Денис Ветчинкин, KPMG: Налоговый мониторинг — новый подход к взаимодействию бизнеса и государства
Приостановят ли текущие санкции развитие налогового мониторинга? С какими сложностями сталкиваются компании, планирующие перейти на новую форму контроля? Какой уровень цифровизации необходим для плавного вступления в налоговый мониторинг?
Денис Ветчинкин
отвечает на вопросы редакции ECM-Journal
Денис — руководитель технологической группы, старший менеджер направления Налоги и юриспруденция в KPMG, эксперт конкурса Directum Awards 2022.
— У государства грандиозные планы по переводу бизнеса на налоговый мониторинг (НМ). Как вы считаете, с учетом новой волны санкций, не пострадают ли планы ФНС? В частности удастся ли перевести на новую форму налогового контроля заявленные ранее 7827 компаний?
Мы считаем, что внешние санкции не будут являться фактором смены и приостановления текущего вектора развития налогового мониторинга.
В принятой в 2020 году Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга ФНС России обозначала число компаний, которые потенциально будут соответствовать сниженным суммовым критериям — порогам вступления в НМ.
К 2022 году таких компаний было выявлено 3879, к 2024 году их число должно было увеличиться до 7827 компаний.
При этом озвученное количество компаний не являлось плановым показателем по общему количеству участников налогового мониторинга, повышение доли новых участников налогового мониторинга планировалось на уровне не ниже 10 процентов ежегодно.
Согласно текущей статистике, заявленные планы ФНС полностью выполняются, более того — налоговый орган работает на опережение.
В 2021 году количество участников налогового мониторинга возросло на 120%, а в 2022 году — планируется увеличение на 62%. Количество компаний каждый год растет динамичными темпами — по оценке ФНС предварительной заявочной кампании в 2022 году фактическое количество участников налогового мониторинга составит 339 организаций.
Таким образом, есть все основания полагать, что тренд на существенный прирост компаний — новых участников налогового мониторинга, сохранится. В том числе планируемые показатели будут увеличиваться за счет принятой Правительством РФ директивы, предписывающей госкомпаниям — акционерным обществам и их многочисленным дочерним компаниям, по возможности подключаться к системе налогового мониторинга, а также за счет планируемых предложений сделать механизм налогового мониторинга обязательным для получения государственных гарантий по инвестициям — при заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) по новым инвестпроектам.
— Как влияет в целом введение налогового мониторинга (НМ) на построение цифровой экономики России?
Требования налогового мониторинга изначально построены с учетом положений национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», базируются на них и прямым образом связаны с целями национальной программы и являются инструментами их достижений.
Взаимосвязь между проектами в рамках Цифровой экономики и налоговым мониторингом явно прослеживается на примере Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга в Российской Федерации.
Например, применяемый подход к обработке данных налогоплательщиков планируется корректировать с учетом разрабатываемых стандартов обработки массивов больших данных.
Помимо того, на базе проектов Цифровой экономики для целей развития расширенного информационного взаимодействия в рамках налогового мониторинга предполагается разработка и утверждение требований к информационным системам налогоплательщиков, к которым предоставляется доступ налоговым органам, требований по криптографической защите информации, а также форматов документов (информации), содержащихся в информационных системах налогоплательщиков.
На текущий момент ФНС России четко следуют намеченной программе — так, например, 1 марта 2022 года на правовом портале был публикован проект приказа об утверждении требований к информационным системам организации, к которым предоставляется доступ налоговым органам.
Также налоговый орган опубликовал на своем сайте перечень средств криптографической защиты канала связи, допустимых к использованию в рамках налогового мониторинга, а также разместил Регламент взаимодействия через информационную систему организации при проведении налогового мониторинга, в котором в том числе был зафиксирован справочник видов первичных учетных документов, возможных к истребованию у налогоплательщиков по ст. 93, ст. 93.1, 105.29 НК РФ.
— С какими сложностями при внедрении витрины данных у клиентов вы чаще всего
сталкиваетесь?
На практике большинство компаний, планирующих переход на налоговый мониторинг, сталкиваются с проблемами недостаточного уровня автоматизации в процессах ведения налогового учета, организации системы внутреннего контроля и централизованного хранения первичных учетных документов в едином электронном архиве.
Со своей стороны мы обладаем большим опытом решения подобных проблем у различных налогоплательщиков и применяем комплексный подход — начиная с диагностики текущего состояния автоматизации ведения учета и имеющейся ИТ-инфраструктуры, последующей выработки видения целевых схем, процессов и методологии раскрытия данных для налогового органа в зависимости от имеющейся специфики компании, и заканчивая внедрением ИТ-систем, к которым предоставляется доступ налоговому органу в рамках режима налогового мониторинга.
— Как компании подготовиться к переходу на НМ: какой уровень цифровизации должен быть, чтобы максимально безболезненно и оперативно вступить в НМ?
Вступление в налоговый мониторинг не предполагает резкое одномоментное повышение уровня цифровизации при ведении учета на старте, НМ — это скорее история на поэтапную, пошаговую доавтоматизацию уже имеющихся у компании процессов, которая закрепляется и подписывается с налоговым органом в дорожной карте.
В целевом варианте все участники налогового мониторинга должны обеспечить полное автоматическое раскрытие информации от уровня показателя налоговой декларации до уровня первичного учетного документа — к этому уровню автоматизации и следует стремиться.
Но на практике же мы наблюдаем, что большое количество налогоплательщиков входит в НМ на базе налогового учета, ведущегося в MS Excel, не ведя электронные архивы для хранения первичных документов, не настраивая однозначные связи между операциями и документами, и такой уровень автоматизации — это не стоп-фактор для вступления, а лишь план к дальнейшим улучшениям и совершенствованиям для будущего участника налогового мониторинга.
Задачи по повышению уровня цифровизации в области налогового учета можно решить в том числе при организации расширенного взаимодействия на базе информационной системы, разработанной КПМГ.
При решении задач в области организации электронного архива для хранения и обработки первичных учетных документов также немаловажную роль играет фактор использования в компаниях операторов электронного документооборота и ECM-систем, например, Directum RX.
— Среди участников конкурса Directum Awards 2022 много компаний, которые не боятся инноваций и потенциально готовы перейти на НМ. Что вы им посоветуете на данном этапе?
Мы рекомендуем всегда начинать процесс с проведения диагностики готовности компании к вступлению в режим налогового мониторинга.
Проведение диагностики позволит компании определиться со сроками вступления, понять, какие шаги закладывать в дорожную карту, какую разработать стратегию взаимодействия с ФНС России.
На этапе диагностики необходимо проанализировать и доработать систему внутреннего контроля для целей налогового мониторинга, определиться с направлениями автоматизации налогового учета в учетной системе компании, вопросами хранения документов в электронном архиве.
Исходя из проанализированной информации, на текущем этапе также необходимо определиться с выбором оптимального способа расширенного информационного взаимодействия с налоговым органом в рамках налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг — концептуально новый подход к взаимодействию бизнеса и государства в лице налоговых органов. Возможно, он станет обязательным в будущем. Мы бы рекомендовали не бояться Компаниям вступать на новый режим. Бизнесу налоговый мониторинг дает дополнительные налоговые гарантии от государства.
Со своей стороны, мы поддержим компанию в процессе вступления и выведем на необходимый уровень автоматизации налоговой функции за счет внедрения нашей передовой ИТ-системы.
Комментарии 0