Еще одна попытка
Российское подразделение Microsoft предложило нескольким изданиям, в том числе и "Ленте.ру", сравнить российское электронное правительство с британским.
Александр Амзин
Власти России занимаются созданием электронного правительства чуть ли не десять лет - пока без особого успеха. Последней инициативой в этой области стало создание портала госуслуг, который, по идее, призван заменить в сознании граждан очередь к чиновничьему окошку.
Российское подразделение Microsoft предложило нескольким изданиям, в том числе и «Ленте.ру», сравнить российское электронное правительство с британским. Для этого были, в частности, приглашены Джонатан Соулер, глава подразделения Microsoft UK по работе с центральными органами власти, Майк Хобан, директор по коммуникациям портала госуслуг Directgov, и Крис Паркер, разрабатывавший несколько лет назад концепцию британского электронного правительства.
Традиционно считается, что современные российские решения в области электронного правительства гораздо хуже чуть ли не любых иностранных аналогов. Хотя доля правды в этом есть, надо сказать, что многие подобные проекты за рубежом прошли длительный период неудач.
Электронное правительство стало популярным у подданных британской королевы не с первой попытки. Впервые нечто подобное было решено создать еще в 1999 году. Задачи, как во многих других случаях, ставились наполеоновские: лучшая среда для электронной коммерции к 2002 году, интернет-доступ для всех желающих к 2005 году, вывод всех правительственных сервисов в Сеть к тому же 2005 году.
Перспективную идею не поняли. Чиновники по разным департаментам и министерствам инициативы не проявляли. Общей стратегии не было, а сама онлайновая политика была отдана руководителям IT-отделов, которые хорошо разбирались в технической стороне вопроса, но совсем не интересовались проблемой в целом.
В 2001 году был создан первый всебританский интернет-портал. Он назывался UK Online. Значительная его часть представляла собой ссылки на полезные ресурсы и правительственные новости. Другими словами, UK Online фактически упрощал навигацию по сотням существующих министерских и местных веб-ресурсов. Сейчас, в 2010 году, в Рунете существует нечто подобное. Только создано оно с другой целью, и пользы от него меньше.
Уже в 2003-2004 годах стало ясно, что ни к чему хорошему такой подход не приведет. Был создан другой портал - Directgov. Наш gosuslugi.ru внешне на него очень похож. Другое дело, что идеи двух порталов противоположны.
«Госуслуги» пока состоят из ссылок на полезные сервисы и информацию на других сайтах. Иногда, кстати сказать, эти ссылки к тому же не работают, либо сайты, о которых идет речь, находятся на этапе разработки.
Ожидается, что какие-то настоящие услуги там появятся позже. Например, заполнить и распечатать какой-либо документ можно будет уже в марте. Отправить документ в электронной форме - в июне. Тем не менее, схема очевидна - ручная или полуавтоматическая работа с разными ведомствами.
Если прибавить к этому решение президента о том, что регионы будут разрабатывать подобные системы самостоятельно, можно себе представить протяженность маршрута пользователя по электронным инстанциям. Появится ли в результате этих манипуляций электронный документ, имеющий юридическую силу, - большой вопрос.
Directgov, напротив, с 2007 года активно (18 миллионов посещений в месяц и 8 миллионов уникальных пользователей) развивает то, что мы бы назвали системой одного окна. Когда он был создан, было предложено закрыть сотни сайтов, дублирующих его функции. И хотя до конца эта работа проведена не была, идея экономичной замены множества мелких ресурсов одним крупным на фоне скандальных российских электронных тендеров всех мастей кажется здравой.
За фасадом вместо множества ресурсов других ведомств скрывается сложный шлюз, передающий запросы граждан в нужное ведомство, система, которая позволяет ведомствам общаться друг с другом без бумажек, и команда более чем из сотни человек, которая поддерживает Directgov в рабочем состоянии.
Пользователю достаточно сообщить о себе определенный набор фактов. Эти факты получат все участвующие в предоставлении услуги ведомства. Другими словами, посетитель Directgov в идеале может сконцентрироваться на том, что он хочет, а не на процессе получения желаемого.
Самый же главный секрет успеха, о котором отдельно говорили выступавшие на мероприятии Microsoft эксперты, заключался в том, что Directgov изначально делался для нужд граждан, а не чиновников - так же, как и его сестринский сайт Business Link, ориентированный на компании. Если вы зашли на Directgov с той или иной целью, вам вряд ли придется для ее достижения посещать еще какие-то ресурсы.
Сходство между британским и российским проектами электронного правительства заключается в том, что и те и другие подвергались жесткой критике со стороны придирчивых пользователей.
Российские примеры можно не приводить - их десятки. В Великобритании же в свое время была создана пародия на Directgov - сайт directionlessgov.com. Посетителям предлагалось сравнить работу поиска Directgov с обычным поиском по сайту Google.
Пять лет назад перевес был на стороне Google. Авторы полагали, что можно за счет лицензирования технологии Google сэкономить крупные суммы. Сейчас direct.gov.uk в своей области ищет ощутимо лучше, чем крупнейший поисковик мира. Как будут обстоять дела с исправлением недостатков gosuslugi.ru, предсказать вряд ли возможно.
Обнадеживает одно. Оказывается, не только у российского правительства с первого раза не получилось стать электронным. Просто пока оно отстает от британского года на три, максимум на пять. Так же, как британское сегодня отстает от американского «правительства 2.0» на пару лет. Вопрос лишь в том, что будет дальше.
Источник: Lenta.ru, 24 февраля 2010
Комментарии 1
Все логично, все правильно и все вроде бы должно работать. НО! Есть как минимум, два "НО". Первое - наше общество, на мой взгляд не готово к электронному правительству. Предложу пример: инфраструктура кинотеатров у нас в городе развита (без особого труда назову 4, а их больше), естественно у каждого кинотеатра есть сайт, где можно бронировать билет (классная, замечательная, удобная функция), но функция бронирования через сайт недоступна, автоинформатор не отвечает...в итоге, чтоб купить билет на премьеру, надо ехать в кинотеатр и отстоять большууууууууууую очередь. И это если учесть, что в кино по большей части ходят, молодые и активные люди, которые, как правило, знакомы и с IT-технологиями, и компьютер для них не "железный монстр". А мы с вами про электронное правительство пытаемся разговаривать...
Второе- как показала практика, введение электронного документооборота, в госучреждениях (есть опыт работы в таковом), никак не влияет на взяточничество, т.е. как носили люди шоколадки за передечу документа на подпись так и носят, чтоб любимый всеми секртетать нажал кнопочку, для отправки документа на подпись руководителю. Видимо нет сил, у него, нажать кнопочку без шоколадки.
Развитие правительсва должно начинаться с малого, опять же на мой взгляд, нужно упразднить ЭДО сначала в госучреждениях, потом в регионах, а потом и за государство браться... Причем строго, что называется "кулаком по столу"! Или, каким-то образом менять взгляды и привычки общества....