Наверх

Электронные госуслуги: из теории - в массовый обиход

Архив
Время чтения: 9 минут
0
Электронные госуслуги: из теории - в массовый обиход

Среди самых известных и передовых порталов государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день выделяются четыре ресурса: портал Республики Татарстан, московский и новосибирский порталы госуслуг, а также единый или общефедеральный ЕПГУ.

Полноценное предоставление электронных услуг населению зависит прежде всего от региональных властей

Записаться на прием в поликлинику, подать документы на оформление загранпаспорта, получение материнского капитала, записать ребенка в школу – это и множество других бюрократических процедур сегодня можно сделать, не выходя из дома, через порталы госуслуг (ПГУ).

О том, что граждане будут наконец-то избавлены от необходимости обивать пороги чиновничьих кабинетов для получения какой-нибудь справки, российские власти говорят уже не один год. От слов к делу удалось перейти сравнительно недавно: большинство действующих ныне порталов по оказанию госуслуг работают не более двух лет. Но вот вопрос: насколько в действительности ПГУ смогли упростить жизнь россиян и избавить их от чиновничьей бюрократии.

Среди самых известных и передовых порталов государственных и муниципальных услуг на сегодняшний день выделяются четыре ресурса: ПГУ Республики Татарстан, московский и новосибирский порталы госуслуг, а также единый или общефедеральный ЕПГУ.

Татарстанский портал был создан под непосредственным руководством нынешнего министра связи Николая Никифорова, когда он еще занимал должность директора Центра информационных технологий республики. ПГУ Татарстана – самый обсуждаемый из реализованных в этой области проектов. При этом потребителю разобраться в его назначении достаточно непросто. Ресурс, хотя и называется порталом государственных и муниципальных услуг, на самом деле предлагает и коммерческие услуги, и множество всевозможной разнородной информации: от рубрики «народный контроль», которая занимает центральное место на главной странице (разработчик – ООО «Мой регион»), до сервиса по проверке легальности алкогольной продукции. Что же до собственно госуслуг, воспользоваться ими через сайт оказывается не так-то просто: на ресурсе даже не представлен полный список услуг, оказываемых тем или иным органом власти. Если гражданину нужны сведения об административных правонарушениях в области ПДД, информация о состоянии личного счета в Пенсионном фонде или задолженности перед налоговыми органами – через ПГУ Татарстана узнать это невозможно. При попытке выяснить подробности о той или иной услуге пользователю зачастую предлагается перейти на сайт профильного ведомства. «На сайте все свалено в одну кучу. Может быть, стоило как-то группировать услуги, структурировать материал. Уделить внимание предпринимателям и юридическим лицам – в этой области есть тоже много востребованных госуслуг», – считает генридектор агентства А1, одного из лидеров рынка digital-услуг, Андрей Цыпер.

В этом смысле, очевидно, куда более удачным получился московский ресурс (Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы). При сопоставимой стоимости (бюджет ПГУ Татарстана составил 80 млн. руб., стоимость московского портала – чуть менее 80 млн. руб.) московский сайт куда более «дружелюбен» к пользователю – информация структурирована и понятна. К примеру, найти интересующую госуслугу можно максимально быстро благодаря многочисленным фильтрам: по жизненным ситуациям, по категориям услуг, по ведомствам, по популярности и т.п. «У московского портала удачный дизайн, красивая графика, удачная группировка услуг по категориям», – комментирует руководитель направления по госуслугам компании Directum, ведущего разработчика программного обеспечения в области электронного документооборота, Руслан Вдовин.

К сожалению, на столичном портале пока еще не до конца реализована система онлайн-взаимодействия с гражданами. Получить или оплатить пошлины по госуслугам в режиме онлайн на московском портале невозможно. На столичном ПГУ, как и на татарстанском, пока отсутствуют такие востребованные услуги, как прием налоговой декларации, регистрация автомототранспортных средств, информация о наличии налоговой задолженности и т.п. Кроме того, на портале не вполне реализована функция работы с обращениями и жалобами граждан. «Все предложения, жалобы и обращения могут быть переданы через профильные сайты. Но гораздо удобнее пожаловаться, например, на некачественное предоставление госуслуги непосредственно со страницы этой услуги, тогда и лишние формы заполнять не нужно и все названия и термины будут взяты из справочников», – считает Владимир Алеев, замруководителя департамента по работе с госструктурами корпорации ЭЛАР.

Наиболее полно электронные госуслуги представлены на новосибирском портале. Количество услуг, которые можно оформить онлайн, чуть ли не в 10 раз больше, чем на московском и татарстанском порталах. Первое, что сразу бросается в глаза, – это дружественный интерфейс сайта. Разобраться в том, как он работает, сможет не только продвинутый пользователь Интернета, но и тот, кто не очень дружит с компьютером. Также на сайте есть обучающие видеоролики о том, как воспользоваться тем или иным сервисом.

Если пользователю новосибирского ПГУ требуется обратиться в федеральное ведомство, он будет автоматически перенаправлен на Единый (федеральный) портал госуслуг (ЕПГУ). В то время как на московском ПГУ можно получить только региональные услуги. Что же касается татарстанского ресурса, то там даже невозможно четко определить, какие именно услуги можно оформить через портал.

В финансовом отношении по сравнению с московским и татарстанским (каждый из которых обошелся в 80 млн. руб. без учета оборудования, поддержки и каналов связи) новосибирский ПГУ гораздо бюджетнее – 15–20 млн. руб. в год с учетом оборудования и всех затрат. Централизованным созданием подобных региональных порталов с 2010 года занимается компания «Ростелеком», которая является также разработчиком Единого (федерального) портала госуслуг (ЕПГУ), стоимость которого составила 100 млн. руб. с учетом оборудования, каналов связи и всех затрат на поддержку.

Как и на новосибирском региональном портале, на ЕПГУ можно найти информацию о структуре органов власти, о списке услуг, оказываемых тем или иным ведомством, а также ознакомиться с административными регламентами работы чиновников. Кроме того, через портал есть возможность получить не только федеральные госуслуги, но и региональные и муниципальные, так как все порталы интегрированы. «Пользователь независимо от того, где он находится, может авторизоваться на ЕПГУ, откуда автоматически идет пересылка на региональный портал в случае необходимости. Федеральный портал госуслуг содержит услуги всех регионов», – поясняет Руслан Вдовин. Отдельно эксперты отмечают функциональный и удобный интерфейс ресурса. «Они позиционируют свой дизайн как планшетный, чтобы на портале можно было работать и с «тач-скринами». Есть на ЕПГУ и версия для слабовидящих – достаточно контрастная, четкая и очень удобная», – говорит Руслан Вдовин. «На главную страницу выведены популярные услуги. Это классная фишка: если я буду что-то искать, то скорее всего пойду именно туда, – добавляет Андрей Цыпер. – Удобство этого портала в том, что он охватывает всю страну: навигатор в два клика позволяет выбрать и перейти в твой регион, что очень удобно».

В результате сравнения оказывается, что самый раскрученный портал госуслуг Татарстана функционально далеко не так развит, как принято считать. Столичный ПГУ во многом похож на ЕПГУ и новосибирский, однако очень уж дорого обошелся налогоплательщикам: при том что ИТ-бюджет Москвы составляет больше половины федерального ИТ-бюджета, логично было бы ожидать более выдающихся достижений. Новосибирский и единый порталы госуслуг оказались по всем показателям наиболее качественными: не только функционально насыщенными и простыми в использовании, но и экономически эффективными для бюджета.

Можно констатировать, что электронные госуслуги сегодня уже переходят из категории роскоши в массовый обиход, но на этом пути есть как технические, так и финансовые и бюрократические препятствия. Насколько грамотно, практично и экономично эти сервисы реализованы в каждом субъекте РФ, теперь зависит прежде всего от региональных властей.

Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Предоставляемые услуги

ЕПГУ

РПГУ Новосибирской области

ПГУ г. Москвы

ПГУ Республики Татарстан

Количество федеральных услуг в электронном виде

685

685

0

0

Количество региональных и муниципальных услуг в электронном виде

2469

118

30

131 по статистике субъекта, оценочно около 30

Фильтр по жизненным ситуациям

да

да

да

нет

Фильтр по категориям услуг

да

да

да

нет

Фильтр по ведомствам

да

да

да

частично

Фильтр по популярности услуг

да

да

да

нет

Фильтр по местоположению

да

да

нет

нет

Поиск услуг

да

да

да

частично

Поиск органа власти

да

да

да

частично

Наличие системы консультирования по услугам

да

да

да

нет

Таблица подготовлена на основе данных сайтов www.gosuslugi.ru, www.54.gosuslugi.ru, www.pgu.mos.ru, www.uslugi.tatar.ru

Источник: Независимая газета

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь