Наверх

Я б в ИТ-шники пошел! Какие специалисты сегодня нужны рынку информационных технологий?

Время чтения: 12 минут
0
Я б в ИТ-шники пошел! Какие специалисты сегодня нужны рынку информационных технологий?

В России по-прежнему не хватает ИТ-специалистов. По данным государства, сейчас на рынке около 740 тыс. вакансий. Бизнес же готов принять в сферу информационных технологий до 1 млн сотрудников. И это — почти на треть больше, чем годом ранее. Самые «голодные» на кадры направления — программирование, системная аналитика, аналитика данных. А с развитием технологий, в частности ИИ, стали появляться новые специальности, «закрывать» которые — некому. Как будет развиваться ситуация, и что делать — обсудим.

Какие ИТ-специальности появляются сейчас на рынке, как по ним готовят кадры, и каких кандидатов ждут работодатели — мы спросили у экспертов:

Илья Петухов, руководитель проектов по развитию AI-продуктов компании Directum;

Ксения Талыкова, старший преподаватель и инженер кафедры «Автоматизированные системы управления» ФГБОУ ВО МАДИ;

Екатерина Сабурова, доцент кафедры «Высшая математика» ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М. Т. Калашникова;

Анна Лагунова, заведующая кафедрой «Цифровая трансформация» РТУ МИРЭА.

Какие новые специальности появились на ИТ-рынке?

В лидерах популярных «старых» ИТ-профессий на рынке долгое время остаются разработчики на Python, на которых спрос вырос на 30%, и Java-разработчики — на них приходится каждый шестой запрос на порталах с вакансиями. А какие новые ИТ-специальности появляются сейчас на рынке? Каковы причины их появления? Какими компетенциями должны обладать эти специалисты?

Илья Петухов, Directum: Так как тренд технологии ИИ растет и развивается во всех отраслях, то и конечно же нужны специалисты, которые разрабатывают, внедряют и, главное, сопровождают работы таких проектов.

Для того, чтобы ИИ заработал, его нужно обучить. Прежде, чем мы начнем учить, нужно подготовить данные. Сделать это может Аналитик данных (Data Scientist). От них напрямую зависит, насколько хорошо и качественно будет обучена модель данных.

Чтобы обучение модели прошло хорошо и она стабильно работала — нужны ML-инженеры (Machine Learning Engeneer), которые разговаривает с ИИ на одном языке, умеют настраивать, разворачивать приложение и писать код. Они занимаются созданием и улучшением алгоритмов и моделей машинного обучения, позволяющих компьютерам обрабатывать и анализировать большие объемы данных, распознавать образы, голосовые команды, проводить прогнозы и многое другое.

Если мы говорим о генеративном ИИ, то, чтобы пользователь правильно взаимодействовал с ИИ, он должен разговаривать с машиной на одном языке и использовал так называемые «промпт-запросы». Подобрать эти промпты, правильно их донести до бизнеса, дать рекомендации может — промпт-инженер (Machine Learning Engeneer). Они также могут оптимизировать системы обработки естественного языка.

Кроме того, ИИ нужно контролировать, дообучать и совершенствовать его навыки. Для этого примерно год назад на рынке появилась вакансия — ИИ-тренер (AI-trainer). Его задача — оценить результат работы машины, корректировать качество ее работы по мере применения и дообучения. В этом направлении также нужны знания работы с текстами, это потенциальная работа для редакторов, копирайтеров, переводчиков, журналистов и контент-менеджеров.

Анна Лагунова, РТУ МИРЭА: Еще один фактор появления новых специальностей — ограничения на ИКТ-импорт и уход западных вендоров с российского рынка. Произошла активизация отечественных разработок цифровых решений и импортозамещающего производства в сфере ИКТ, появились новые ИТ-специальности.

Например, появление технологии RPA (Robotic Process Automation) создало специальность RPA-разработчик — это тот, кто отвечает за настройку и разработку программных роботов. Он создает алгоритмы, скрипты, а также формализует необходимые действия для автоматизации определенных бизнес-процессов.

Еще один тренд — пересборка трудовых функций разных профессий в рамках предприятия или отрасли. Например, для FinTech это ИТ-специальность бизнес-технолог, которая включает в себя функции бизнес- и системного аналитика, а также проджект-менеджера.

Ксения Талыкова

старший преподаватель и инженер кафедры «Автоматизированные системы управления» ФГБОУ ВО МАДИ

Я считаю, что это специальности на стыке нескольких отраслей: медицины, программной инженерии, психологии, робототехники, аддитивных технологий. Такая форма обусловлена тем, что информационные технологии всё больше становятся частью повседневной жизни и всё больше проникают во все сферы деятельности человека, постепенно превращаясь из отдельной отрасли в вспомогательный инструмент.

Как вузы готовят специалистов для ИТ-рынка?

Как решается проблема подготовки кадров по новым специальностям? Успевают ли учебные заведения открыть соответствующие программы? Или вся основная подготовка ведется на предприятиях на местах?

Ксения Талыкова, ФГБОУ ВО МАДИ: Учебные заведения не всегда успевают открывать новые программы, так как это не быстрый процесс. Однако это не означает, что студенты лишены актуальных знаний о новых технологиях. Преподаватели могут привнести в свою программу новые знания и предложить студентам опробовать новые технологии на лабораторных занятиях. Например, я тоже стараюсь держать руку на пульсе и когда узнаю что-то новое и интересное для себя, связанное с ИТ, то пробую адаптировать свои новые знания под текущие учебные задачи.

Екатерина Сабурова

доцент кафедры «Высшая математика» ФГБОУ ВО ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

Вузам сложно успеть за сменой технологий. Но всё же стараются — открывают новые программы, перерабатывают или дополняют существующие. Зачастую встречаются с проблемами по нехватке ресурсов для создания новых программ, поиску узконаправленных и квалифицированных преподавателей. Да и сам процесс открытия новых программ достаточно длительный и трудоемкий. Конечно, самая лучшая версия, это когда предприятия сами выходят на связь и говорят о своих потребностях в специалистах, но это крайне редко, к сожалению.

Анна Лагунова, РТУ МИТРЭА: Университеты заинтересованы в том, чтобы эффективно готовить кадры в условиях постоянных изменений и инноваций. И в этом им способен помочь бизнес, как носитель ценной практической экспертизы. Образовательные продукты должны учитывать реалии рынка, поэтому необходимо активно привлекать к преподаванию практикующих представителей индустрии и учитывать бизнес-специфику при составлении программ.

Еще один инструмент — программа «цифровых кафедр» в университетах, которые позволяют студентам получить дополнительную ИТ-квалификацию параллельно с основной программой обучения. Они смогут применить полученные знания в ходе стажировок и при дальнейшем трудоустройстве, что позволит внедрять цифровые технологии при работе в смежных с ИТ отраслях. При этом программы формируются при участии компаний-лидеров ИТ-отрасли, чтобы сформировать наиболее актуальную и востребованную на рынке матрицу цифровых компетенций.

Анна Лагунова

заведующая кафедрой «Цифровая трансформация» РТУ МИРЭА

Лучший способ решения этой задачи — объединение усилий бизнеса и вузов. Такой подход позволяет университетам быть на шаг впереди и лучше готовить студентов к реальным вызовам. Для компаний это возможность оценить способности студентов и сформировать базу потенциальных сотрудников. Коллаборация с работодателями и EdTech-сегментом имеет преимущества для всех: вузы готовят студентов в соответствии с актуальными требованиями цифровой экономики, бизнес получает сильных джунов, готовых к решению реальных задач, а студенты — трудоустройство, часто уже на этапе учебы.

Илья Петухов, Directum: В образовательных учреждениях хорошо получается там, где активничает бизнес: реализуют совместные кафедры, в обучении участвуют преподаватели с реальным рыночным опытом и т. д. На это настроены крупнейшие передовые вузы. Остальным нужно подтягиваться.

Конечно, есть и рыночные механизмы: платные курсы и тренинги. Есть курсы повышения квалификация на государственном уровне. Национальная программа «Образование», проект «Профессионалитеты» нацелены на то, чтобы готовить востребованные кадры на всех уровнях.

Илья Петухов

руководитель проектов по развитию AI-продуктов компании Directum

В целом новые профессии — это не фантастика, а вполне достижимый уровень знаний. Условный учитель средней школы, с сильными аналитическими навыками может переквалифицироваться в AI-тренера

Каким кандидатам на вакансию отдают предпочтение?

Какие именно уникальные компетенции гарантируют востребованность у работодателей, потенциально высокий уровень заработной платы, возможность устроиться на работу в передовую компанию?

Анна Лагунова, РТУ МИРЭА: Я бы выделила в структуре компетенций так называемые hard и soft skills. Уникальные компетенции в части hard skills («жестких» навыков, профессиональных) университеты стараются формировать у студентов через программы фундаментальной подготовки, определенные образовательными стандартами и через программы партнерства с бизнесом. И здесь компетенции, показывающие владение определенным технологическим стеком, который или используется бизнесом, или производится им, является, несомненно, уникальным набором знаний и умений, который позволит студенту еще на стадии обучения получить интересный оффер от компании. Конкретные компетенции зависят от ИТ-образовательных программ.

В части soft skills, которые определяются личными качествами, ситуация на самом деле несколько схожа, ведь опыт прохождения различных практических занятий по дисциплинам и практик с использованием проектных форм позволяет студенту изучить различные роли и примерить их на себя, сформировав тем самым, во-первых, понимание и осознанный выбор студента себя в более узком секторе выбранной ИТ-специальности, а во-вторых, усиленный набор качеств работы в команде.

Ксения Талыкова, ФГБОУ ВО МАДИ: Это способность широко мыслить в рамках нескольких смежных отраслей, умение использовать теоретические знания на практике и эрудированность в вопросах применения новых технологий.

Екатерина Сабурова, ИжГТУ им. М. Т. Калашникова: Мне кажется, что в первую очередь сейчас это умение работать в команде и коммуникационные навыки, также креативное мышление, подчеркивающее индивидуальность работника, гибкость и стрессоустойчивость.

Станут ли новые ИТ-специальности постоянными и массовыми?

Какие из новых сегодня позиций в ближайшее время могут стать массовыми? А в каких новых специальностях может проявить заинтересованность рынок через некоторое время, в силу каких причин?

Ксения Талыкова, ФГБОУ ВО МАДИ: Я считаю, что это специальности, связанные с информационной безопасностью, электронным документооборотом, нейросетями, робототехникой и аддитивными технологиями. Информационная безопасность и электронный документооборот — вещи не новые, однако неудержимо возрастающая доступность нейросетей способствует, например, увеличению числа мошеннических схем, что делает слияние информационной безопасности, электронного документооборота и нейросетей актуальным инструментом по борьбе с киберпреступностью. Более того, такой союз благотворен для дальнейшего развития электронных сервисов и становления их более доступными и комфортными для всех категорий граждан.

Аддитивные технологи займут свою заслуженную нишу в таких отраслях как медицина и строительство, позволив решить человечеству множество важных проблем, а вместе с робототехникой эти технологии помогут автоматизировать множество задач, сделав жизнь человека более безопасной и комфортной.

Анна Лагунова, РТУ МИРЭА: По состоянию на сегодня, скорее всего, это ИТ-специальности, связанные с искусственным интеллектом и большими данными, поскольку управление на основе данных DDG (Data Driven Governance) становится ключевым элементом цифровой трансформации в государственном секторе: данные рассматриваются в качестве актива, на базе которого принимаются решения, предоставляются услуги, осуществляется руководство организациями и инновациями. А инструменты оперирования этими данными нам предоставляют технологии искусственного интеллекта.

В связи с процессом импортозамещения технологического стека отечественными разработками как в сегменте промышленного ПО тяжелого класса (САПР, BIM, MES, PLM, PDM, DSS, CAD/CAM/CAE), так и применительно к системам управления нереляционными базами данных, пакетам прикладных программ для математических вычислений, фреймворкам хранения и обработки больших данных, востребованность в ИТ-специалистах для этих областей также будет продолжительной в течение значимого периода времени.

Илья Петухов

руководитель проектов по развитию AI-продуктов компании Directum

Думаю, что в ближайшие 5 лет эти профессии будут точно востребованы и на пике уровня заработной платы. Потом, возможно, перейдут в разряд мастхев или вообще исчезнут. Технологии будут совершенствоваться и появятся другие профессии

Чтобы прочитать эту статью до конца,
или зарегистрируйтесь

Комментарии 0

Чтобы прокомментировать, или зарегистрируйтесь