Итоги бизнес-года в сфере ECM. Интервью на DOCFLOW 2012 с Александром Родионовым (Ланит)
На вопросы ECM-Journal отвечает директор департамента систем управления документами ЗАО "Ланит" Аллександр Родионов.
На вопросы ECM-Journal отвечает Александр Родионов, директор департамента систем управления документами ЛАНИТ.
Какие тенденции развития ECM вы считаете наиболее актуальными в данный момент, что движет ECM-рынком?
Наиболее актуальными являются тенденции выхода потребностей заказчиков (а не предложений вендоров) за пределы стандартного организационно-распорядительного ДО, все больше и больше спрашивают не только приказы-распоряжения-входящие-исходящие, но и нечто большее.
И вторая тенденция – мобилизация. Мобильные устройства разных мастей – это, скорее, мода, чем тренд, потому что аппаратная часть таких устройств еще не устаканилась. Уже сейчас есть три кандидата на лидеры: iPad c операционной системой iOS, Android и операционная система Windows, которая выйдет в ближайшее время.
То, что усложняет эту тенденцию и делает ее не такой плоской, заключается в том, что сейчас у заказчиков сформировалась 2 разных понимания, зачем iPad, или другое любое мобильное устройство, нужно в дополнение к СЭД.
Первое, и наиболее распространенное сейчас понимание, что iPad – это инструмент для руководителя, подчас же руководители не работают с информационными системами напрямую. И гений Стива Джобса и Apple заключается в том, что многие люди, которые никогда не работали с компьютером, начинают работать с этими устройствами. Понятно, что таким людям мы не можем предоставить наш стандартный СЭДовский интерфейс, потому что для них он очень сложен. Соответственно, такие клиенты являются простыми, красивыми: документ, резолюция, две – максимум три кнопки. Дополнительно есть возможность написать голосовую резолюцию, что, с точки зрения информатизации, смысла особого не имеет, потому что все равно есть секретарь, которая их переводит в какой-то вид. Или возможность написать что-то на экране, что также не имеет смысла, так как потом это также переводится в объект информационной системы. Это первая и наиболее распространенная потребность.
Но сейчас я вижу, что появляется вторая категория клиентов, которая реально готова всем менеджерам среднего звена закупить iPad как корпоративные устройства, сделать для них это устройством личной эффективности на работе. И те приложения «с двумя кнопками», которые мы показывали руководителям, уже для такого типа пользователей оказываются недостаточными. Потому что те предложения очевидно шли по пути упрощения функциональности, а здесь нужно полноценное рабочее место в СЭД на экране с меньшим разрешением, с управлением пальцами, а не мышкой, это сложная эргономическая задача.
На мой взгляд, нам это удалось решить, один из наших партнеров (компания Роснано-Информ) разработал полноценное решение, которое позволяет менеджерам среднего звена подключиться к базе LanDocs и выполнять все действия, кроме, пожалуй, сканирования. Эта тенденция сейчас набирает обороты и она является наиболее интересной с точки зрения коммерческого внедрения, потому что даже если все руководители РФ купят себе АРМ руководителя, то это все равно по одному рабочему месту на каждого. А с точки зрения массового внедрения наибольший интерес представляет именно второй вариант корпоративного решения. Но пока таких внедрений очень мало, потому что понимание iPad как корпоративного устройства пока еще только на этапе становления.
И третья значительная тенденция, на мой взгляд, – это облака, - еще не проявила себя в достаточной мере, во-первых, из соображений безопасности, во-вторых, пока далеко неочевидны экономические выгоды этой технологии, с учетом затратных каналов связи (Россия большая, каналы узкие – дорогие), поэтому эта тенденция пока рассматривается как перспективная.
Есть еще одна технология, которой мы уделяем много внимания, - это реализация возможности работы с СЭД без подключения к сети интернет. На мой взгляд, в дополнение клентам для мобильных устройств – мы должны создавать для АРМы СЭД на ПК, удобные для мобильных (в смысле подвижности, а не оснащенных мобильными устройствами) пользователей, позволяя при этом работать без подключения к сети. Такая возможность поработать над документами на ноутбуке, а потом каким-то образом синхронизироваться – это очень востребованная, но при этом достаточно сложная задача, с точки зрения того, как заключить эти процессы в систему корпоративного ЭДО. Если тебе прислали письмо, и ты формируешь ответ в офлайн-режиме, а потом отправляешь его по почте, то ты, грубо говоря, никому ничего не должен, - ты подключился к сети и почта ушла. А если речь идет о согласовании документов, то проблемы возникают в процессе: например, с добавлением новых версий документа, когда существует возможность согласовать не ту версию, или с работой механизма замещения. То есть накладывается множество требований на структуру процесса и функциональность, чтобы сделать для пользователя работу в оффлайн режиме удобной и понятной.
Какие новые задачи появляются в области ECM? Можно ли сказать, что происходит расширение задач сферы ЕСМ?
Вообще существует три категории ИС. Системы управления структурированной информацией – это обычно ERP-системы. Там, где хранятся цифры, деньги, материальные потоки.
Вторая категория – системы личной эффективности: офис, почта, календари.
Третья – системы управления неструктурированной информацией. Они включают в себя порталы, ECM-системы – все, что позволяет управлять неструктурированным контентом.
На мой взгляд, динамика движения заключается в том, что на протяжении последних 40 лет предметная область ERP-систем развивалась, в нее вкладывались миллиарды долларов. Здесь не имеет смысла выдумывать новые объекты, информационные объекты ERP-систем уже сформированы. И в той мере, в какой они сформированы, к ним должен теперь добавляться неструктурированный контент. Если взять бухгалтерский учет - к нему добавляется бухгалтерская «первичка», управление персоналом – к нему добавляется HR-процессы и документы, производственные модули – к ним добавляется проектно-сметная производственная документация. Тут ничего придумывать не надо. Отсюда сильная синергия. Об этом уже объявил SAP, думаю, рано или поздно об этом объявит и Oracle.
То есть в рамках ERP будет появляться возможность добавления неструктурированного контента. Если говорить о том, что получило развитие на российском рынке, - архивы финансовых документов, задача проектно-сметной документации, на мой взгляд, еще не является широко распространенной. Точно так же, как соответствующие модули из ERP-систем, кадровые архивы.
Тенденция рынка ECM в том, что системы управления неструктурированным контентом наступают на две другие категории систем – появляются надстройки для «ворда», которые позволяют зарегистрировать документ в информационной системе или открыть, это наступление на систему личной эффективности. Или например согласовать счет на оплату не открывая интерфейса ERP– это ERP …
Как по Вашему мнению, внимание к интерфейсам в сфере СЭД – каприз или прагматичное решение? Чем объясняется мода на интерфейсы?
Это связано с тем, что чем больше процессов охватывает ЭДО организации, чем больше пользователей мы вовлекаем в процесс, тем больше проблем мы будем иметь, если наш интерфейс не понятен пользователю. В примерах неуспешных внедрений пользователи часто говорят, что «с бумажками было лучше». Часть причин неуспеха в том, что традиционно вендоры уделяли этому мало внимания. И можно понять, почему: это отдельная предметная область и в нее нужно вкладываться, что может привести к кардинальной перестройке самого продукта. Вендор должен быть финансово стабилен, чтобы «потянуть» такие работы, но это не дань моде, это реальная потребность. Я думаю, что те вендоры, которые останутся на старом уровне интерфейсов постепенно будут вытеснены, потому что пользователи приучаются задавать правильные вопросы: «А что если эту карточку откроет человек, которому не нужны 6 закладок и 28 полей?» И дальше таких пользователей будет все больше. Я вижу, как многие производители решили пойти по простому пути – не эргономики, а дизайна. Нарисовать красивый интерфейс, иконки, подобрать цвета, выбрать правильные шрифты. Это правильно, хорошо, но это дешевое и неполное решение проблемы!
Что стало открытием для вас на выставке-конференции DOCFLOW 2012?
На самом деле есть некоторая общая проблема, она связана с тем, что наши айтишники разговаривают не на том языке: на языке технологий, а не решений. Сейчас, мне кажется, что вендоры потихоньку осваивают язык бизнеса, будь то решения для iPad, обращения граждан. Эта тенденция правильная, потому что тогда клиент получает не конструктор с конечной функциональностью, а набор стандартных решений. Очень радует, что вендоры идут по пути предложения комбинации платформ и стандартных решений. И они существуют не только на бумаге, на рекламных листовках, распространяемых на конференциях, а реализованы в коде, они начинают входить в жизнь не как элемент маркетинга, а как реальный продукт, который можно купить и использовать. Это реальный тектонический сдвиг.
Спасибо за интервью!
Комментарии 0