Эдуард Жучков, IDS Borjomi International: Успешный ИТ-проект — это всегда гибкая команда
Как меняются ИТ-инвестиции в компаниях? Считают ли ESG-трансформацию в России просто хайпом? И как распознать действительно хороший ИТ-проект? Подробности — в интервью Эдуарда Жучкова, Digital Innovations & Big Data Director IDS Borjomi International и эксперта конкурса Directum Awards 2022.
Инвестиции в ИТ и тренды
— Эдуард, как изменился уровень цифровизации бизнеса в России за последние два года?
— Существенно, причём он заметно растёт и сейчас. Главной причиной мощного ИТ-развития, конечно, стал коронавирус. Именно из-за него многие компании, которым было изначально комфортно только в офлайне, стали активно использовать digital-инструменты.
Организации, которые уже были широко представлены в онлайне, получили большой поток новых клиентов. Люди стали активнее пользоваться цифровыми сервисами, начали чаще заказывать услуги и покупать продукты через интернет, потому что делать это по-другому стало сложно. Приток пользователей в онлайн-каналы продаж мотивировал весь рынок пересмотреть свои взгляды на цифровизацию.
Тренд на ИТ-развитие, конечно, был в компаниях и до коронавируса. Он связан с тем, что в России становится больше специалистов, работающих с digital-направлением. Да и в целом происходит общая демократизация цифровых решений на рынке. Услуги, инструменты, новые решения для цифровизации становятся дешевле и доступнее. Их начинают использовать как крупные компании, так и средний и даже малый бизнес.
— Меняются ли при этом ИТ-бюджеты компаний?
— Да, но сильно меняются только с одной стороны — минимальный или средний бюджеты. Причины понятны. Если раньше многие позволяли себе только отчасти заниматься цифровизацией, то сейчас это однозначно нужно всем. Теперь каждая компания выходит в digital.
Если мы говорим про максимальные суммы, которые тратят на цифровизацию в России, то они не изменились. А вот количество малых и средних компаний активно вовлеченных в цифровизацию, увеличилось.
— А крупный бизнес, разве там инвестиций не стало больше?
— Сомневаюсь, так как крупные компании обычно закладывают значительные суммы на ИТ-проекты с учётом долговременного планирования.
— В какие направления бизнеса сегодня чаще вкладываются средства?
— Здесь работает классический подход, когда больше инвестиций направляется в ключевые функции бизнеса. Обычно это продажи, маркетинг, производство и логистика. Поэтому продолжается тренд на цифровизацию в первую очередь этих функций.
Увеличивается предложение решений на рынке martech, adtech, salestech и других. За последние два года существенно возросло количество поставщиков, вместе с тем сократилась средняя стоимость решений. Они стали более доступными для малого и среднего бизнеса.
Также сегодня актуальны платформы с low-code и no-code. И это оправданно — теперь компаниям не нужны первоклассные программисты, чтобы создавать прототипы цифровых решений для их проверки и внедрения уже действительно экономически доказанных инструментов.
Если же говорить про цифровизацию на простых производствах, таких как розлив напитков, то здесь всё чаще внедряются инструменты для мониторинга эффективности и предиктивной аналитики поломок.
В более сложных промышленных организациях — нефтедобывающих, например — подобные решения внедрялись намного раньше. Сейчас в этом секторе скорее появляется больше других инструментов, которые затрагивают производственный цикл полностью. Такие как цифровые двойники, например.
Также в 2020–2021 годах проявился сильный тренд на HR-решения и электронный кадровый документооборот. Российские компании стали массово переводить это направление в цифру, хотя оно явно не относится к ключевым функциям бизнеса — не приносит напрямую деньги, как это делают sales-направление или производство. Однако цифровизация HR обеспечивает предприятия более эффективными и лояльными сотрудниками, а любой бизнес начинается именно с людей.
О будущем, ESG и ИИ
— Забота о сотрудниках — одно из направлений ESG-трансформации, о которой много говорят сегодня. Это важный тренд или только маркетинговый ход?
— ESG — это общемировая повестка, продиктованная на уровне ООН и других международных организаций. Многие компании пытаются её как-то монетизировать, используют термин в маркетинговых целях, ради PR и хайпа.
Однако параллельно в этих и других компаниях разрабатываются серьёзные ESG-стратегии, выбираются инструменты, набираются сильные команды. Инвесторы начинают вкладывать огромные суммы в ESG и на долгие сроки. Обычно речь идёт о вложениях, которые могут окупиться минимум через 2-3 года или даже больше. Всё это говорит о том, что для таких компаний ESG-трансформация — не хайп, а важное направление развития.
Если помните, до этого был другой тренд — импакт-инвестиции (социально-преобразующие инвестиции — прим.ред.), которые должны положительно менять мир. Но тогда речь шла про огромные инвестиционные чеки, позволить себе такие расходы могли далеко не все компании. В свою очередь ESG-трансформация стала массово-популярной версией импакт-инвестирования. Она доступна большему количеству организаций. Именно поэтому я думаю, что ESG-повестка далее будет только усиливаться.
— То есть скоро мы увидим, как в российских компаниях начнут появляться ESG-директора и новые департаменты?
— Безусловно. В Borjomi, например, уже есть ESG-стратегия и открыты вакансии ESG-менеджеров.
— AI-технологии уже становятся мастхэвом. Каким видите развитие ИИ в российском бизнесе?
— Смотря что вкладывать в понятие «искусственный интеллект». На мой взгляд, реально его ещё не существует.
Нейронные технологии — да, они есть и используются повсеместно. Это распознавание данных, машинное обучение и множество других вещей, которые уже доступны практически каждому пользователю. Причём мы сталкиваемся с ними как в повседневной жизни — в рекламе, которую видим на смартфонах, так и при переводе в цифру документов. Такие решения успешно используются бизнесом. В том числе для автоматизации рутинных задач, от которых можно освободить человека.
При этом скачка развития AI‑технологий нет смысла ждать, пока не наступит сильный рост вычислительных мощностей, скорости передачи данных и демократизации их стоимости.
ИТ-проекты: как их оценивать и почему
— В этом году вы вошли в состав жюри конкурса Directum Awards. Почему решили принять участие?
— Мне интересны все конкурсы ИТ-проектов и другие мероприятия, связанные с реальной цифровой трансформацией бизнеса в стране. Прежде всего это полезные активности для сообщества, хорошая возможность обмена опытом и его применения для дальнейшего развития. Directum Awards — именно такое мероприятие.
— На что будете обращать внимание при оценке ИТ-проектов?
— Я всегда смотрю на команду проекта. А точнее — на её гибкость, возможность подстроиться под изменения рынка, его динамичность. Команда, которая это понимает и готова сама быстро меняться, — вот что часто достойно уважения и влияет на успех ИТ-проекта.
Ознакомиться с участниками Directum Awards 2022 и победителями прошлых лет можно на сайте конкурса.
ECM-Journal — информационный партнёр мероприятия.
Комментарии 0