Факторинг, акты, формализация - о чем говорили на конференции "Без бумаги к 2020г"
Главная особенность конференции – работа в формате открытого диалога, как между самими операторами ЭДО и EDI-провайдерами, так и с представителями бизнеса и контролирующих органов. Это продемонстрировало способность договариваться и синхронизировать...
2 декабря в Москве прошла Восьмая Ежегодная Конференция "Без бумаги к 2020г", участниками которой были крупнейшие представители ритейла, банковской и страховой сферы, дистрибуции. Основные темы конференции – обмен неформализованными документами, вопросы обеспечения юридической значимости неформализованных документов при обмене и вопросы развития электронного документооборота в отсутствии утвержденных электронных форматов.
Крупный бизнес уже активно обменивается неформализованными документами со своими контрагентами с применением квалифицированной электронной подписи, о чем и рассказали докладчики конференции. А представители Минкомсвязи России подтвердили, что проблем с юридической значимостью и препятствий для такого электронного документооборота нет, если все будет соответствовать законодательству, в частности Федеральному закону от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
На мой взгляд, некоторые темы дискуссий заслуживают отдельного внимания, и они напрямую связаны с развитием обмена неформализованными документами в ЭДО.
Электронный факторинг
Получило развитие отдельное направление электронного документооборота – электронный факторинг. Факторинговые компании готовы предлагать свои продукты в электронном виде, ведь речь не идет о изменении процесса, а о всего лишь переводе бумажных документов, участвующих при факторинговой сделке в электронный вид. Это применимо как для классического факторинга, так и для конферминга.
Конферминг – это подтверждение для фактора поставки товара дебитором – торговой сетью. Такое взаимодействие фактор–дебитор обусловлено партнерскими отношениями и это реально упрощает процесс оформления сделки: поставки финансируются по факту их подтверждения сетью, а не по факту предоставления подписанных документов от поставщика фактору. |
Участники конференции выразили ряд пожеланий к операторам ЭДО и EDI-провайдерам. В частности, есть предложение формализовать в сервисах информацию или уведомление о факторинге конкретной поставки.
Особенностью является и то, сам процесс факторинга может отличаться в каждом конкретном случае, и пока это остается сдерживающей силой перехода на ЭДО для клиентов факторинговых компаний. Даже на бумаге процессы могут отличаться при работе с разными факторами.
Акт об установленном расхождении
Участники конференции подтвердили, что перевели данный вид документа в электронный вид одновременно со счетами-фактурами и ТОРГ-12, так как, это документ-основание для корректировок, которых при поставке товара бывает очень много. Пока исключением является Акт об установленном расхождении с трехсторонним подписанием, где третья сторона – подписант-экспедитор или представитель транспортной компании. Здесь основной вопрос: как организовать подписание этой третьей стороны.
Акт об установленном расхождении – распространенный документ в документообороте с ритейлом и дистрибуторами, т.к. расхождения при приемке товара возникают достаточно часто. Форма Акта может быть произвольной и выбирается контрагентами при организации обмена, наиболее часто встречающаяся – ТОРГ-2.
А стоит ли формализовать?
Многие представителя компаний за то, чтобы формализовать все основные первичные документы. Следствием формализации является технологическая простота внедрения участниками рынка, активно работающими в системах Операторов ЭДО и EDI-провайдеров в собственные бизнес-процессы необходимого многообразия систем ЭДО.
Формализовать любой документ можно, вопрос в том, будет ли использоваться этот формат в дальнейшем и готовы ли организации нести затраты на превращение любого документа, в том числе бумажного, в формализованный электронный документ.
В свою очередь, представители ФНС подтвердили готовность принять к рассмотрению предложения по формализации, если на этом настоят участники электронного документооборота и подтвердят такую необходимость, например, общей долей таких документов в ЭДО.
В качестве вывода
Главная особенность конференции – это работа в формате открытого диалога, как между самими Операторами ЭДО и EDI-провайдерами, так и с представителями бизнеса и контролирующих органов. Это продемонстрировало способность договариваться и синхронизировать дальнейшие шаги всех участников ЭДО.
Как показало совместное исследование развития электронного документооборота, проведенное экспертным советом “Электронные документы – эффективная экономика” и Deloitte СНГ, большинство опрошенных респондентов уже находятся или на стадии продуктива в ЭДО или на стадии вовлечения своих контрагентов для обмена электронными документами. Вопрос о целесообразности перехода на электронные документы, в целом, уже не стоит. Думаю, что впереди нас ждут все больше дискуссий, посвященных решению прикладных или отраслевых вопросов в ЭДО.
Материалы конференции можно скачать на сайте https://zeropaper.ru.
Комментарии 0