах подход к процессу идентификации документов, опираясь на СПВДОК.

Составьте дорожную карту

Это необязательно, но очень облегчит вам работу. Дорожная карта делает рабочие процессы более структурированными. Поначалу подключение может показаться новичку сложной задачей, однако если разбить её на множество шагов и подзадач, определить сроки выполнения, переход на новый режим выглядит понятным.

Безусловно, при необходимости вы всегда можете консультироваться со своим налоговым инспектором. Однако это не снижает значимости дорожной карты: она позволяет убедиться, что вы подаете заявление о вступлении в налоговый мониторинг с полным пониманием своей готовности к подключению.

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь