Электронные госуслуги: из теории - в массовый обиход
Среди самых известных и передовых порталов государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день выделяются четыре ресурса: портал Республики Татарстан, московский и новосибирский порталы госуслуг, а также единый или общефедеральный ЕПГУ.
Полноценное предоставление электронных услуг населению зависит прежде всего от региональных властей
Записаться на прием в поликлинику, подать документы на оформление загранпаспорта, получение материнского капитала, записать ребенка в школу – это и множество других бюрократических процедур сегодня можно сделать, не выходя из дома, через порталы госуслуг (ПГУ).
О том, что граждане будут наконец-то избавлены от необходимости обивать пороги чиновничьих кабинетов для получения какой-нибудь справки, российские власти говорят уже не один год. От слов к делу удалось перейти сравнительно недавно: большинство действующих ныне порталов по оказанию госуслуг работают не более двух лет. Но вот вопрос: насколько в действительности ПГУ смогли упростить жизнь россиян и избавить их от чиновничьей бюрократии.
Среди самых известных и передовых порталов государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день выделяются четыре ресурса: ПГУ Республики Татарстан, московский и новосибирский порталы госуслуг, а также единый или общефедеральный ЕПГУ.
Татарстанский портал был создан под непосредственным руководством нынешнего министра связи Николая Никифорова, когда он еще занимал должность директора Центра информационных технологий республики. ПГУ Татарстана – самый обсуждаемый из реализованных в этой области проектов. При этом потребителю разобраться в его назначении достаточно непросто. Ресурс, хотя и называется порталом государственных и муниципальных услуг, на самом деле предлагает и коммерческие услуги, и множество всевозможной разнородной информации: от рубрики «народный контроль», которая занимает центральное место на главной странице (разработчик – ООО «Мой регион»), до сервиса по проверке легальности алкогольной продукции. Что же до собственно госуслуг, воспользоваться ими через сайт оказывается не так-то просто: на ресурсе даже не представлен полный список услуг, оказываемых тем или иным органом власти. Если гражданину нужны сведения об административных правонарушениях в области ПДД, информация о состоянии личного счета в Пенсионном фонде или задолженности перед налоговыми органами – через ПГУ Татарстана узнать это невозможно. При попытке выяснить подробности о той или иной услуге пользователю зачастую предлагается перейти на сайт профильного ведомства. «На сайте все свалено в одну кучу. Может быть, стоило как-то группировать услуги, структурировать материал. Уделить внимание предпринимателям и юридическим лицам – в этой области есть тоже много востребованных госуслуг», – считает генридектор агентства А1, одного из лидеров рынка digital-услуг, Андрей Цыпер.
В этом смысле, очевидно, куда более удачным получился московский ресурс (Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы). При сопоставимой стоимости (бюджет ПГУ Татарстана составил 80 млн. руб., стоимость московского портала – чуть менее 80 млн. руб.) московский сайт куда более «дружелюбен» к пользователю – информация структурирована и понятна. К примеру, найти интересующую госуслугу можно максимально быстро благодаря многочисленным фильтрам: по жизненным ситуациям, по категориям услуг, по ведомствам, по популярности и т.п. «У московского портала удачный дизайн, красивая графика, удачная группировка услуг по категориям», – комментирует руководитель направления по госуслугам компании Directum, ведущего разработчика программного обеспечения в области электронного документооборота, Руслан Вдовин.
К сожалению, на столичном портале пока еще не до конца реализована система онлайн-взаимодействия с гражданами. Получить или оплатить пошлины по госуслугам в режиме онлайн на московском портале невозможно. На столичном ПГУ, как и на татарстанском, пока отсутствуют такие востребованные услуги, как прием налоговой декларации, регистрация автомототранспортных средств, информация о наличии налоговой задолженности и т.п. Кроме того, на портале не вполне реализована функция работы с обращениями и жалобами граждан. «Все предложения, жалобы и обращения могут быть переданы через профильные сайты. Но гораздо удобнее пожаловаться, например, на некачественное предоставление госуслуги непосредственно со страницы этой услуги, тогда и лишние формы заполнять не нужно и все названия и термины будут взяты из справочников», – считает Владимир Алеев, замруководителя департамента по работе с госструктурами корпорации ЭЛАР.
Наиболее полно электронные госуслуги представлены на новосибирском портале. Количество услуг, которые можно оформить онлайн, чуть ли не в 10 раз больше, чем на московском и татарстанском порталах. Первое, что сразу бросается в глаза, – это дружественный интерфейс сайта. Разобраться в том, как он работает, сможет не только продвинутый пользователь Интернета, но и тот, кто не очень дружит с компьютером. Также на сайте есть обучающие видеоролики о том, как воспользоваться тем или иным сервисом.
Если пользователю новосибирского ПГУ требуется обратиться в федеральное ведомство, он будет автоматически перенаправлен на Единый (федеральный) портал госуслуг (ЕПГУ). В то время как на московском ПГУ можно получить только региональные услуги. Что же касается татарстанского ресурса, то там даже невозможно четко определить, какие именно услуги можно оформить через портал.
В финансовом отношении по сравнению с московским и татарстанским (каждый из которых обошелся в 80 млн. руб. без учета оборудования, поддержки и каналов связи) новосибирский ПГУ гораздо бюджетнее – 15–20 млн. руб. в год с учетом оборудования и всех затрат. Централизованным созданием подобных региональных порталов с 2010 года занимается компания «Ростелеком», которая является также разработчиком Единого (федерального) портала госуслуг (ЕПГУ), стоимость которого составила 100 млн. руб. с учетом оборудования, каналов связи и всех затрат на поддержку.
Как и на новосибирском региональном портале, на ЕПГУ можно найти информацию о структуре органов власти, о списке услуг, оказываемых тем или иным ведомством, а также ознакомиться с административными регламентами работы чиновников. Кроме того, через портал есть возможность получить не только федеральные госуслуги, но и региональные и муниципальные, так как все порталы интегрированы. «Пользователь независимо от того, где он находится, может авторизоваться на ЕПГУ, откуда автоматически идет пересылка на региональный портал в случае необходимости. Федеральный портал госуслуг содержит услуги всех регионов», – поясняет Руслан Вдовин. Отдельно эксперты отмечают функциональный и удобный интерфейс ресурса. «Они позиционируют свой дизайн как планшетный, чтобы на портале можно было работать и с «тач-скринами». Есть на ЕПГУ и версия для слабовидящих – достаточно контрастная, четкая и очень удобная», – говорит Руслан Вдовин. «На главную страницу выведены популярные услуги. Это классная фишка: если я буду что-то искать, то скорее всего пойду именно туда, – добавляет Андрей Цыпер. – Удобство этого портала в том, что он охватывает всю страну: навигатор в два клика позволяет выбрать и перейти в твой регион, что очень удобно».
В результате сравнения оказывается, что самый раскрученный портал госуслуг Татарстана функционально далеко не так развит, как принято считать. Столичный ПГУ во многом похож на ЕПГУ и новосибирский, однако очень уж дорого обошелся налогоплательщикам: при том что ИТ-бюджет Москвы составляет больше половины федерального ИТ-бюджета, логично было бы ожидать более выдающихся достижений. Новосибирский и единый порталы госуслуг оказались по всем показателям наиболее качественными: не только функционально насыщенными и простыми в использовании, но и экономически эффективными для бюджета.
Можно констатировать, что электронные госуслуги сегодня уже переходят из категории роскоши в массовый обиход, но на этом пути есть как технические, так и финансовые и бюрократические препятствия. Насколько грамотно, практично и экономично эти сервисы реализованы в каждом субъекте РФ, теперь зависит прежде всего от региональных властей.
Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде |
||||
Предоставляемые услуги |
ЕПГУ |
РПГУ Новосибирской области |
ПГУ г. Москвы |
ПГУ Республики Татарстан |
Количество федеральных услуг в электронном виде |
685 |
685 |
0 |
0 |
Количество региональных и муниципальных услуг в электронном виде |
2469 |
118 |
30 |
131 по статистике субъекта, оценочно около 30 |
Фильтр по жизненным ситуациям |
да |
да |
да |
нет |
Фильтр по категориям услуг |
да |
да |
да |
нет |
Фильтр по ведомствам |
да |
да |
да |
частично |
Фильтр по популярности услуг |
да |
да |
да |
нет |
Фильтр по местоположению |
да |
да |
нет |
нет |
Поиск услуг |
да |
да |
да |
частично |
Поиск органа власти |
да |
да |
да |
частично |
Наличие системы консультирования по услугам |
да |
да |
да |
нет |
Таблица подготовлена на основе данных сайтов www.gosuslugi.ru, www.54.gosuslugi.ru, www.pgu.mos.ru, www.uslugi.tatar.ru |
Источник: Независимая газета
Комментарии 0