Электронное правительство: не всегда лучший выбор?
Электронное правительство: не всегда лучший выбор?
Когда большинство в едином порыве движется в одном направлении, призывы двигаться в противоположном направлении или хотя бы не спешить кажутся глубокомысленными, профессиональными, ответственными или, по крайней мере, оригинальными. В этот раз призывают не спешить британские парламентарии, причем, как ни странно, не спешить с переходом к электронному правительству. И, что еще более странно, призывы эти адресованы осязаемому (в отличии от электронного) правительству. Так, Комитет Палаты Общин по делам бизнеса и корпораций (Commons Business and Enterprise Committee), опубликовал доклад, в котором выражается недовольство действиями правительства, которое слишком усердно подталкивает граждан перейти на электронную форму общения и отказаться от практики личного обращения. MPs (Members of Parliament), в частности, журят правительство, за то, что оно агитирует владельцев транспорта продлевать акцизные транспортные лицензии (vehicle excise licences) через веб, нежели посредством личного обращения в ближайшее почтовое отделение. Интересное предложение, особенно, если знать график работы почтовых отделений: с 8.30 или 9.00 до 17.30, причем некоторые отделения работают в субботу только до 12.30. Парламентарии считают, что "оказание государственных услуг в электронном виде" заставляет неимущих граждан чувствовать себя еще более неимущими из-за компьютерно-интернетной необразованности и отсутствия финансовой возможности приобрести компьютер. Не думаю, что MPs не знают о планах правительства потратить 300 миллионов фунтов стерлингов на борьбу с цифровым неравенством. Согласно этому плану, правительство собиралось распространить среди миллиона беднейших английских семей ваучеры на покупку вычислительной техники и подключение к интернету. Возможно, в парламенте считают, что этих усилий недостаточно - так, по последним данным, треть населения UK не имеют выхода в Интернет.
Также господа члены парламента считают, что некая толика личного общения и обращения должна быть сохранена, чтобы граждане, опасающиеся доверить интернету свои финансовые дела, могли решить все вопросы путем личного обращения. Что это: традиционная английская приверженность традициям или здравый смысл?
Резюме отчета убивает всякое желание комментировать: граждан в светлое электронное будущее надо заманивать, а не заталкивать. Занавес.
Комментарии 3
Сергей в своей заметке несколько сгустил краски, а в результате отчасти пострадал смысл. Британские парламентарии вовсе не предлагают тормозить национальную программу электронного правительства - они предлагают обойтись без той доли экстремизма, которая в ней заложена (предполагается, что уже с 2012 года ряд государственных органов будут оказывать услуги и давать информацию только через Интернет. Это может, в частности, привести к закрытию значительного числа почтовых отделений в небольших населенных пунктах - перспектива, которая почему-то не слишком радует местных жителей)
Понятно, что без отключения бумажного "канала" невозможно получить действительно заметную экономию, но значительная часть граждан всё ещё не готова общаться с государством электронно и без посредников. И это не только бедные и старые, - хватает и тех, кто просто не умеет/не обучен эффективно работать в интернете. А ещё есть обоснованные опасения людей относительно защищённости их информации и банковских счетов ...
Наталья, соглашусь, что смысл оригинальной заметки я исказил, видимо из-за того, что по-другому расставил акценты. Меня, честно, поразил сам факт, что парламентарии критикуют программу правительства, причем критика исходит не от оппозиции, а от всепартийного комитета. Неужели такая масштабная программа, как Digital Britain не согласовывалась с парламентом? Читал о "всенародном" обсуждении программы, о каком-то другом обсуждении информации не нашел.
Что касается почтовых отделений... Да, поток "бумажных" писем в последнее время заметно сократился в связи с развитием мобильной и проводной телефонии, интернета и электронной почты. Осталась, наверное, только официальная переписка. Кстати, на почте можно купить почтовые чеки, чтобы оплатить ими государственные услуги. Их продают не по номиналу, а с процентом. Плюс почтовые пересылки. Если письмо еще можно отправить электронной почтой, то посылку только "традиционной почтой" или при помощи службы доставки. Тарифы на посылки, особенно за рубеж, скажем так, неподготовленного человека могут вогнать в депрессию. К тому же почтовые отделения - практически единственное место (не считая Ryman), где можно купить канцелярские товары, опять же по впечатляющим ценам. В оригинальной заметке говорилось еще об одном способе помочь почтовым отделениям - разрешить им работать не только с Королевской почтой, но и с другими службами доставки. Так что, надеюсь, почтовые отделения Royal Mail и знаментитые красные почтовые ящики еще долго будут неотъемлимой частью английского ландшафта, как омнибусы и красные телефонные будки :)
У англичан в этом плане система похожа на нашу. Если руководство партии что-то одобрило, то зачем нагружать парламентариев? Свои обязаны поддержать, а "чужие" так и так будут против...
Окончательный отчет "Digital Britain" был представлен парламенту только в июне (первая версия была выпущена в январе), так что, наверное, критиковать его будут уже осенью. Отношение к программе противоречивое (см., например, комментарии на форуме http://digitalbritainforum.org.uk/2009/06/final-report-published/), и видно, что людей пока больше волнует перспектива новых налогов на стационарные телефоны и идея отключить FM-радио, заменив его на цифровое вещание.