К чему готовиться IT-директору? Тренды и прогнозы на 2022 год
На какие решения придётся обратить внимание? Как изменятся бюджеты IT-направлений в компаниях? Мнениями о будущем и советами поделились эксперты ECM-Journal.
Конец года всегда сопровождается множеством традиций и прогнозов. Один из них — мнение аналитиков Gartner о перспективных ИТ-технологиях, которые будут востребованы в следующем году. В этот раз в список вошли: генеративный искусственный интеллект, фабрики данных, облачные платформы, автономные системы, интеллект в принятии решений, составные приложения, гиперавтоматизация, разработка искусственного интеллекта, а также сети кибербезопасности и вычисления, укрепляющие конфиденциальность.
Однако не все технологии из перечня Gartner, по мнению экспертов ECM-Journal, будут актуальными для российских компаний. Что же будет востребовано у нас?
Продлёнка для удалёнки
Эксперты ECM-Journal солидарны в одном: переход компаний на дистанционный режим и гибридный формат «дом-офис» — вот основные причины, которые заставят бизнес увеличивать ИТ-бюджеты в следующем году. Причём тенденция сохранится во всём мире.
«По данным Gartner, объём средств, глобально потраченных на ИТ в 2022 году, вырастет на 5,5% по сравнению с 2021-м и достигнет 4,5 трлн долл. Отчёт охватывает системы центров обработки данных, корпоративное ПО, устройства, ИТ-услуги и услуги связи», — делится данными Полина Дуйкова, руководитель направления СЭД/ECM департамента бизнес-решений группы компаний Softline.
С таким прогнозом не согласен Дмитрий Нор, директор компании SkySoft. Эксперт считает, что российский бизнес в следующем году сохранит расходы на уровне 2021-го. «Скорее всего, компании начнут экономить и покупать не менее эффективные решения по приемлемым ценам, — поясняет он. — В условиях кризиса деньги чаще уходят на другие нужды. Хотя снижений сумм на ИТ-решения при этом ожидать не стоит — цифровизация необходима многим, все оставшиеся средства по-прежнему будут вкладывать в неё».
Самого значительного роста эксперты ожидают в сегменте СЭД/ECM. Рынок решений для цифровизации документооборота, процессов и контента в России увеличивается ежегодно минимум на 10-12%. Не снизится показатель и в 2022 году.
«Рост стимулируют программы импортозамещения, трансформация внутри организаций, замена устаревших систем. Всё это вместе с повышенным спросом на ЭДО из-за пандемии может отразиться в росте рынка СЭД/ECM. Думаю, в 2022 году повышение будет около 15%», — прогнозирует Алексей Пестерев, директор бизнес-группы «Управление контентом и документооборот» Croc Code.
Особенно актуальными на этом фоне будут решения для кадрового документооборота и взаимодействия. Причём дело не только в пандемии и массовом переводе сотрудников на удалёнку. Ситуацию усугубляет демографическая яма в России — работодателям всё чаще приходится бороться за работников, предоставляя им максимально комфортную среду и выстраивая на этом свои бизнес- и HR-стратегии.
Любовь Смертина,
руководитель управления маркетинга в Контуре:
«Именно поэтому самыми востребованными останутся решения для удалённой работы и слаженной работы распределённой команды, а также для IT-безопасности в широком смысле. Сотрудники больше не находятся под пристальным вниманием руководства в одном помещении. Нужно отслеживать все процессы дистанционно и анализировать, чем занимаются работники в своих домашних офисах. Надо обеспечивать безопасность хранилищ, результатов работ распределённых команд, контролировать утечки и воровство данных теми же сотрудниками. Соответственно, в эти же направления будут и самые существенные финансовые вливания».
Логичный результат массового переходу на удалёнку — предприятия становятся территориально распределёнными. И это, по мнению эксперта, очень актуальный тренд для России с её огромной территорией, отличием климатических зон и ситуацией на рынке труда из-за демографических колебаний.
Наиболее предпочтительным вариантом работы будет сочетание очного и удаленного формата. «70% компаний уже сейчас заявляют, что это станет новой нормой. В России такую модель готовы внедрить более 50% работодателей», — делится данными Любовь Смертина.
Облака, ИИ и метавселенные
На фоне цифровизации HR будут развиваться ИТ-направления, связанные с переводом в автономный режим задач и процессов, которыми ранее занимались люди. Об этом говорит Виталий Астраханцев, руководитель AI-направления Directum. Эксперт уверен: российские компании в 2022 году продолжат переводить многие процессы под «контроль машин», что скажется на развитии облачных решений и вычислений.
Виталий Астраханцев,
руководитель AI-направления Directum:
«Уже сегодня мы видим, как стремительно развиваются не только SaaS-решения, но и целые платформы (PaaS). Инструменты, которые требовали локально развернутой инфраструктуры, уходят в прошлое. Бизнес переходит на облачные вычисления и массивы данных».
Накопление корпоративной информации в облаках способствует следующей тенденции — аналитике больших данных. Она всё чаще нужна для построения выводов, прогнозов, моделей поведения систем. На основе аналитики компании смогут принимать превентивные меры, которые позволят обеспечить стабильность работы облачных решений.
Об этом говорит и Полина Дуйкова. Она считает, что облачные продукты будут самыми востребованными в России, так как их развитие сфокусировано на бизнес-результатах. «В следующем году управление, оптимизация и защита разнообразных облачных ресурсов и массивов данных будут представлять собой наиболее важные операционные задачи», — комментирует она.
При этом уже сейчас наблюдается бурный рост спроса на cloud-сервисы со стороны бизнеса — особенно ритейла. Как отмечает исполнительный директор Ivideon Заур Абуталимов, за восемь месяцев 2021 года спрос на облака в этой сфере вырос в 1,5 раза в денежном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Вторая важная технология, которая явно войдёт в топ самых актуальных в следующем году, — ИИ и всё, что с ним связано. Причём некоторые эксперты уверяют, что наиболее востребованным будет именно генеративный искусственный интеллект, указанный в прогнозе Gartner. (Напомним, речь идёт о методах машинного обучения, которые изучают контент или объекты и используют их для создания новых, полностью оригинальных данных).
«Эта трендовая технология уже сейчас из какой-то сказки переехала в разряд применяемых и полезных в разных отраслях и в повседневной жизни. Сегодня такие модели помогают в маркетинге с разработкой креативов, автоматизированной закупкой рекламы, с контекстной рекламой, в сфере E-commerce и распознавании объектов в кадре, а также в оценке эффективности кампаний», — добавляет Любовь Смертина.
При этом, по её словам, если четыре года назад маркетологи неспешно внедряли умные алгоритмы в работу и не особо верили во влияние их использования на рост выручки, то прошлый год резко изменил ситуацию.
Сегодня более 80% руководителей компаний рассчитывают сохранить и увеличить темпы внедрения ИИ.
Параллельно огромный вес набирает тренд на комплексное внедрение интеллектуальных инструментов в процессы. В частности, ИИ уже ускоряет обработку документов, участвует в переподготовке данных для пользователя — на основании обучения инструмент подсказывает дальнейшие шаги или выполняет действия. Например, при рассмотрении документа ИИ находит все другие, указанные в его содержании документы. Или на основании исторических данных и обучения помогает руководителю — классифицирует входящий документ, автоматически выставляя в поручение срок и исполнителей.
«Фактически ИИ в 2022 году будет уже не только помогать заносить документы в информационную систему, но и упрощать процесс принятия решений, выстраивать бизнес-процесс. Причем мы говорим уже не только об уровне задач специалистов, но и о работе руководителей. Их время оценивается гораздо выше, а значит и эффект от внедрения ИИ станет в разы больше», — уточняет Виталий Астраханцев.
В бизнес-среде уже есть понимание того, что интеллект приносит дополнительный доход при автоматизации процессов. «Например, Сбер в прошлом году получил более 100 млрд рублей благодаря применению технологий ИИ и машинного обучения, — приводит цифры Артур Хасиятуллин, CEO в России стартапа TraceAir.
Интересным, в том числе для России, по мнению экспертов, может стать мировой тренд на развитие так называемых метавселенных, где объединение и взаимодействие людей в интернете с использованием VR и AR фактически дополняют реальный мир. Об этом говорит Аркадий Оверин, генеральный директор Номикс.
С коллегой согласен Заур Абуталимов, исполнительный директор Ivideon: «Метавселенная, о которой теперь всерьез говорят представители ведущих корпораций, теперь не просто термин из фантастики. Это новый мир, который уже формируется, благодаря искусственному интеллекту и технологиям VR и AR. Для бизнеса это играет свою роль. Дело в том, что AI-, VR- и AR-решения справляются с многими задачами гораздо быстрее человека. Особенно если речь идет об обработке большого массива данных», — уточняет он.
На что обратить особое внимание
Развитие информационных технологий в будущем не исключает вероятность кибератак. Более того, в грядущем году эксперты прогнозируют рост числа таких инцидентов.
«Более опасными и изощренными будут уловки преступников, орудующих дип-фейками и так называемыми троянами-вымогателями, а утечки станут обходиться компаниям дороже. Эти риски заставляют бизнес быть начеку и подходить к вопросу кибербезопасности более внимательно», — предупреждает Заур Абуталимов.
Эксперт уверен, что в 2022 году ещё больше корпораций откажутся от традиционного подхода к системам безопасности и предпочтут CSMA — архитектуру сетей кибербезопасности. Во всяком случае, по оценкам Gartner, к 2024 году компании, внедряющие CSMA, сократят финансовые потери от ряда киберинцидентов на 90%.
В свою очередь Алексей Пестерев добавляет, что готовность к вызовам 2022 года во многом будет определена тем, насколько качественно общаются ИТ-директора с функциональными заказчиками в конкретных направлениях организации.
«Такая коммуникация необходима как бизнесу — для понимания, какие задачи возможно решить с помощью технологий, высвободив тем самым значительные ресурсы, так и ИТ-компаниям, — говорит он. — Она даёт возможность лучше понять потребности бизнеса, скорректировать предлагаемые продукты исходя из реальных болей заказчиков». Также, по его мнению, важно вникать в нормативно-правовые изменения, которых в последнее время достаточно много, и ещё больше планируется. Они будут менять спрос и предложение на рынке цифровых услуг и формировать образ конкурентного технологичного бизнеса.
Вадим Атаманенко, основатель MightySAP LLC, предлагает ИТ-директорам обратить внимание на мотивационные программы для сотрудников. Хантинг ИТ-специалистов и ценность их адаптации в компании уже сейчас выходят на первый план. Это подтверждают сами ИТ-директора. Станислав Чегодаев, IT-директор Boxberry:
Станислав Чегодаев,
IT-директор Boxberry:
«Рынок ощущает заметный кадровый дефицит. В последнее время спрос на IT-специалистов огромен. Недостаток квалифицированных сотрудников влияет не только на стоимость продуктов, но и на саму возможность реализовать крупные проекты. На мой взгляд, в 2022 году нужно максимум внимания уделять кадрам, конкретно — команде, обеспечивающей изменения в IT и компании в целом. Причем речь идёт не только про материальную мотивацию и ФОТ, но и про обучение, инструментальное обеспечение. Готовиться нужно к тому, что самое постоянное теперь — это перемены. И именно крепкая команда обеспечивает выживание в эпоху перемен».
Комментарии 0