Цифровизация в судах: вчера, сегодня, завтра
Судебные дела в России всё чаще рассматривают в онлайне. В качестве доказательств участники спора используют электронные документы, а для показаний привлекают операторов ЭДО. Почему цифровизация в судах ускорилась в 2020 году, что было до и будет после?
Судебные дела в России всё чаще рассматривают в онлайне. В качестве доказательств участники спора используют электронные документы, а для показаний привлекают операторов ЭДО. Почему цифровизация в судах ускорилась в 2020 году, что было до этого и каких изменений ещё ожидают эксперты? Ответы – в обзоре ECM-Journal.
Первое заседание по видеоконференцсвязи в арбитражном процессе в России прошло в 2010 году. Позже участники разбирательств стали представлять электронные документы в суды, а дела между судьями начали распределять автоматически. Информация о ходе разбирательств появилась в интернете.
В 2017 году произошло ещё одно важное событие – арбитражные суды начали принимать все документы в цифре. Тогда же утвердили порядок их представления и закрепили электронное правосудие в процессуальном законодательстве.
Цифровизация продолжается. Уже сегодня онлайн-заседания по арбитражным делам доступны в 97 российских судах, хотя ещё в апреле 2020-го их было всего лишь 19. |
Мощным стимулом ИТ-развития судебной системы стала пандемия. Когда многие госучреждения закрывали двери для посетителей, удалённое рассмотрение споров стало единственной возможностью работы судов. И если в последние годы представители юридических сообществ заявляли о торможении в цифровизации российского правосудия, то последние события в стране и в мире, наоборот, ускорили процесс.
Оператор ЭДО: третий, но не лишний
Переходить на электронный документооборот представителям бизнеса помогают доверенные операторы ФНС. Они поддерживают юридическую значимость документов, следят за изменениями законодательства и вносят соответствующие коррективы в работу системы. Пользователи могут не думать о том, что изменилось в порядке обмена счетами-фактурами или в требованиях к электронной подписи. Об этом позаботится оператор. Но может ли он как-то помочь клиенту, которого ожидает судебное разбирательство?
Ольга Демина, ведущий эксперт Контур.Диадок: «Закон обязывает суды принимать электронные документы, но нельзя забывать про форматы. Например, не стоит прикладывать к делу xml-файлы — у судов нет средств для их чтения. Лучше выслать визуальную форму документа с отметкой о подписании. Операторы электронного документооборота (ЭДО) помогают соблюдать требования законодателя. Документы, сформированные в системе, автоматически соответствуют формату, утверждённому нормативно-правовыми актами. Представить их суду можно в любое время: электронный архив хранит файлы бессрочно. Если у абонента возникнут вопросы о том, как найти нужный документ и выгрузить его в корректном формате, он может обратиться к своему оператору за помощью или консультацией». |
«Оператор может выступить третьим лицом в суде для дачи пояснений по делу или представить доказательства, – комментирует Артём Манушкин, руководитель юридического отдела Edisoft. –Например, он может подтвердить или опровергнуть факт передачи документа, дать развёрнутые пояснения относительно процесса и форматов ЭДО. Роль оператора в судебном деле может быть решающей. Мы регулярно делаем выгрузки документов и письменные объяснения для клиентов. Они используют это в судебных заседаниях».
В отличие от арбитражных судов, которые начали принимать электронные документы с 2017 года, в судах общей юрисдикции цифровизация идёт медленнее. К сожалению, сегодня некоторые из них по-прежнему не готовы отказываться от бумаг.
Чем вызван столь медленный переход на электронный документооборот в сфере правосудия? «В России ещё есть населённые пункты, где нет бесперебойного доступа к интернету, и не все граждане знают о новых технологических возможностях, – отвечает Артём Манушкин. – Чтобы поучаствовать в заседании, сегодня не нужна квалифицированная электронная подпись. Достаточно авторизоваться через Госуслуги и иметь подтверждённый аккаунт, а это сделано далеко не у всех граждан РФ».
По словам эксперта, в судах понимают, что если разработать примитивный доступ к правосудию, то возрастёт количество обращений. «Например, если иск можно подать двумя кликами на сайте и по любому поводу, – уточняет он. – Пострадает и сам процесс. Представьте, что вы – ответчик в суде. В какой-то момент вы понимаете, что у вас не хватает доказательств, и отключаете интернет или создаёте другие помехи. Что делать в таком случае судье? Пока ответа нет».
Фемида требует перемен
Вопрос о направлении, в котором будет двигаться дальше судебная власть, вызывает у экспертов особый интерес. Многим любопытно, какие новые механизмы, инструменты появятся в области ЭДО. Ответ есть в реализации суперсервиса «Правосудие онлайн», который разрабатывает Министерство юстиции РФ.
Представители ведомства сообщают, что планируется создать такую систему, которая бы позволила суду и участникам передавать информацию в онлайне. Своими опасениями по этому поводу вновь делится Артём Манушкин: «В первую очередь необходимо обеспечить непрерывность процесса. Пока не будет бесперебойного доступа к ресурсу, вряд ли можно будет перевести в онлайн все процессы».
По словам Татьяны Жигаловой, бизнес-аналитика Synerdocs, сомнения также вызывает вопрос онлайн-распознавания участников спора. Министерство юстиции настаивает на применении Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также Единой биометрической системы (ЕБС). Однако Верховный суд РФ эту точку зрения не поддерживает, так как не все граждане в полной мере обладают техническими возможностями для использования этих инструментов.
Читайте также: Электронное правосудие. Как оформить скриншот и выиграть дело |
Что нас ждёт дальше
Если все суды полностью перейдут на электронный документооборот и станут проводить онлайн-заседания, представители бизнеса получат множество преимуществ. Какими они будут?
Татьяна Жигалова, бизнес-аналитик Synerdocs: «Цифровизация правосудия положительно скажется на скорости оформления процессуальных документов. Уменьшатся затраты на отправку почтовой корреспонденции. Для участников разбирательств такая цифровизация – это экономия времени и финансов, которые затрачивается на присутствие в зале суда. В условиях обширной территории нашей страны такое изменение является важным плюсом». |
Хорошим решением, по словам Артёма Манушкина, было бы проведение предварительных заседаний в режиме видеоконференций с дальнейшей возможностью участвовать в заседании офлайн. И это логично – большинство адвокатов скажут, что предпочли бы очно присутствовать в суде, потому как в процессе огромную роль играет живое общение.
А что в других странах?
Как отмечает Татьяна Жигалова, дальше всех в цифровизации судов продвинулись в Китае. Там используют системы, которые помогают выносить приговоры по тяжким преступлениям (убийство, грабёж). Исковые заявления рассматриваются прямо в мессенджере, а материалы дела оценивает искусственный интеллект. Окончательное решение остаётся за судьей, который может изменить «приговор машины». Популярностью пользуются торговые споры, дела в области авторского права и электронной коммерции.
В американских судах нередки случаи, когда процессы проходят в формате телеконференций. Участникам дистанционных заседаний в США официально рекомендуют не использовать громкую связь и находиться в шумных помещениях. Иначе можно получить штраф от судьи и попасть в «чёрный список» нарушителей. А в худшем случае вы увеличиваете шансы больше не быть допущенным к процессу онлайн.
Особое внимание, по мнению Татьяны Жигаловой, привлекает судебная система в Гонконге. Она автономна от китайской. Судьи свободны в праве выбирать, как будет проходить процесс – через обмен документами, слушание или онлайн-связь. |
«Что касается Европы, то там внедрение цифровых платформ в судебной сфере осложнено жёсткостью законодательства, регулирующего обработку персональных данных, – напоминает Артём Манушкин. – Во Франции недавно запустили в работу систему электронного документооборота между государственными органами PORTALIS. Не в полном объёме пока функционирует система электронного правосудия PPN Lab».
А в Дании, по словам эксперта, с 2018 года большая часть гражданских и коммерческих споров проходят полностью в электронном формате, заседания проводятся в онлайн-режиме. Их подход больше напоминает удовлетворение потребностей государства, а не необходимости в этом граждан и бизнеса. Всё-таки, по мнению Артёма Манушкина, очевидно, что по некоторым делам граждане должны иметь право очного присутствия в суде.
Так или иначе, но все эксперты сходятся в одном – ЭДО в судебной системе России и других стран развивается, пусть и не так стремительно, как хотелось бы. И чем больше жизнь даёт человечеству испытаний, тем чаще они отражаются на деятельности судов.
Ещё по теме: Как взыскать долг с контрагента, если вы используете электронный документооборот? |
Комментарии 0