ФНС вам в помощь: как налоговая помогает переходить на электронные счета-фактуры
Количество нормативных актов, регулирующих область электронного взаимодействия, растет день ото дня. Складывается ощущение, что ФНС ставит палки в колеса развития бизнеса налогоплательщиков НДС. А что, если взглянуть на это с другой стороны?!
Помочь в организации электронного документооборота сегодня готовы специалисты различных коммерческих компаний. Это и операторы ЭДО, и специализированные операторы связи, и EDI-провайдеры и т. д. Количество нормативных актов, регулирующих область электронного взаимодействия, растет день ото дня. Проанализировать все просто не хватает времени. Резко сменить привычный уклад жизни согласно новым требованиям может не каждый. Складывается ощущение, что ФНС ставит палки в колеса развития бизнеса налогоплательщиков НДС. А что, если взглянуть на это с другой стороны?!
Без резких движений
Начало 2014 года. Согласно изменениям, внесенным ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134, все налогоплательщики НДС обязаны отчитаться за первый квартал 2014 года в электронном виде. Новость действительно неожиданная, если не знать некоторых «исторических подробностей».
Возможность представлять электронную отчетность в налоговую службу появилась у российских налогоплательщиков еще в 2000 году. Спустя 14 лет она стала обязательной. 14 лет – это много или мало, чтобы организовать работу по-новому? На мой взгляд, достаточно. За этот срок можно найти подходящего оператора и даже не один раз его сменить.
Напоминаем, одно из последних информационных писем ФНС от 04.04.2014 N ГД-4-3/6132@ разъясняет, кто имеет право представлять декларации на бумаге.
Теперь плавно проведем параллель с электронными счетами-фактурами. Возможность выставлять счета-фактуры по ТКС появилась весной 2012 года, когда Приказом ФНС от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@ были утверждены соответствующие форматы. Прошло 2 года. Признайтесь, вы уже попробовали работать с электронными счетами-фактурами? Кто знает, спустя сколько лет на этот раз, возможность станет обязанностью?!
Не теряйте время зря, пробуйте, выбирайте, находите плюсы и работайте с удовольствием. Надо отметить, что в нашей стране нововведения, касающиеся электронного взаимодействия, не бывают спонтанными и неожиданными – и это хорошо.
Забудьте про штрафы
Не секрет, что российское законодательство не предусматривает штрафных санкций за ошибки при работе с электронной первичкой. А вот наказания за ошибки в бумаге только ужесточаются.
Работая с бумагой, есть все шансы потерять многие часы на ксерокопировании документов, например, во время проведения камеральной проверки, и увеличить в разы расходы своей компании. Согласно п. 3 ст. 93 части первой Налогового кодекса РФ истребованные документы необходимо представить в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. А на основании п. 1 ст. 126 части первой Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок истребованных документов влечет за собой взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Количество документов, интересующих инспектора, может достигать сотни. Подготовить за 10 дней заверенные копии документов и составить описи, конечно, можно, но тратить на это драгоценное время, когда можно сделать все за несколько часов – роскошь в наши дни.
Напоминаем, порядок истребования электронных документов утвержден Приказом ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@. Представление документов осуществляется в установленных ФНС форматах согласно Приказу ФНС РФ от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@. Если инспектор по каким-то причинам не может просмотреть ваши электронные документы, тогда вы имеете право представить их на бумаге, даже, если уже не укладываетесь в установленный срок. И снова плюс в нашу пользу.
Прислушивайтесь к рекомендациям
В нашей с вами совместной работе по автоматизации обмена счетами-фактурами важно не воспринимать изменения законодательства в штыки, а прислушиваться и правильно использовать в работе.
Например, для счетов-фактур формат .xml является обязательным, а вот для товарных накладных и актов выполненных работ – рекомендуемым. Конечно, можно придумать множество аргументов, что работать с накладной в xml неудобно. Но согласитесь, лучше сейчас приучить себя работать с форматами, которые рекомендует налоговая. Во-первых, это позволит вам беспрепятственно представлять ваши документы во время проверок, во-вторых, если формат перейдет в раздел обязательных, вы будете готовы к этому. Можно еще придумать и в-третьих, и в четвертых, но обойдемся пока самым очевидным.
Напоминаем, рекомендуемый формат xml для накладных и актов утвержден Приказом ФНС РФ от 21.02.2012 N ММВ-7-6/172@.
Получайте дополнительные возможности
В борьбе с компаниями-однодневками вам опять поможет ФНС России и ее доверенные операторы ЭДО. Обращаем внимание, список операторов ЭДО, включенных в Сеть доверия ФНС можно найти на официальном сайте службы.
Существует несколько способов проверки контрагентов. Один из самых распространенных – с помощью сервиса на сайте ФНС. Один из новых – проверить работает ли ваш контрагент с оператором документооборота. Подключаясь к оператору, компания явно говорит, что у нее серьезные намерения. Фирмы-однодневки с малой долей вероятности станут тратить время и силы на организацию электронного документооборота, регистрироваться в сервисах обмена. И этим можно смело пользоваться. Чтобы узнать, например, является ли ваш контрагент абонентом сервиса Synerdocs, вам достаточно на адрес электронной почты support@synerdocs.ru направить список, интересующих вас компаний. Специалисты технической поддержки незамедлительно сообщат вам, кто из них уже работает через Synerdocs.
Узнавайте у ваших операторов, что еще они могут вам предложить, кроме услуг передачи документов.
Еще больше общения!
Общаясь с оператором ЭДО, услугами которого вы пользуетесь, не забывайте поддерживать разговор и с налоговой. Сегодня ФНС благосклонно относится к компаниям, которые переходят на работу с электронными документами. Рассылает разъяснительные письма, отвечает на запросы, консультирует. Так, например, специалисты службы активно призывают к совместной разработке новых документов, которые впоследствии могут стать электронными. Это далеко не единственный случай, когда ФНС выносила вопрос на обсуждение с налогоплательщиками.
Если у вас есть вопросы по сдаче электронной отчетности, есть сомнения, что инспектор не увидит ваш электронный документ – звоните, обращайтесь, спрашивайте. Налоговая служба так же, как и мы с вами, заинтересована в развитии электронного документооборота.
***
И как говорится в известной поговорке «Не умеешь - научим. Не хочешь – заставим», давайте учиться вместе и сейчас, чтобы однажды, спустя десять, а то и меньше лет, нас не заставили.
Будьте участником событий, а не их наблюдателем!
Источник: klerk.ru
Комментарии 0