Какие СЭД-продукты более востребованы – российские или зарубежные?
Какие СЭД-продукты более востребованы – российские или зарубежные?
Недавно вышел аналитический обзор DSS Consulting за 2012, в котором не учитываются западные СЭД, я решил проанализировать и сделать некоторые выводы о том, какие СЭД и почему более востребованы в РФ. В данной статье я постараюсь осветить аспекты и характер востребованности СЭД-продуктов в разрезе масштаба Заказчика.
Масштаб Заказчика говорит о многом: перечень задач, объем услуг, величина бюджета, ожидания Заказчика и т.д. Зная масштаб, мы можем определиться с решением – СЭД.
Рассмотрим эти решения с точки зрения масштаба Заказчика:
●СМБ (средний и малый бизнес);
●крупный бизнес.
Отдельно выделю госсектор, так как он имеет свою специфику и является одним из ключевых Заказчиков СЭД. Зачастую, для небольших ведомств решения «спускаются сверху» и такой неэффективный гигант, как ОИВ + ОМСУ не понимает каких целей нужно добиться. Какая картинка должна сложиться после завершения Проекта? (все это продиктовано политикой партии «внедрять информационные технологии и увольнять неграмотных юзеров»)
Госсектор
Основные российские компании и СЭД-продукты, специализирующиеся и имеющие опыт работы с госсектором явно представлены в аналитических обзорах и красивых пресс-релизах, о которых в рамках данной статья я рассказывать не буду. Скажу лишь, что на сцену выходят крупные российские интеграторы и вендоры с внушительными партнерскими сетями.
Нормативная база (иногда ее отсутствие) и особенности ведения документооборота в российских госструктурах не позволяют западным компаниям быстро «приручить русского медведя», по моему мнению, предпочтение отдается российским разработкам, «заточенным» под российское делопроизводство. Дополнительным фактором в пользу отечественных продуктов является желание власти продвигать и развивать «наших»: создавать рабочие места, поддерживать отечественную экономику, пополнять свой бюджет, а не бюджеты других стран.
Резюмируя требования и ожидания госсектора:
●соответствие нормативной базе;
●специфика задач отечественных госструктур;
●высокие требования к технической поддержке.
Итого: большие масштабы, специфика и требования отечественного госсектора – внедрение СЭД с адаптацией под конкретные задачи ведомств, лидеры отечественного рынка.
СМБ
Отечественные разработки наиболее популярны в сегменте СМБ в силу их нацеленности на «коробочное» решение задач, доступной стоимости, близкого расположения разработчиков, удобства решения юридических вопросов и получения своевременной технической поддержки. Ключевые задачи СМБ сектора:
●электронный архив;
●обмен документами, совместная работа;
●простые бизнес-процессы (согласование, ознакомление).
Примечательно, что идея малого бизнеса о необходимости автоматизации управления контентом часто происходит от друзей/коллег уровня директора компании и отношение к проекту скорее «экспериментаторское», тогда как топ-менеджмент среднего бизнеса осознанно понимает свои потребности и более серьезно подходит к проекту.
Итого: простые задачи, небольшой бюджет – «коробочное» решение, отечественная разработка.
Крупный бизнес
Добрались до крупного бизнеса и его характеристик:
●масштабные и сложные задачи;
●сотни и тысячи пользователей;
●огромные базы данных;
●распределенная и удаленной работа;
●высокие требования к результатам;
●солидные бюджеты;
●грамотный подход к выбору Партнеров – разработчика СЭД и Исполнителя проекта.
Сравним ориентацию российских и западных вендоров в продвижении продуктов.
Подавляющее большинство отечественных разработчиков СЭД нацелено на «короткие» внедрения, где задачи не столь сложны и ожидаемый результат от внедрения не столь велик.
Западные разработчики имеют солидный пул внедрений в крупных компаниях и предлагают полноценные внедрения с адаптацией под Заказчика.
С учетом специфики бизнеса, западные системы пока выигрывают, но и отечественные разработчики постепенно осваивают работу с корпоративными клиентами, и уже ощутимо наступают на пятки западным гигантам.
Итого: масштабные задачи, солидный бюджет – внедрение СЭД с адаптацией под конкретные задачи бизнеса, западная разработка, либо лидеры отечественного рынка.
Подводя итог
Анализируя количество и масштаб внедрений СЭД в РФ, где одним из основных Заказчиков является госсектор (около 50%), который на законодательном уровне продвигает информатизацию (Электронная Россия, Электронное Правительство) и текущую экономическую конъюнктуру, можно уверенно говорить о первенстве российских продуктов на российском рынке.
Коммерческий сектор медленными, но уверенными шагами осваивает продукты отечественных вендоров и можно предположить, что в ближайшее время мы будем видеть все больше и больше упоминаний отечественных СЭД в пресс-релизах крупных отечественных и зарубежных компаний.
Комментарии 3
он точно не говорит о перечне задач и ожиданиях. Он, как правило, говорит о бюджете (по крайней мере многие маленькие фирмы мечтают о Большом Заказчике, потому что верят, что "Большой Заказчик" - это синоним "много денег").
Вы бы хоть намекнули о чем это. А то как-то очень голословно получилось
Раскройте подробнее, в чем именно выражается эта требовательность.
Это вы вообще о чем?
А вот это вы на основании чего написали:
Из тех, что западных вендоров, что представлены в России: Microsoft (SharePoint), EMC (Documentum), Alfresco (Alfresco), OpenText (OpenText) - все продвигают свои продукты как платформу и сами практически не занимаются внедрениями. Адаптацией и непосредственными внедрениями занимаются или партнеры или сами клиенты (или нанятые разработчики). Исключение, пожалуй, только Microsoft, которое имеет российское подразделение Consulting Services да еще IBM, которая в принципе продает услуги консалтинга.
Можете сказать каких конкретно вендоров вы имеете в виду и что вы подразумеваете под "полноценные внедрения с адаптацией под Заказчика"?
Ну и в целом все "Итого" - это выводы из доклада DSS Consulting или ваше собственное виденье мира?
Еще как говорит, у крупных Заказчиков много подразделений и людей с разным видением текущих задач и проблем. Есть люди которые вообще не видят проблем у себя под носом (умышленно или нет), а другие видят и хотят что то предпринять, но не находят поддержки (внутри или снаружи). Понятно, что потребности не всегда плавают на поверхности - их надо выявлять.
Госуслуги, СМЭВ, интеграция МЭДО, обращение граждан, интернет приемная, управление совещаниями.
В том, чтобы система не падала - никогда.
Не все чиновники могут подготовить нормальное ТЗ, потому что не понимают зачем им информатизация и что им нужно. Такая специфика.
Безусловно, западные проекты = неместная платформа + местный интегратор. И под солидным пулом подразумеваются именно такие проекты. Платформа сама по себе уже подразумевает адаптацию под Заказчика, иначе эта платформа теряет свои преимущества.
Первая часть из доклада, вторая - мое мнение, подкрепленное обобщенной информацией из доклада.
Это теория.
А на практике я могу с ходу назвать несколько очень крупных клиентов, где конкретная СЭД решала 1 конкретную задачу и столько же небольших, где на СЭД не повесили разве что встречу гостей "хлебом-солью".
И что в этом такого специфичного? Аналогичные задачи (интеграция с иными учетными системами, заявки, интеграция с порталами, ...) можно найти в любой коммерческой организации - они только называются иначе.
В моем понимании техническая поддержка и обеспечение бесперебойности работы - вещи хоть и связанные, но разные. На сколько мне доводилось встречаться, техподдержка вендора обеспечивает только решение инцедентов в оговоренные SLA сроки.
Обеспечение же бесперебойности работы - это в первую очередь огромный комплекс превентивных мер и мероприятий, которые техническая поддержка не реализует. Возможно, конечно, я чего-то не знаю... Может вы назовете у каких вендоров СЭД есть услуга обеспечения бесперебойной работы СЭД?