Государство запускает стандартизацию электронного архива: что это значит для бизнеса
28 ноября 2025 года Федеральное архивное агентство опубликовало приложение к приказу Росархива от 28.11.2025 № 156 — Рекомендации для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) по формированию перечней документов, которые должны создаваться, храниться и использоваться исключительно в электронной форме. Разбираем, что именно обновилось и стоит ли компаниям обратить на это внимание.
Документ не является нормативным актом, но опирается на действующее законодательство об архивном деле, информации и делопроизводстве и фактически определяет будущее развитие электронного документооборота.
Последняя версия Рекомендаций датируется 2011 годом, так что ее обновление можно считать значительным сдвигом в подходе к цифровому хранению.
Основное из обновленных Рекомендаций к работе с электронными документами
Росархив увязал документ с ключевой нормативной базой: национальными целями развития, стратегией цифровой трансформации госуправления, приказами, правилами и инструкциями Росархива по хранению, а также запуском государственной цифровой платформы хранения электронных документов (ЦХЭД). Это можно назвать попыткой систематизировать подход к определению того, какие именно документы должны изначально формироваться в электронном виде.
Рекомендации предлагают включать ведомствам в свои перечни три группы документов:
Документы с временными сроками хранения
Это большая часть текущего делопроизводства: проекты нормативных актов, распоряжения, отчеты, плановые материалы, справки, информационное сопровождение, служебная переписка, документы по учету и контролю.
Документы, которые по закону уже должны вестись в электронной форме
Независимо от срока хранения, если технология предусмотрена федеральным законодательством, электронный формат обязателен.
Документы постоянного срока хранения, действие которых не превышает 5 лет.
Это документы постоянного срока хранения, которые имеют краткосрочное или оперативное значение.
Рекомендации также фиксируют важное ограничение: электронные образы (сканы) бумажных документов и документы, которые должны храниться только на бумаге, в перечень включать не рекомендовано.
Правила оформления перечня электронных документов (ЭД)
Рекомендации подчеркивают, что ведомствам стоит заранее быть готовыми к передаче электронных документов постоянного хранения в ГИС «ЦХЭД».
Сами перечни ЭД должны оформляться по правилам и содержать четыре обязательные графы:
- номер по порядку;
- вид документа;
- срок хранения документов и номер статьи по перечню ФОИВ;
- примечания (в них указывается по каким нормативным актам установлен срок хранения. При необходимости ставится пометка: «Передается на постоянное хранение через ГИС «Платформа «ЦХЭД»).
Что полезно понимать бизнесу
Последние годы компании активно переходят на цифровой документооборот. Но единообразное понимание того, что можно считать оригинальным документом, а что — только копией, есть не у всех. Из-за этого при проверках возникают споры, особенно в ситуациях, когда оригинал утерян или изначально оформлялся неверно.
Хотя новые рекомендации и адресованы федеральным органам власти, их последствия могут коснуться и корпоративного сектора, поэтому, стоит понимать:
Государство формирует эталонные практики хранения электронных оригиналов. Обычно такие подходы затем проникают в корпоративные стандарты и СЭД крупных компаний.
Крупный бизнес, работающий с ФОИВ, будет вынужден синхронизировать форматы и процессы. Чем ближе корпоративный документооборот к государственным требованиям, тем легче интегрироваться в совместные процессы.
Рынок электронных архивов и долгосрочного хранения получит новую точку роста. Появление и развитие ГИС «Платформа «ЦХЭД» означает, что стандарты долговременного хранения будут формироваться быстрее.
Компании, которые работают с большим объемом документов, могут воспринимать новые рекомендации Росархива как сигнал готовиться к следующему этапу цифровизации. Уже сейчас имеет смысл следить за развитием требований, оценивать собственные архивы и заранее планировать переход на полноценные электронные оригиналы.
Решения Directum помогают выстроить такой контур. Электронные архивы Directum обеспечивают оперативное и долговременное хранение, систематизацию, быстрый поиск и контроль доступа к корпоративному контенту. Цифровая платформа Directum RX поддерживает полный цикл работы — от создания или оцифровки до передачи на постоянное хранение или уничтожения с соблюдением сроков хранения и архивных процедур в соответствии с законодательством.
Комментарии 0