Искусственный интеллект для HR-менеджмента
Какие функции уже освоены искусственным интеллектом, а какие – на подходе?
Использование ИИ для управления персоналом — трендовая тема. Все больше компаний понимают, что люди — наиболее ценный ресурс для бизнеса. Цифровизация актуальна как для задач обучения сотрудников, так и удержания ценных кадров.
Адаптация сотрудников. Приходя в компанию, у человека существуют ожидания от новой работы. В этот момент важно не дать ему «потеряться». Не во всех организациях есть институт наставничества, если такой возможности нет, влиться в коллектив помогут технологии. ИИ может проанализировать историю действий новых сотрудников на аналогичной должности и предложить оптимальный алгоритм адаптации: что изучить, ответы на какие вопросы и где найти.
Регулярное обучение специалистов. Здесь есть несколько вариантов. Например, ИИ оптимизирует работу HR-специалиста с заявками на обучение: проверку лимитов бюджета, сверку тематики курсов с целями бизнеса, наличие подобных материалов внутри компании. В результате система может помочь принять решение по каждой заявке и предоставить обоснование в случае отказа.
В крупных компаниях технологии помогают организовать отработку конкретных навыков в нестандартных ситуациях: при экстремальных событиях, которые сложно и дорого смоделировать вживую. Такие технологии уже применяются в США: например, компании Walmart и Strivr используют компьютерное зрение и шлемы виртуальной реальности для обучения сотрудников правильным действиям в период распродаж («черной пятницы»). Технология позволяет решить вопрос удаленного обучения: больше нет необходимости в «живом» тренинге.
ИИ помогает в сохранении ценных сотрудников. Уход опытного специалиста — это всегда риск утери неформализованных знаний, которые специалист уносит с собой. Стараясь управлять этим риском, менеджеры понимают, что на этапе подписания заявления на увольнение с сотрудником уже сложно общаться.
Соответственно, есть спрос на прогнозирование таких событий, и технологии предиктивной аналитики могут помочь в исследовании поведения в корпоративных системах. ИИ позволяет анализировать интересы пользователей, которые проявляются на уровне действий во внутренних системах компании, активности в социальных сетях — и выдают отчет о состоянии человека. Это позволяет руководителю отследить определенные «звоночки»: например, не интересуется ли специалист новой сферой деятельности или переездом в другой город.
Машинное обучение можно использовать и для профилактики заболеваний сотрудников: вовремя отследить сезонность и заранее к этому подготовиться. Пока такие кейсы характерны для западной практики, но и для России они вполне применимы.
Источник: e-xecutive.ru
Комментарии 6
Виталий, очень популярная тема среди бизнеса! А есть уже живые примеры использования подобных технологий именно на российском рынке? Если да, насколько их применение уже можно оценивать на текущий момент и есть ли положительный эффект?
Очень похоже на то, что "Большой брат" будет следить за тобой постоянно. Идея безусловно интересная и очень перспективная, но не нарушает ли ее посыл границ личного пространства сотрудника? Я конечно понимаю, что на работе мы все в первую очередь сотрудники и должны пользоваться глобальной сетью исключительно в рабочих целях, а наше "личное" отходит на второй план. Но все же, подсознательно, лично мне было бы не очень комфортно осознавать, что мой работодатель, пусть и по средством ИИ, анализирует мои поисковые запросы.
Сотруднику в первые месяцы пребывания на новом месте нужно:
Для решения 1 и 2 задачи прекрасно подходит ИИ:
Но именно влиться в коллектив без наставника будет тяжело. В любом начинании важно чувствовать поддержку. Поддержку именно тех людей, которые уже прошли путь, который молодому специалисту только предстоит пройти.
ИИ не сможет заметить упадок сил и подсказать, как с ним справиться, не сможет подсказать индивидуальный подход к специалистам своей компании или компании заказчика и просто не сможет создать дружественную атмосферу. Но всё это сможет сделать наставник. Думаю, на первоначальном этапе всё-таки человеку нужен человек)
Еще один вариант использования технологий в части сохранения ценных кадров: думаю ни для кого не секрет, что во многих организациях в должностные обязанности HR-специалистов входит мониторинг сайтов для поиска работы на предмет появления резюме своих сотрудников. С учетом роста количества таких сайтов, ИИ технологии могли бы помочь HR-специалистам в этой части, особенно в крупных организациях.
Виталий, спасибо за интересную статью! Единственное, очень заинтересовала идея обучения при помощи шлемов виртуальной реальности и хотелось бы немного подробнее разобраться с одним из утверждений:
В статье речь идёт об искусственном интеллекте, а шлемы виртуальной реальности лишь позволяют углубиться в процесс, смотря на него, так скажем, изнутри. В чём проявляется вклад именно ИИ?
На днях попалось интересное интервью с основателем ABBYY Давидом Яном. Он рассказывает про проект Yva, который направлен как раз на сохранение и удержание сотрудников. Оказывается, совсем не обязательно "заглядывать" в содержание переписки в почте или мессенджерах сотрудников. По их задумке, достаточно идентифицировать изменение паттернов поведения в корпоративных системах. При этом отмечают, что даже сам сотрудник может не осознавать, что его поведение становятся похожими на один из паттернов. Думаю, что можно рассматривать не только паттерн "увольнение", но и другие интересные и важные. Например, "необходимость обучения", "потребность в развитии", "расширение обязанностей и полномочий".