Фрадков отправил российскую криптографию за рубеж
Правительство России выступило с предложением поддержать компании, специализирующиеся на криптографических решениях, в их международной экспансии. Премьер-министр Михаил Фрадков дал задания четырем ведомствам разработать соответствующие предложения.
Валерия Комиссарова
Правительство России выступило с предложением поддержать компании, специализирующиеся на криптографических решениях, в их международной экспансии. Премьер-министр Михаил Фрадков дал задания четырем ведомствам разработать соответствующие предложения. Однако инициатива правительства не нашла широкой поддержки среди участников рынка.
Правительство РФ выразило желание поддержать отечественный
рынок криптографических решений и производство криптографического оборудования.
Минобрнауки, Минпромэнерго, ФСБ (Федеральная служба безопасности), ФСО
(Федеральная служба охраны) по поручению РФ до 1 декабря
На прошедшей отчетной встрече главы Мининформсвязи Леонида Реймана с Кабинетом Министров был поднят вопрос и о поддержке экспансии российских ИТ-компаний как таковых на международный рынок. В ходе прошедшей дискуссии и было решено, что наиболее вероятным претендентом на повторение успеха «Лаборатории Касперского» являются компании, занимающиеся криптографическими решениями. Идея была одобрена премьер-министром России Михаилом Фрадковым, в результате чего указанные ведомства и получили задание по разработке «плана поддержки».
Участники рынка в большинстве своем скептически отнеслись к инициативе правительства. «Правительство уже не раз высказывало намерение поддерживать российские компании в экспансии на зарубежные рынки, вот только вопрос в том, ждут ли их там или нет, — считает Андрей Степаненко, директор по маркетингу компании «Информзащита». — За рубежом рынок средств защиты, фактически, уже давно поделен, и российские компании, решившиеся начать работать на нем, наверняка столкнутся со значительными трудностями».
По мнению г-на Степаненко, для российского криптографического рынка экспансия будет довольно проблематичной, «так как клеймо «находится под контролем КГБ» не лучшим образом влияет на восприятие этого рода решений за рубежом». Кроме того, существуют и серьезные проблемы совместимости, так как ГОСТ, по которому сделано российское криптографическое оборудование, никем больше не поддерживается, и его взаимодействие с другими продуктами других вендоров представляется весьма сложной задачей. По мнению эксперта, у отечественных криптографических компаний по-прежнему есть рынок сбыта в виде точечных поставок в отдельные страны — в этом отношении для них особенно интересен Дальний Восток.
«Информзащита» не одинока в своей позиции: «Мысль выбрать для поддержки в активной международной экспансии именно криптографический сектор, выглядит довольно странно. Во-первых, это очень жестко регулируемый государством рынок — везде, и поэтому вероятность того, что иностранному игроку удастся в него войти, выглядит довольно сомнительной, — считает Алексей Доля, руководитель аналитического центра InfoWatch. — Например, в России из десятков зарубежных игроков, пытавшихся получить все необходимые лицензии для своих решений в этой области, это удалось только Cisco. Стоит ожидать ничуть не меньших проблем и для России в других странах». Кроме того, эксперт отмечает, что для успешной экспансии на целевых рынках должна быть потребность в продвигаемых решениях, а каких-либо предпосылок и конкурентных преимуществ к тому, чтобы российские криптографические продукты сумели потеснить на зарубежном, уже давно сформировавшемся рынке локальных игроков, пока не видно.
Столь же осторожен в своих оценках и Алексей Лукацкий, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems: «Я не думаю, что нам стоит реально рассчитывать на то, что наша криптография завоюет мир. Мы сами с большой неохотой разрешаем импорт западных криптосредств в Россию. Не стоит ждать, что все страны мира примут наши технологии двойного применения с распростертыми объятиями. Все-таки пока криптография у нас ассоциируется со спецслужбами, а спецслужбы — с государством. Учитывая непростую политическую ситуацию в мире и рост влияния России на международной арене, такая инициатива может быть воспринята всем миром как очередная попытка навязать международному сообществу свою политику и использовать ее в потенциальных будущих конфликтах. Примерно так, как это происходит сейчас с энергоносителями».
Эксперт также отмечает, что «предпосылки для успешной экспансии, конечно, существуют, но, как всегда, этого еще недостаточно, чтобы завоевать рынок. Несмотря на общее мнение о том, что российская криптографическая школа очень сильна, большинству потребителей известны только 3 наших алгоритма — шифрования (ГОСТ 28147-89), ЭЦП (ГОСТ Р 34.10-2004) и хэширования (ГОСТ Р 34.11-94). Но это еще не вся криптография. Мы не предложили миру ни одного криптографического протокола, да и другие достижения наших криптографов-математиков не признаны. Поэтому прежде, чем выходить на рынок с готовой продукцией, нам придется потратить не один год на то, чтобы доказать на практике наше преимущество перед остальными игроками. Причем доказывать не на словах, а на деле. И только потом можно говорить о завоевании мирового рынка отечественными продуктами, что тоже сопряжено с рядом трудностей». По мнению г-на Лукацкого, «скорее всего, нас ждет удел российских антивирусов, которые известны не как самостоятельные продукты, а как движки в других антивирусных продуктах. В криптографии то же самое. Мы можем экспортировать наши алгоритмы и протоколы, которые затем могут реализовываться программистами по всему миру. Возможно, даже с соответствующими лицензионными отчислениями».
Источник: CNews.ru
Комментарии 0