Как создавать двойников? Майский законопроект об использовании и хранении электронных документов
В прошлом году российские СМИ заговорили о цифровых дубликатах документов. Недавно стало известно, что порядок их создания закрепят изменениями законодательства. Какие ещё вопросы решает новый законопроект и что пока остаётся без ответа, читайте далее.
В прошлом году российские СМИ заговорили о цифровых дубликатах документов. Недавно стало известно, что порядок их создания закрепят изменениями законодательства. Какие ещё вопросы решает новый законопроект и что пока остаётся без ответа, читайте далее.
О тотальной цифровизации организаций в России заговорили в 2018 году. Юридические лица, государственные структуры и индивидуальные предприниматели планомерно переходят на электронное взаимодействие. Этот процесс сопровождается изменением правовой базы и юридическим урегулированием новых явлений.
Важным вопросом становится юридическая значимость хранения электронных документов. Ранее было введено понятие «цифровой двойник документа». А в мае на рассмотрение вынесли законопроект, закрепляющий порядок создания таких дубликатов и конвертации электронных документов.
Казалось бы, всё прозрачно, но эксперты видят в существующей редакции ряд ограничений. Мы обсудили текст законопроекта с Артёмом Пермяковым, R& D-директором компании Directum.
— Артём, насколько актуален законопроект?
— Изменения играют важное значение в построении цифровой экономики. Инфраструктура готова к полному переходу на электронный обмен, но это должно сопровождаться изменениями законодательства. Учитывая активную позицию бизнеса и государства, архивы бумажных документов становятся дорогостоящим атавизмом и заставляют компании тратить ресурсы на физическое хранение больших объемов.
— Чего в законопроекте пока не хватает, на ваш взгляд?
— В статье о конвертации приводится следующее условие:
«в конвертированном электронном документе сохранены в неизменном виде содержание и структура исходного электронного документа». |
Но при этом нет определений структуры документа и его содержания. Также не указывается, кто будет выполнять проверку. Необходимы и другие уточнения — критерии неизменности документа и определение понятия «изменение».
— Какие вводятся ограничения?
— Законопроект декларирует, что перед конвертацией документ должен быть обязательно подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). В то время как 63-ФЗ приравнивает к документу на бумажном носителе и информацию, подписанную простой или неквалифицированной электронной подписью.
Таким образом, в текущей редакции накладываются значительные ограничения на перечень инструментов, применимых для подписания.
— А какие изменения касаются долгосрочного хранения?
— Предполагается «повторное подписание электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью … в случае истечения срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи». А это значит, что документы потребуется заново подписывать каждый год.
— Какие вы видите возможные риски?
— Ежегодное переподписание документа УКЭП усложняет исполнение закона для крупных компаний. Владельцам масштабных архивов будет проще продолжить хранить их в бумажном виде, и они потеряют мотивацию для перевода документов в цифровое пространство.
— А технически сейчас есть другие варианты?
— Да, усовершенствованная электронная подпись формата CAdES–XL, CAdES–A гарантирует действительность сертификата в момент подписания. И в дальнейшем подтверждается действительность сертификата службы времени, штамп наносится повторно.
— Вы (ваша компания) намерены выдвигать предложения по коррекции законопроекта?
— Да, мы планируем вносить предложения по изменению закона в части возможных вариантов подписи и относительно переподписания по истечении срока ключа проверки ЭП. Будем делать это в рамках участия в экспертных рабочих группах.
Комментарии 0