КЭДО, или Почему все перейдут на HR-процессы без бумаг
За год на одного сотрудника отдел кадров оформляет десятки документов — от трудового договора до приказа на увольнение. И если обычно HR-специалист легко справляется с бумагами, то кадровый электронный документооборот (КЭДО) по-прежнему вызывает много вопросов.
Для чего нужна цифровизация в HR
Хотя электронный документооборот ещё наводит страх в HR-службах, сотни компаний уже переходят на цифровое взаимодействие с сотрудниками. С одной стороны, подталкивает государство — инициативы сверху дают понять, что перевод бизнеса на электронное кадровое делопроизводство в России неизбежен.
Хорошо ли вы знаете КЭДО? Проверьте себя! С другой — компании сами осознают выгоды цифровизации в HR. КЭДО упрощает процессы как для работодателя, так и для сотрудников. Первый может намного быстрее собрать оригиналы документов и получить подписи на них, а работникам не нужно являться в отдел кадров по каждой просьбе.
Ознакомиться с приказом сотрудник может и удалённо — электронная подпись заменяет собственноручную. В разы меньше действий при оформлении отпуска. Больше не нужно писать заявление от руки, нести его на согласование и подписание руководителю, а потом возвращать в HR-службу. Не приходится тратить нервы и драгоценные часы, особенно если отдел кадров находится в соседнем здании или ещё хуже — в другой части города.
Вернёмся к государству. Как Россия переходит на КЭДО
За 2018–2021 годы Министерство труда и соцзащиты РФ запустило сразу два эксперимента по электронному документообороту в HR. Особенно впечатляет второй, в рамках которого на КЭДО перешла 381 организация. Опыт и выводы компаний-пионеров повлияют на дальнейшие изменения законодательства.
Огромное влияние на развитие КЭДО оказала пандемия. Массовый переход компаний на удалёнку заставил государство пересмотреть многие нормативные правовые акты в сфере кадров. В частности, пришлось официально утвердить порядок работы с удалёнными сотрудниками. Теперь, с 1 января 2021 года, они могут подписывать трудовые договоры и иные документы дистанционно — достаточно использовать электронную подпись.
И наконец, даже трудовая книжка становится электронными. Бумажные уже не заводят при трудоустройстве сотрудника. Правило действует с 2021 года.
О выгодах КЭДО в деталях
Кадровое делопроизводство — это не только трудовой договор и всё, что с ним связано. HR-специалист оформляет на сотрудников множество других документов: приказы на отпуск или командировку, приём на работу или увольнение, перевод на новую должность, выдачу вознаграждения или штрафов. Есть и другие бумаги: различные инструкции по безопасности, соглашения о неразглашении тайн, распоряжения, регламенты и т. д.
В целом HR-службы могут параллельно вести более 80 типов документов, которые относятся к работе сотрудника. Некоторые из них должны храниться по 45 лет. В их числе акты несчастных случаев, журналы учёта инструктажей. Часть документов находятся на предприятиях по 50 и даже 75 лет: приказы по личному составу, документы по оплате труда, трудовые договоры.
Учитывая огромные сроки хранения, несложно представить, какие объёмы занимают кадровые документы в компаниях — от нескольких шкафов до отдельных помещений. Чем больше места отводится под эти нужды, тем существеннее становится необходимость в КЭДО.
При этом переход на цифровые оригиналы без дублирования на бумаге — вполне легитимный выход из ситуации. Электронные кадровые документы считаются юридически значимыми. Главное — оформлять и работать с ними, как того требуют Трудовой кодекс РФ и 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Плюсы КЭДО для организаций | Плюсы КЭДО для сотрудников |
|
|
Какая система нужна для КЭДО
Чтобы перейти на цифровое взаимодействие с сотрудниками, достаточно использовать подходящую информационную систему. Эксперты советуют рассмотреть три варианта:
- «Работа России» — единая цифровая платформа, где уже всё предусмотрено для хранения кадровых документов. Сейчас пользователи могут подписать в ней лишь договоры — трудовой, ученический и о материальной ответственности. Функций ещё мало, как-то подстроить платформу под себя пока тоже не получится.
- Своя информационная система. Можно попробовать разработать ПО под свои задачи, с учётом специфики бизнеса и трудового законодательства. Однако это очень долго и требует много затрат. К тому же, может потребоваться интеграция как с другими системами компании, так и с «Работой России».
- Готовая система. Решения для легитимного КЭДО уже разработаны и поставляются в России, в их числе Directum HR Pro. Системой пользуются разные категории работников: специалисты отдела кадров, рабочие в цехах, офисные сотрудники и те, кто трудится удалённо. Переход на КЭДО снижает до 90% расходов на кадровое делопроизводство.
Электронная подпись (ЭП, ЭЦП): какую выбрать
Если компания планирует избавиться от бумаг в HR-процессах, то ей придётся задуматься о выдаче электронных подписей сотрудникам. Законность их использования утверждена в 2021 году — с момента вступления в силу 407-ФЗ, регламентирующего дистанционный режим работы в России.
Какие подписи можно использовать в КЭДО:
Руководители | Работники |
|
|
|
Сегодня массово переводятся в цифру документы, которые не требуют оформления на бумаге согласно Трудовому кодексу. Сотрудники могут подписывать такие документы всеми видами подписи — УКЭП, УНЭП и ПЭП.
Фото: кадр из к/ф «Служебный роман», реж. Э.Рязанов, «Мосфильм», 1977 г.
Комментарии 0